ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-599/2016 от 24.06.2016 Кимовского городского суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2016 года г.Кимовск Тульской области

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой В.Н.,

при ведении протокола секретарем Коршуновой Т.Д.,

с участием

старшего помощника Кимовского межрайонного прокурора Рытенко Н.В.,

представителя административного истца – Управления Федеральной миграционной службы по Тульской области по доверенности ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-599/2016 по административному исковому заявлению Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области к ФИО2, подлежащему депортации, о продлении срока пребывания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной миграционной службы России по Тульской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, подлежащего депортации, в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области, расположенном по адресу: <адрес>, на 30 суток. Административные исковые требования обоснованы тем, что 29 мая 2014 года <данные изъяты> районным судом Тульской области гражданин ФИО2, уроженец <данные изъяты>, осужден по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы. ФИО2 содержался в Федеральном казенном учреждении «Лечебное исправительное учреждение №3» Управления ФСИН России по Тульской области, освобожден 27 мая 2016 года по отбытии срока наказания. 14 июля 2015 года в соответствии с ч. 4 ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч.11 ст.31 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Министерством юстиции Российской Федерации в отношении гражданина ФИО2, уроженца <данные изъяты>, вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. В соответствии с принятым решением ФИО2, уроженец <данные изъяты> уведомлен сотрудником УФМС России по Тульской области о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации сроком до 28 мая 2024 года. 27 мая 2016 года УФМС России по Тульской области в отношении гражданина ФИО2 вынесено решение о депортации. В целях исполнения требований Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ от 25 июля 2002 года сотрудники ФМС осуществляют прием данной категории иностранных граждан от сотрудников территориальных органов ФСИН в момент их освобождения для осуществления процедуры депортации. ФИО2 будет депортирован за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, бронирование билетов невозможно в связи с отсутствием у гражданина ФИО2, уроженца <данные изъяты>, документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина – паспорта гражданина <данные изъяты> 6 мая 2016 года УФМС России по Тульской области направлены документы в Посольство <данные изъяты> в Российской Федерации с целью оформления гражданину ФИО2 свидетельства на возвращение. До настоящего времени свидетельство о возвращении не оформлено. На основании решения начальника УФМС России по Тульской области полковника внутренней службы ФИО7 27 мая 2016 года ФИО2 помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области на срок сорок восемь часов. Решением Кимовского городского суда Тульской области от 27 мая 2016 года ФИО2 помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области, расположенное по адресу: <адрес> на срок 30 суток, то есть на период с 28 мая 2016 года по 26 июня 2016 года. Пребывание ФИО2 на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. Данные обстоятельства и явились причиной для обращения в суд.

Представитель административного истца – Управления Федеральной миграционной службы по Тульской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении в обоснование заявленных требований. Указал на необходимость обращения решения к немедленному исполнению, поскольку ФИО2 не имеет законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, замедление исполнения судебного решения о продлении срока пребывания ФИО2, подлежащего депортации, в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области, может привести к невозможности исполнения данного решения.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании не возражал относительно удовлетворения заявленных требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение старшего помощника Кимовского межрайонного прокурора Рытенко Н.В., полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление о продлении срока пребывания ФИО2, подлежащего депортации, в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области, поскольку оно не противоречит нормам действующего законодательства, суд пришел к следующим выводам.

Правовые основания нахождения и правовое положение иностранных граждан на территории РФ определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115-ФЗ от 25 июля 2002 года с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115-ФЗ от 25 июля 2002 года: иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно абз.1 п.9 ст.31 Федерального закона №115-ФЗ от 25 июля 2002 года иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

В соответствии с п.12 ст.31 Федерального закона №115-ФЗ исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в п.11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

На основании ч.5 ст.32.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, помещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда.

Согласно абз. 3, 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ от 15 августа 1996 года в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Под реадмиссией понимается передача Российской Федерацией иностранному государству и прием Российской Федерацией от иностранного государства иностранных граждан на основании международных договоров Российской Федерации о реадмиссии.

Депортация представляет собой принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (п.1 ст.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 266 КАС РФ административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

По данному делу было установлено, что согласно приказу Федеральной миграционной службы №560 от 29 ноября 2013 года, который вступил в законную силу с 1 января 2014 года, в связи с передачей Федеральной миграционной службе функций по временному содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утверждено штатное расписание специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области (на правах обособленного структурного подразделения) с местом дислокации г.Кимовск.

Из справки ФКУ «Лечебное исправительное учреждение №3» УФСИН России по Тульской области серии <данные изъяты> следует, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, осужден 29 мая 2014 года <данные изъяты> районным судом Тульской области по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы. Освобожден 27 мая 2016 года по отбытии срока наказания. Следует к месту жительства: <адрес>.

Министерством юстиции РФ вынесено распоряжение от 14 июля 2015 года «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» на основании ч.4 ст.25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ от 15 августа 1996 года, ч.11 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115-ФЗ от 25 июля 2002 года, согласно которому признано нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, осужденного 29 мая 2014 года <данные изъяты> районным судом Тульской области за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, содержащегося в ФКУ «Лечебное исправительное учреждение №3» УФСИН России по Тульской области.

Уведомлением от 27 мая 2016 года ФИО2 объявлено, что в отношении него Минюст России 14 июля 2015 года вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в соответствии с ч.4 ст.25.10 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» №114-ФЗ от 15 августа 1996 года, ч.11 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ от 25 июля 2002 года.

27 мая 2016 года референтом ГГС РФ УФМС России по Тульской области ФИО9 принято утвержденное 27 мая 2016 года начальником УФМС России по Тульской области ФИО7 решение о депортации ФИО2 за пределы Российской Федерации.

Уведомлением от 27 мая 2016 года ФИО2 объявлено, что в отношении него УФМС России по Тульской области 27 мая 2016 года принято решение о депортации, то есть принудительной высылке из РФ в соответствии с ч.11 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ от 25 июля 2002 года. Он (ФИО2) предупрежден о том, что въезд на территорию РФ ему запрещен в течение пяти лет с даты депортации в соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» №114-ФЗ от 15 августа 1996 года.

На основании решения Кимовского городского суда Тульской области от 27 мая 2016 года ФИО2 был помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области, расположенное по адресу: <адрес>, на срок 30 суток, то есть на период с 28 мая 2016 года по 26 июня 2016 года.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27), провозглашает защиту государством семьи (ч.1 ст.38).

При этом данные права в силу ч.3 ст.55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании п.5 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ от 25 июля 2002 года депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст.16 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.269 КАС РФ, суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

Учитывая указанные выше положения закона, наличие в отношении ФИО2 решения о депортации за пределы Российской Федерации, а также то, что ФИО2 не имел законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и документов, действительных для пересечения государственной границы Российской Федерации, Кимовский городской суд Тульской области в своем решении от 27 мая 2016 года пришел к выводу о наличии оснований для помещения ФИО2 в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области для его депортации на срок 30 суток, то есть на период с 28 мая 2016 года по 26 июня 2016 года.

Гражданин ФИО2 будет депортирован за счет средств федерального бюджета. Однако, УФМС России по Тульской области необходимо время для принятия мер по оформлению документов, необходимых для выезда из Российской Федерации.

При этом, срок его пребывания в специальном учреждении истекает 26 июня 2016 года в 24 часа 00 минут.

Принимая во внимание отсутствие законных оснований пребывания ФИО2 на территории Российской Федерации, с учетом того, что распоряжение Министерства юстиции о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации от 14 июля 2015 года -рн не отменено, а также в связи с необходимостью оформления документов, необходимых для выезда из Российской Федерации, установления личности гражданина ФИО2, суд полагает возможным продлить срок пребывания ФИО2 в специальном учреждении в пределах испрашиваемого срока, то есть на 30 суток, начиная с 27 июня 2016 года до 27 июля 2016 года.

При указанных обстоятельствах суд считает, что в настоящее время имеются законные основания для продления срока пребывания гражданина ФИО2 в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области на срок 30 суток.

Комплексный анализ имеющихся в деле документов позволяет придти к выводу о том, что пребывание ФИО2 на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, который подлежит депортации в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Согласно ч.1 ст.188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В силу ч.2 ст.188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Суд соглашается с доводами представителя УФМС России по Тульской области по доверенности ФИО1 о необходимости обращения решения к немедленному исполнению, поскольку ФИО2, являющийся уроженцем <данные изъяты>, не имеет законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, не связан социальными отношениями в Российской Федерации. При таких обстоятельствах замедление исполнения судебного решения о продлении срока пребывания ФИО2, подлежащего депортации, в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области, может привести к невозможности исполнения данного решения суда.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 188 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области к ФИО2, подлежащему депортации, о продлении срока пребывания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области - удовлетворить.

Продлить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <данные изъяты>, подлежащему депортации, срок пребывания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области, расположенном по адресу: <адрес>, на срок 30 (тридцать) суток, то есть на период с 27 июня 2016 года до 27 июля 2016 года.

Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления в Кимовский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий