Дело № 2а-596/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 28 февраля 2019 года
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда
в составе :
председательствующего судьи Малышевой Е.А.,
при секретаре Лихач О.В.,
с участием :
представителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области – Татаренковой Ю.Д.,
представителя административного ответчика – Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда и многоквартирных домов при администрации Тракторозаводского района – Втюриной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 февраля 2019 года в городе Волгограде административное дело по административному иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Межведомственной комиссии по оценке состояния жилищного фонда при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец инспекция Госжилнадзора обратилась в суд с указанным иском, в обоснование указав, что 25 октября 2018 года инспекцией проведено обследование многоквартирного жилого дома № 4 по ул. Рыкачева в Тракторозаводском районе г. Волгограда, по результатам которого составлено заключение, свидетельствующее о его плохом (аварийном) техническом состоянии, которое направлено в администрацию Тракторозаводского района г. Волгограда для рассмотрения на межведомственной комиссии вопроса о состоянии указанного дома в части пригодности либо непригодности для проживания граждан. В декабре 2018 года в адрес истца поступило заключение межведомственной комиссии при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда от 24.11.2018г., из которого следует, что при визуальном обследовании жилого дома установлено, что в целом данный дом не находится в аварийном состоянии, поскольку без проведения инструментального контроля нельзя сделать вывод о работоспособности конструктивных элементов здания а также об исчерпании их несущей способности. По мнению истца, межведомственной комиссией по сути не рассмотрен вопрос об обследовании жилого дома № 4 по ул. Рыкачева и принятия по нему решения в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2006г., поскольку заключение межведомственной комиссии от 24.11.2018г. составлено в нарушении указанного Положения. Поэтому административный истец просит признать незаконным заключение Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда от 24.11.2018г № 64, а также просит возложить на межведомственную комиссию обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу, принять решение по данному дому в соответствии с п.47 «Положения».
Представитель административного истца в судебном заседании иск поддержал.
Представитель административного ответчика в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что межведомственная комиссия данный дом осмотрела визуально.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ст.ст.17,19,22 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также другие административные дела, возникающие из иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно пункта 4 ч.6 ст. 20 Жилищного Кодекса РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (с последующими изменениями и дополнениями) настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункты 1,2).
Согласно пункта 7 названного «Положения» оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
На основании пункта 42 «Положения» межведомственная комиссия на основании, в том числе, заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения.
На основании пункта 44 «Положения» процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе :
- определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
- определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
- составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1;
- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
Согласно пункта 46 «Положения» комиссия рассматривает поступившее заключение органа госнадзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 «Положения», либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с пунктом 47 «Положения» по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям : о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания индивидуального дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания индивидуального дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания индивидуального дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Решение межведомственной комиссии оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения.
В судебном заседании установлено следующее.
В октябре 2018г инспекцией Госжилнадзора Волгоградской области было проведено обследование многоквартирного жилого дома № 4 по ул. Рыкачева г. Волгограда, в ходе которого выявлены факты, свидетельствующие о существенной опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях указанного дома в связи с наличием повреждений конструктивных элементов жилого дома, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций и строения в целом. По результатам указанного обследования госжилинспекцией составлено заключение от 25 октября 2018 года № 812 (л.д.14-21), которое 25 октября 2018г. было направлено в администрацию Тракторозаводского района г. Волгограда для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующего решения (л.д.7-8).
24 ноября 2018 года межведомственной комиссией при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда в отношении жилого дома № 4 по ул. Рыкачева г. Волгограда составлено заключение № 64 о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, из которого следует, что комиссией рассмотрено заключение госжилнадзора от 25.10.2018г. Выявленные по результатам проведенного инспекцией визуального обследования нарушения целостности некоторых элементов жилого дома не являются достаточными основаниями для признания жилого дома аварийным, поскольку без проведения инструментального контроля нельзя сделать выводы о работоспособности конструктивных элементов здания, а также исчерпании их несущей способности. В случае если собственниками будет представлено заключение о техническом обследовании жилого дома лицензионной организацией с проведением инструментального контроля технического состояния здания, комиссией может быть повторно рассмотрен вопрос о признании жилого дома аварийным либо подлежащим капитальному ремонту (л.д.12-13).
Однако, указанное заключение межведомственной комиссии от 24.11.2018г., составленное в отношении жилого дома № 4 по ул. Рыкачева, не соответствует требованиям пункта 44 вышеуказанного «Положения», поскольку из заключения не видно, какие еще дополнительные документы (заключения, акты), необходимые для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим либо несоответствующим установленным настоящим Положением требованиям, были рассмотрены комиссией.
Ссылка комиссии в оспариваемом заключении на то обстоятельство, что в случае предоставления собственниками этого жилого дома заключения о техническом обследовании жилого дома лицензированной организацией с проведением инструментального контроля технического состояния здания, комиссией может быть повторно рассмотрен вопрос о признании данного жилого дома аварийным либо подлежащим кап.ремонту, является незаконной и противоречит требованиям пункта 44 Положения, поскольку межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение инспекции Госжилнадзора, провести оценку соответствия жилого дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительного обследования и испытаний в отношении спорного жилого дома.
Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей. Кроме того, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.
На недопустимость принятия межведомственной комиссией решения исключительно по результатам визуального обследования жилого дома также обращено внимание в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности заключения межведомственной комиссии при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда от 24.11.2018г. о пригодности (непригодности либо аварийности) многоквартирного жилого дома № 4 по ул. Рыкачева для проживания граждан, что является основанием для возникновения чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь, может поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заключение Межведомственной комиссии по оценке состояния жилищного фонда от 24.11.2018г № 64 в отношении многоквартирного жилого дома № 4 по ул. Рыкачева следует признать незаконным с возложением на межведомственную комиссию при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда обязанности в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу принять решение в соответствии с п.47 «Положения» от 28 января 2006 года № 47 в отношении жилого дома № 4 по ул. Рыкачева г. Волгограда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда от 24.11.2018г № 64 в отношении многоквартирного жилого дома № 4 по ул. Рыкачева г. Волгограда.
Возложить на Межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда обязанность принять решение в соответствии с п. 47 «Положения» в отношении жилого дома № 4 по ул. Рыкачева г. Волгограда - в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение одного месяца через Тракторозаводский районный суд города Волгограда.
Судья : Е.А. Малышева