ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-598/2022 от 07.10.2022 Жирновского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-598/2022 г.

УИД 34RS0016-01-2022-000623-23

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Жирновск 07 октября 2022 года

Жирновский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Гущиной И.В.,

единолично,

при секретаре Кильдяшевой А.А.,

с участием помощника прокурора Жирновского района Волгоградской области Клименко Д.А.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Жирновского района Волгоградской области к администрации Нижнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по размещению информации на официальном сайте органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жирновского района Волгоградской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Жирновского района в администрации Нижнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности муниципальных органов, по результатам которой установлены нарушения в данной сфере. В ходе проверки установлено, что администрацией Нижнедобринского сельского поселения размещается информация на сайте администрации - нижнедобринское34.рф. Указанное свидетельствует о том, что администрация поселения имеет возможность размещать в сети Интернет информацию о своей деятельности непосредственно на официальном сайте администрации. Проведенной прокурорской проверкой установлено, что у администрации поселения реализация вышеуказанных полномочий органа местного самоуправления осуществляется на официальном сайте администрации. Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений в указанной сфере в части необходимости размещения информации в соответствии с требованиями Федерального закона № 8-ФЗ, однако до настоящего времени фактически нарушения не устранены. Вместе с тем, постановлением администрации Нижнедобринского сельского поселения от 30.12.2019 № 66 во исполнение Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» утверждена муниципальная программа «Профилактика правонарушений, терроризма и экстремизма на территории Нижнедобринского сельского поселения на 2020-2022 годы», которая не размещена на официальном сайте администрации, а также недоступна для ознакомления неопределенному кругу лиц. Отсутствие указанной информации в свободном доступе в сети «Интернет» является нарушением федерального законодательства и принципа прозрачности деятельности органов местного самоуправления, а также создает предпосылки для коррупционных проявлений.

В силу требований ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, просит суд:

1.признать незаконным бездействие администрации Нижнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по размещению информации в соответствии с требованиями законодательства РФ.

2. обязать администрацию Нижнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить информацию согласно требованиям п. 3 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В судебном заседании административный истец - помощник прокурора Жирновского района Волгоградской области Клименко Д.А. требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика – администрации Нижнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, административные исковые требования признал полностью, последствия признания иска, предусмотренные нормами ст.65, ст.157 КАС РФ ему понятны.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу требований п.7 ч.1 ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 №273- ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

На основании статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационнотелекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - сайт в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления. Федеральным законом может быть предусмотрено создание единого портала, на котором размещаются официальные сайты нескольких государственных органов.

Статья 6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, размещением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Статья 9 Федерального закона от 09.02.2009 N 8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регламентирует, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

В силу статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа ж информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

Перечень информации, подлежащей размещению в сети «Интернет» определен в статье 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Состав общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет», в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных (за исключением информации, указанной в части 7.1 статьи 14 настоящего Федерального закона), определяется соответствующими перечнями информации, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.

Порядок отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, определяется Правительством Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Статья 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273- ФЗ «О противодействии коррупции» определяет основные принципы противодействия коррупции, в частности - публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.12.2011 № 1624-0-0, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27.11.2008 Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ, информация о деятельности органов местного самоуправления, размещается в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления и содержит, в том числе, информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Жирновского района в администрации Нижнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности муниципальных органов, по результатам которой установлены нарушения в данной сфере.

В ходе проверки установлено, что администрацией Нижнедобринского сельского поселения размещается информация на сайте администрации - нижнедобринское34.рф. Указанное свидетельствует о том, что администрация поселения имеет возможность размещать в сети Интернет информацию о своей деятельности непосредственно на официальном сайте администрации. Проведенной прокурорской проверкой установлено, что у администрации поселения реализация вышеуказанных полномочий органа местного самоуправления осуществляется на официальном сайте администрации.

Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений в указанной сфере в части необходимости размещения информации в соответствии с требованиями Федерального закона № 8-ФЗ, однако до настоящего времени фактически нарушения не устранены.

Вместе с тем, постановлением администрации Нижнедобринского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» утверждена муниципальная программа «Профилактика правонарушений, терроризма и экстремизма на территории Нижнедобринского сельского поселения на 2020-2022 годы», которая не размещена на официальном сайте администрации, а также недоступна для ознакомления неопределенному кругу лиц.

Таким образом, отсутствие указанной информации в свободном доступе в сети «Интернет» является нарушением федерального законодательства и принципа прозрачности деятельности органов местного самоуправления, а также создает предпосылки для коррупционных проявлений.

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований административного истца.

Суд также принимает во внимание, что административный ответчик административные исковые требования признал в полном объеме.

В соответствии с ч.3. ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно ч.1 ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

В соответствии с ч.1 ст.157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается административным ответчиком. Изложенное заявление в письменной форме о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика, поскольку оно не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.

С учетом изложенного, принимая во внимание законность и обоснованность требований прокурора Жирновского района Волгоградской области, учитывая признание административного иска административным ответчиком и принятие его судом, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ч.3. ст. 46, ч.1 ст. 65, ч.1 ст.157, 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Жирновского района Волгоградской области к администрации Нижнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по размещению информации на официальном сайте органа местного самоуправления - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Нижнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по размещению информации в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Обязать администрацию Нижнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить информацию согласно требованиям п. 3 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме через Жирновский районный суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.10.2022 года.

Судья Гущина И.В.