ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-598/16 от 29.02.2016 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

гр. дело №2а-598/16

строка 63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«29» февраля 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Мазиной Н.И.

с участием административного истца ФИО1

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Берг ФИО7, ФИО2 ФИО8 к Администрации муниципального образования г.Краснодар, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г.Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ. в выдаче разрешения на строительство, обязании Администрации муниципального образования г.Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар выдать разрешение на строительство по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке расположенном по адресу <адрес> внутригородском округе <адрес>, кадастровый ,

У С Т А Н О В И Л :

Административные истцы обратились в суд и указывают, что по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. , ФИО1 как победителю торгов, на праве аренды принадлежит земельный участок, расположенный по адресу <адрес> в Центральном внутригородском округе, общей площадью 617 кв.м., кадастровый . На основании заявления ДД.ММ.ГГГГ выдан градостроительный план земельного участка номером , утвержденный Приказом директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар ДД.ММ.ГГГГ. . ДД.ММ.ГГГГ. между ФИО1 и ФИО2 заключен договор о совместной деятельности. ДД.ММ.ГГГГ. административные истцы обратились за выдачей разрешения на строительство офисов на указанном земельном участке, в выдаче которого Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ. было отказано. Данный отказ административные истцы считают незаконным, нарушающим их права, и просят суд признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г.Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ. в выдаче разрешения на строительство, обязать Администрацию муниципального образования г.Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар выдать разрешение на строительство по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. на земельном участке расположенном по адресу <адрес> внутригородском округе города Краснодара, кадастровый .

Административный истец ФИО1 административное исковое заявление поддержал и просил его удовлетворить, представил объяснения по делу, приобщенные к материалам дела.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Административные ответчики Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г.Краснодар, Администрация муниципального образования г.Краснодар в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представителем Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г.Краснодар представлены возражения приобщенные к материалам дела.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Согласно ч.7 указанной статьи в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления… К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

(пп. "з" введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 339-ФЗ) 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;…8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; 7.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 2 и 5 части 7 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса. Документы, указанные в пункте 1 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В данном случае судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, ФИО2 обратились к Главе муниципального образования город Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство офисов на земельном участке по адресу <адрес> сроком на 12 мес. (л.д.16), при этом, указывают, что земельный участок предоставлен на праве аренда, оформленной договором аренда земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению к заявлению были приложены: копия паспортов заявителей, проектная документация в полном объеме (текстовая и графическая часть, в том числе требуемые согласно ч.7 ст.51 ГрК РФ, пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствие с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схемы, отображающие проектные решения; сведения об инженерном оборудовании; проект организации строительства объектов капитального строительства. ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.32) Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар
в выдаче разрешения на строительство ФИО1 было отказано, ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок, проектная документация выполнена не в соответствие с Постановлением правительства РФ от 16.02.2008г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» отсутствуют разделы общая пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка (схема организации земельного участка на топографическом плане, схема организации рельефа, земляных масс, благоустройства территории, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения, цветовое решение фасадов, проект организации строительства объекта капитального строительства и технические условия на подключение возводимого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта. Так же указано, что в целях реализации требований закона <адрес> «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктур, информации и связи в <адрес>» и постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке согласования заданий на проектирование объектов социальной защиты населения <адрес> в <адрес>. Согласно п.1.1 ст.48 ГрК РФ проектную документацию дополнить перечнем мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Исходя из представленных сторонами доказательств, суд считает отказ в выдаче разрешения обоснованным и законным.

Согласно договора аренды земельного участка , заключенного по результатам торгов, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ. по лорту от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 (л.д.13) передан за плату во временное владение и пользование из земель населенных пунктов земельный участок общей площадью 617 кв.м., расположенный <адрес>…с кадастровым номером . Обращаясь с заявлением на разрешение ФИО1 указывает кадастровый номер земельного л.д.16).

При этом, в соответствие с требованиями ст.51 ГрК РФ ФИО1 должен был представить правоустанавливающие документы на земельный участок, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В данном случае суд полагает, что право аренды подлежит регистрации в силу ст.609 ГК РФ. Административным истцом не представлено суду доказательств регистрации договора аренды, в том числе на момент обращения к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство, с учетом того, что ФИО1 в заявлении бл указан кадастровый номер иного земельного участка, чем тот, который предоставлен ему в аренду, суд полагает, что требования административного ответчика относительно не предоставления ФИО1 правоустанавливающих документов на земельный участок соответствуют требованиям законодательства.

Так же, в ст.51 ГрК РФ указано на необходимость предоставления материалов, содержащихся в проектной документации. Административный ответчик в своем отказе указывает, что были представлены не все документы - проектная документация выполнена не в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 23.01.2016) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.

Согласно Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 23.01.2016) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию " проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме. Правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения. Раздел 1 "Пояснительная записка" должен содержать… Исходя из представленной суду проектной документации имеется раздел1 –пояснительная записка (л.д.25).

Однако, исходя из представленной проектной документация (л.д.23-30) Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" не содержит в текстовой части обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент); описание организации рельефа вертикальной планировкой; описание решений по благоустройству территории,обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения. В графической части план земляных масс. Раздел 3 "Архитектурные решения" не содержит в текстовой части описание и обоснование внешнего и внутреннего вида объекта капитального строительства, его пространственной, планировочной и функциональной организации; обоснование принятых объемно-пространственных и архитектурно-художественных решений, в том числе в части соблюдения предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства; описание и обоснование использованных композиционных приемов при оформлении фасадов и интерьеров объекта капитального строительства; описание решений по отделке помещений основного, вспомогательного, обслуживающего и технического назначения; описание архитектурных решений, обеспечивающих естественное освещение помещений с постоянным пребыванием людей; описание архитектурно-строительных мероприятий, обеспечивающих защиту помещений от шума, вибрации и другого воздействия; описание решений по светоограждению объекта, обеспечивающих безопасность полета воздушных судов (при необходимости); описание решений по декоративно-художественной и цветовой отделке интерьеров - для объектов непроизводственного назначения… В графической части отображение фасадов; цветовое решение фасадов (при необходимости)…

Исходя из анализа, представленных документов в составе проектной документации, суд приходит к выводу, что она представлена не в полном объеме и не содержит всех необходимых документов и разделов, указанных в
Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 23.01.2016) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию ".

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления…отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Таким образом, ФИО1 в полном объеме не были представлены в уполномоченный орган документы, предусмотренные частями 7 и 9 ст.51 ГрК РФ, а именно правоустанавливающие документы на земельный участок и не в полном объеме материалы, содержащиеся в проектной документации, исходя из чего административный ответчик на законных основаниях отказал ФИО1 в выдаче разрешения на строительство и в удовлетворении исковых требований ФИО1 необходимо отказать в полном объеме.

Кроме того, не подлежат удовлетворению и требования ФИО2, так как права указанного административного истца не нарушены и не могли быть нарушены действиями административного ответчика, так как ФИО2, даже при условии заключения договора о совместной деятельности, не является участником правоотношений по выдаче разрешения, так как не является правообладателем земельного участка расположенном по адресу <адрес> внутригородском округе <адрес>, кадастровый и в силу ст.51 ГрК РФ не имеет право на обращение с заявлением о выдаче разрешения на строительство, так как такое право неразрывно связано с правами на конкретный земельный участок, кроме того, не является застройщиком данного земельного участка.


Руководствуясь ст. ст. 84, 178-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Берг ФИО9, ФИО2 ФИО10 к Администрации муниципального образования г.Краснодар, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г.Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ. в выдаче разрешения на строительство, обязании Администрации муниципального образования г.Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар выдать разрешение на строительство по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. на земельном участке расположенном по адресу <адрес> внутригородском округе <адрес>, кадастровый отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: