ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-599/2016 от 30.08.2016 Удомельского городского суда (Тверская область)

Дело №2а-599/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Удомельский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Мининой С.В.,

при секретаре Кутчиевой Е.Ф.,

с участием помощника Удомельского межрайонного прокурора Беляевой Ю.А.,

административного истца ФИО5,

представителя административного истца ФИО5 – ФИО6,

заинтересованного лица ФИО7,

представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области, Участковым избирательным комиссиям №№1146, 1163, 1164, 1165, 1166, 1171, 1172, 1173, 1174 по четырехмандатному избирательному округу №6 об отмене Постановлений Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области от 25 апреля 2016 года №134-1252/3 «О подписании протокола о результатах выборов по четырехмандатному избирательному округу №6 на выборах депутатов Удомельского городской Думы первого созыва» и №134-1259/3 «О результатах выборов депутатов Удомельского городской Думы первого созыва по четырехмандатному избирательному округу №6»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Удомельского района об отмене Постановлений Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области от 25 апреля 2016 года №134-1252/3 «О подписании протокола о результатах выборов по четырехмандатному избирательному округу №6 на выборах депутатов Удомельского городской Думы первого созыва» и №134-1259/3 «О результатах выборов депутатов Удомельского городской Думы первого созыва по четырехмандатному избирательному округу №6».

В обоснование заявленных исковых требований указал, что был зарегистрирован в установленном порядке и участвовал в выборах депутатов Удомельской городской Думы первого созыва в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу №6.

В ходе этих выборов были выявлены ряд серьезных нарушений избирательного законодательства, исказивших итоги голосования на многих избирательных участках.

02 февраля 2016 года Территориальной избирательной комиссией Удомельского района издано Постановление №2 110/1005-3 «О форме и объеме сведений о кандидатах Удомельской городской Думы первого созыва, подлежащих доведению до сведения избирателей», принятое, в соответствии со статьями 20, 28, 29, 30, 32, 58 Избирательного кодекса Тверской области.

Указанным Постановлением установлены форма и объем сведений о кандидатах в депутаты Удомельской городской Думы первого созыва, представленных при их выдвижении подлежащих доведению до сведении избирателей, форма и объем сведений о выявленных актах недостоверности сведений о кандидатах в депутаты, представленных при их выдвижении, подлежащих размещению на информационном стенде в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением и опубликованию и объем биографических данных кандидатов, выдвинутых на выборах депутатов Удомельской городской Думы первого созыва, предоставляемых кандидатами, размещаемых на информационном стенде в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением.

Законодатель возложил на участковые избирательные комиссии с целью лучшего информирования избирателей и принятия ими осознанного волеизъявления обязанность размещать на упомянутых информационных стендах, если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения.

На избирательных участках УИК №1146 (г. Удомля РДК), УИК №1163 (село Котлован), УИК №1164 (деревня Кузьминское), УИК №1165 (деревня Маслово), УИК №1166 (деревня Курово), УИК №1171 (деревня Порожки), УИК №1172 (деревня Касково), УИК №1173 (деревня Мишнево), УИК №1174 (деревня Ряд) по личным наблюдениям административного истца, а также по сообщениям, поступившим от кандидатов в депутаты Удомельской городской Думы от КПРФ, от членов упомянутых участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса, от наблюдателей на избирательных участках и от сочувствующих КПРФ избирателей, информация о том, что конкретные кандидаты в депутаты выдвинуты избирательным объединением КПРФ, на информационных стендах не была размешена. Все образцы плакатов о кандидатах в депутаты имеются в ТИК Удомельского района.

Тем самым, избиратели - сторонники КПРФ были лишены возможности узнать, кто из кандидатов представляет данное избирательное объединение, что создало возможность принятия избирателем, ввиду отсутствия необходимой информации, ошибочного решения при голосовании.

Административный истец полагает, что предоставление неполной информации на избирательных участках о кандидатах в депутаты перечисленными участковыми избирательными комиссиями противоречит требованиям положениям подпункта «б» пункта 3 статьи 58 Избирательного кодекса Тверской области и грубо нарушило права избирателей и кандидатов в депутаты от КПРФ.

Нарушением избирательного законодательства явилось незаконное вмешательство в предвыборную кампанию должностных лиц Калининской АЭС и агитация их за кандидатов в депутаты по списку политической партии «Единая Россия».

Формой такой агитации явилась публикация в листовках агитационных призывов директора Калининской АЭС ФИО голосовать за кандидатов от «Единой России», в том числе, за кандидатов - работников КАЭС. Листовки по каждому избирательному округу были изданы тиражом в 3500 экземпляров и распространялись среди избирателей округов.

Руководство КАЭС сформировало штаб по выборам, куда вошли, в том числе, работники администрации Удомельского района. Предвыборный штаб находился, по его данным, в помещении Центра общественной информации КАЭС - государственного предприятия.

Руководство КАЭС понуждало работников КАЭС к участию в выборах, в том числе, к досрочному голосованию, которое приняло в Удомельском районе массовый характер.

Административный истец считает, что публикация в листовках агитационных призывов директора Калининской АЭС ФИО является грубым нарушением Избирательного кодекса Тверской области.

В ряде сельских населенных пунктов были зафиксированы бесплатные выступления творческих коллективов, функционирующих при КАЭС, с последующим бесплатным угощением едой (пирожки, булочки) и напитками (чай, кофе, минеральная вода). При этом, перед или после концерта, перед зрителями (они же избиратели) выступали кандидаты от «Единой России». Такие мероприятия были отмечены 18 апреля 2016 года в деревнях Липны и Котлован, 20 апреля 2016 года - в деревне Курово.

По мнению административного истца, эти выездные концерты с предвыборной агитацией со стороны кандидатов в депутаты от «Единой России» с последующим бесплатным для избирателей застольем является прямым подкупом избирателей, так как эти мероприятия из избирательных фондов кандидатов не оплачивались. Данные действия привели к искажению воли избирателей.

Ссылаясь на положения статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и статьи 73 Избирательного кодекса Тверской области административный истец ФИО5 просит суд отменить постановления Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области от 25 апреля 2016 года №134-1252/3 «О подписании протокола о результатах выборов по четырехмандатному избирательному округу №6 на выборах депутатов Удомельского городской Думы первого созыва» и №134-1259/3 «О результатах выборов депутатов Удомельского городской Думы первого созыва по четырехмандатному избирательному округу №6».

В соответствии с частью 1 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о принятии к производству суда административного искового заявления ФИО5 к Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области об отмене Постановлений Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области от 25 апреля 2016 года №134-1252/3 «О подписании протокола о результатах выборов по четырехмандатному избирательному округу №6 на выборах депутатов Удомельского городской Думы первого созыва» и №134-1259/3 «О результатах выборов депутатов Удомельского городской Думы первого созыва по четырехмандатному избирательному округу №6», судом информирована Избирательная комиссия Тверской области.

На стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству судом в качестве административных соответчиков привлечены Участковые избирательные комиссии №№ 1146, 1163, 1164, 1165, 1166, 1171, 1172, 1173, 1174 по четырехмандатному избирательному округу №6.

В качестве заинтересованных лиц судом привлечены кандидаты в депутаты на выборах в Удомельскую городскую Думу первого созыва, зарегистрированные по четырехмандатному избирательному округу №6 ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО7, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16

В судебном заседании административный истец ФИО5, его представитель ФИО6 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО7 также поддержал заявленные административным истцом требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области ФИО8 поддержала позицию, изложенную в письменных пояснениях, приобщенных к материалам административного дела, в которых указано, что форма и объем сведений о кандидатах на выборах Удомельской городской Думы первого созыва, подлежащих доведению до избирателей, установлены постановлением ТИК Удомельского района от 02 февраля 2016 года №100/1005-3 в соответствии с которым, на избирательных участках размещались биографические данные кандидатов. В отношении всех кандидатов, участвующих в выборах депутатов Удомельской городской Думы первого созыва, в указанных сведениях отсутствует информация о выдвижении избирательным объединением и наименование избирательного объединения. Так же в информационных материалах содержится указание о партийной принадлежности кандидатов, указавших сведения об этом при выдвижении. Таким образом, информационные материалы, размещенные на избирательных участках, не нарушают принцип равенства кандидатов по доведению информации о них до избирателей. В основном избирательном документе - избирательном бюллетене, который каждый избиратель получал на избирательном участке для голосования, указана вся требуемая в соответствии с законом информация, в том числе слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения. Следовательно, избиратели, в том числе сторонники КПРФ, имели возможность узнать, кто из кандидатов представляет данное избирательное объединение. ТИК Удомельского района приняты постановления о подписании протоколов о результатах выборов по всем 7 избирательным округам, в том числе по избирательным округу №6 на выборах депутатов Удомельской городской Думы первого созыва. 25 апреля 2016 года ТИК Удомельского района принято постановление о результатах выборов депутатов Удомельской городской Думы первого созыва по избирательному округу №6. ТИК Удомельского района не установлено нарушений в ходе избирательной кампании, которые не позволили выявить действительную волю избирателей. 12 апреля 2016 года ТИК Удомельского района рассмотрело заявление ФИО1 о распространении на территории города Удомля печатных агитационных материалов «Время созидать», изготовленных кандидатами в депутаты, выдвинутыми политической партией «Единая Россия» содержащие изображение и «агитационные призывы» директора Калининской АЭС ФИО17 в их поддержку. По мнению Заявителя, содержание листовки является грубым нарушением действующего законодательства, просит привлечь виновных лиц к ответственности. По результатам рассмотрения принято постановление «О рассмотрении обращения ФИО1., которым заявителю отказано в удовлетворении требований. Данное постановление ТИК Удомельского района обжаловано в Избирательную комиссию Тверской области. 22 апреля 2016 обращение ФИО1 рассмотрено на заседании избирательной комиссией Тверской области (постановление ), которым принято решение направить представление в Удомельскую межрайонную прокуратуру о проведении проверки о наличии в действиях кандидатов ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 признаков состава административного правонарушения установленных статьей 5.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и принятии мер. По информации, поступившей из МО МВД России «Удомельский» составлено 4 протокола об административных правонарушениях по статье 5.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которые направлены мировому судье. Мировой судья вернул административные протоколы в МО МВД России «Удомельский» для дополнительных проверочных мероприятий в связи с отсутствием доказательств вины. В ходе избирательной кампании фактов подкупа избирателей избирательными объединениями, в том числе политической партии «Единая Россия» правоохранительными органами не выявлено. Вопросы создания избирательных штабов не регулируются избирательным законодательством, и оценка их деятельности не входит в компетенцию избирательных комиссий. ТИК Удомельского района не установлено нарушений в ходе избирательной кампании, которые не позволили выявить действительную волю избирателей. ТИК Удомельского района просит суд отказать в удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании помощник Удомельского межрайонного прокурора Беляева Ю.А. полагала, что заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат, поскольку приведенные в административном иске обстоятельства не нашли фактического подтверждения в ходе рассмотрения административного дела. Не установлено нарушений требований избирательного законодательства, которые влияли на действительную волю избирателей при проведении выборов депутатов в Удомельскую городскую Думу первого созыва 24 апреля 2016 года. При этом права административного истца не нарушены.

В судебном заседании представители административных соответчиков Участковых избирательных комиссий №№1146, 1163, 1164, 1165, 1166, 1171, 1172, 1173, 1174 по четырехмандатному избирательному округу №6 не присутствуют. О дате и времени рассмотрения административного дела извещены судом своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие сведения.

В судебном заседании заинтересованные лица ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 не присутствуют. О дате и времени рассмотрения административного дела извещены судом своевременно и надлежащим образом.

Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

Суд на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований исходя при этом из следующего.

Федеральным законом от 08 марта 2015 года №23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15 сентября 2015 года утратил силу подраздел III Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Федеральным законом от 08 марта 2015 года №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 года №21-ФЗ, которым в разделе IV установлены особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу пункта 6 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, введенного в действие с 15 сентября 2015 года, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:... 6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Глава 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регулирует производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Согласно части 15 статьи 239 того же Кодекса, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Согласно части 3 статьи 240 того же Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Федеральным законом от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местно самоуправления» установлены правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года №67-ФЗ настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно статье 1 Избирательного кодекса Тверской области от 07 апреля 2003 года №20-ЗО настоящим Кодексом определяется порядок организации и проведения выборов Губернатора Тверской области, депутатов Законодательного Собрания Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований на территории Тверской области в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом Тверской области, уставами муниципальных образований.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области от 02 февраля 2016 года №110/998-3 «О назначении выборов депутатов Удомельской городской Думы первого созыва» выборы назначены на 24 апреля 2016 года, (опубликовано в периодическом печатном издании «Удомельская газета» от 05 февраля 2016 года №6).

Постановлением Избирательной комиссии Тверской области от 24 декабря 2015 года №167/1945-5 «О возложении полномочий избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования Удомельский городской округ Тверской области на территориальную избирательную комиссию Удомельского района» на территориальную избирательную комиссию Удомельского района возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Удомельского района Тверской области по подготовке и проведению выборов депутатов Удомельской городской Думы 2016 года.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области от 15 марта 2016 года №121/1117-3 «О регистрации кандидата в депутаты Удомельской городской Думы по Удомельскому четырехмандатному избирательному округу №6 ФИО5 зарегистрирован кандидатом в депутаты Удомельской городской Думы по Удомельскому четырехмандатному избирательному округу №6 ФИО5, выдвинутый Удомельским местным отделением КПРФ. Дата регистрации 15 марта 2016 года в 17 часов 49 минут. Зарегистрированный кандидат в депутаты Удомельской городской Думы ФИО5 включен в избирательный бюллетень по выборам Удомельской городской Думы первого созыва по Удомельскому четырехмандатному избирательному округу №6, ему выдано удостоверение установленного образца.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области от 02 февраля 2016 года №110/1005-3 «О формах и объеме сведений о кандидатах в депутаты Удомельской городской Думы первого созыва, подлежащих доведению до сведения избирателей» установлена форма и объем сведений о кандидатах в депутаты Удомельской городской Думы первого созыва, предоставленных при их выдвижении, подлежащих доведению до сведения избирателей; установлена форма и объем сведений о выявленных фактах недостоверности сведений о кандидатах в депутаты Удомельского городской Думы первого созыва, представленных при их выдвижении, подлежащих размещению на информационном стенде в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением и опубликованию; установлен объем биографических данных кандидатов, выдвинутых на выборах депутатов Удомельской городской Думы первого созыва, предоставляемых кандидатами, размещаемых на информационном стенде в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области от 31 марта 2016 года №125/1163-3 «Об утверждении текста избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Удомельской городской Думы первого созыва 24 апреля 2016 года» утвержден текст избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Удомельской городской Думы первого созыва 24 апреля 2016 года по Удомельским четырехмандатным избирательным округам №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

25 апреля 2016 года Территориальной избирательной комиссией Удомельского района Тверской области вынесено Постановление №134/1252-3 «О подписании протокола о результатах выборов по четырехмандатному избирательному округу №6 на выборах депутатов Удомельской городской Думы первого созыва».

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области от 25 апреля 2016 года №134/1259-3 «О результатах выборов депутатов Удомельской городской Думы первого созыва по четырехмандатному избирательному округу №6» признаны состоявшимися и действительными выборы депутатов Удомельской городской Думы первого созыва по четырехмандатному избирательному округу №6; избраны депутаты Удомельской городской Думы первого созыва по четырехмандатному избирательному округу №6 ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО22

В периодическом печатном издании «Удомельская газета» №18 911325) от 29 апреля 2016 года опубликованы результаты выборов депутатов в Удомельскую городскую Думу первого созыва 24 апреля 2016 года по всем избирательным четырехмандатным округам №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 73 Избирательного кодекса Тверской области заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Поэтому суд, рассматривая дело, оценивает доводы административного истца в той части, что имелись ли нарушения избирательного законодательства, масштаб таких нарушений, степень влияния допущенных нарушений на волеизъявление избирателей, возможность в конкретной ситуации совершения нарушения выявить действительное волеизъявление или отсутствие такового. Судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшего акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификации актов избирательного права. Не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установления итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации в силу относящихся к основам конституционного строя принципов народовластия итого выборов не могут быть поставлены под сомнение неограниченным кругом лиц и при том по любым основаниям, в том числе, связанным лишь предположениями о допущенных в ходе установления итогов голосования, определения результатов выборов нарушениях либо субъективным намерением защитить определенным образом понимаемый общественно-политический интерес при отсутствии у обратившегося в суд лица достаточных оснований полагать, что соответствующие нарушения по своему характеру и масштабу не позволяют выявить действительную волю избирателей, и реальную возможность подтвердить свою позицию необходимыми доказательствами (Постановление от 15 января 2002 года №1-П).

В соответствии с частью 2 статьи 73 Избирательного кодекса Тверской области в соответствии с федеральным законодательством суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного настоящим Кодексом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 52 настоящего Кодекса, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Кодекса, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов (часть 4 статьи 73 Избирательного кодекса Тверской области).

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными (часть 5 статьи 73 Избирательного кодекса Тверской области).

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении №10-П от 11 июня 2002 года, отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей, и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов в силу статей 3, 32 и 46 Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатов выборов.

Таким образом, в качестве правовых оснований для отмены результатов выборов федеральный закон устанавливает не любое нарушение законодательно установленных требований к проведению выборов, а лишь такое нарушение, которое не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Административный истец ФИО5 ссылается на нарушение Территориальной избирательной комиссией Удомельского района Тверской области требований подпункта пункта 3 статьи 58 Избирательного кодекса Тверской области (в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, - слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения), поскольку на избирательных участках по четырехмандатному избирательному округу №6 на информационных стендах не была указана информация о том, если кандидат выдвинут избирательным объединением – наименование этого избирательного объединения, если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру – слово «самовыдвижение».

Данное обстоятельство, по мнению административного истца ФИО5, свидетельствует о том, что сторонники КПРФ были лишены возможности узнать, кто из кандидатов представляет данное избирательное объединение, что создало возможность принятия избирателем ввиду отсутствия необходимой информации ошибочного решения при голосовании.

В судебном заседании представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области ФИО8 пояснила, что, действительно, информационные стенды на избирательных участках не содержали информацию о том, как именно выдвинут тот или иной кандидат в порядке самовыдвижения или избирательным объединением. При этом, данная информация не была указана в отношении всех кандидатов в депутаты Удомельской городской Думы первого созыва. Однако данный недостаток восполнен в бюллетенях для голосования, поскольку в них такая информация была представлена в полном объеме.

Территориальной избирательной комиссией Удомельского района Тверской области предоставлен избирательный бюллетень для голосования на выборах депутатов Удомельской городской Думы первого созыва 24 апреля 2016 года по Удомельскому четырехмандатному избирательному округу №6.

Как следует из предоставленного бюллетеня, напротив фамилии имени и отчества каждого из перечисленных в бюллетене кандидатов в депутаты указано, каким именно образом выдвинут тот или иной кандидат в депутаты – избирательным объединением или в порядке самовыдвижения.

Таким образом, суд считает неверной точку зрения административного истца ФИО5 относительно того обстоятельства, что вследствие не указания на информационных стендах информации о том, в каком порядке выдвинуты кандидаты в депутаты, нарушены права сторонников КПРФ, поскольку информация о порядке выдвижения кандидатов в депутаты в полном объеме содержалась в избирательных бюллетенях. Следовательно, избиратели не были лишены возможности при голосовании ознакомиться с данной информацией.

Административный истец ФИО5 ссылает на нарушение кандидатами, выдвинутыми партией «Единая Россия», требований статьи 45 Избирательного кодекса Тверской области о предвыборной агитации.

Согласно информации Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области 12 апреля 2016 года ТИК Удомельского района рассмотрело заявление ФИО1 о распространении на территории города Удомля печатных агитационных материалов «Время созидать», изготовленных кандидатами в депутаты, выдвинутыми политической партией «Единая Россия» содержащие изображение и «агитационные призывы» директора Калининской АЭС ФИО17 в их поддержку.

По результатам рассмотрения принято Постановление «О рассмотрении обращения ФИО1.», которым заявителю отказано в удовлетворении требований. Данное постановление ТИК Удомельского района обжаловано в Избирательную комиссию Тверской области.

22 апреля 2016 года обращение ФИО1 рассмотрено на заседании Иизбирательной комиссией Тверской области (Постановление ), которым принято решение направить представление в Удомельскую межрайонную прокуратуру о проведении проверки о наличии в действиях кандидатов ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 признаков состава административного правонарушения установленных статьей 5.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и принятии мер.

В данной связи необходимо отметить, что указанные лица являлись зарегистрированными кандидатами в депутаты по четырехмандатному избирательному округу №7, соответственно, ссылки административного истца ФИО5 на факты составления в отношении ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 протоколов по делам об административных правонарушениях для рассматриваемого административного дела правового значения не имеют.

Согласно утверждениям административного истца ФИО5 со стороны кандидатов в депутаты, выдвинутых партией «Единая Россия», осуществлялся подкуп избирателей во время организации выездных концертов творческих коллективов по территории Удомельского района Тверской области.

Пункт 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем, на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Проведение кандидатом публичных мероприятий – встреч с избирателями и лекций, в ходе которых соблюдаются требования избирательного законодательства, не может быть расценено как подкуп избирателей.

Граждане Российской Федерации вправе в допускаемых формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, которой признаются призывы голосовать за конкретного депутата или против, выражение предпочтения какому-либо кандидату.

Согласно информации Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области жалобы ФИО1, ФИО2 и ФИО3 рассмотрены по существу в установленные законом сроки и форме.

Опрошенная в судебном заседании 09 августа 2016 года свидетель ФИО4., по мнению суда, также не подтверждает доводы административного истца ФИО5 о фактах нарушения предвыборной агитации и подкупе избирателей, поскольку, изложенные указанным свидетелем сведения основаны на ее субъективном восприятии и ничем объективно не подтверждены.

Проверяя доводы административного истца ФИО5 о незаконной предвыборной агитации в пользу кандидатов в депутаты от политической партии «Единая Россия» в выступлениях на встречах с творческими коллективами на территории Удомельского района Тверской области, суд не принимает их во внимание, исходя из количества слушателей, содержания этих выступлений, а также из-за отсутствия доказательств, подтверждающих влияние этих выступлений на результаты волеизъявления граждан.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводам, что приведенные выше утверждения административного истца ФИО5 о подкупе избирателей не основаны на фактических данных и носят предположительных характер.

Таким образом, при рассмотрении административного искового заявления ФИО5 судом не установлено нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, которые, безусловно, препятствовали бы определению действительной воли избирателей по выборам депутатов Удомельской городской Думы первого созыва по четырехмандатному избирательному округу №6.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО5 к Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области, Участковым избирательным комиссиям №№1146, 1163, 1164, 1165, 1166, 1171, 1172, 1173, 1174 по четырехмандатному избирательному округу №6 об отмене Постановлений Территориальной избирательной комиссии Удомельского района Тверской области от 25 апреля 2016 года №134-1252/3 «О подписании протокола о результатах выборов по четырехмандатному избирательному округу №6 на выборах депутатов Удомельского городской Думы первого созыва» и №134-1259/3 «О результатах выборов депутатов Удомельского городской Думы первого созыва по четырехмандатному избирательному округу №6», - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Удомельский городской суд Тверской области в течение пяти дней со дня вынесения решения суда.

В окончательной форме решение суда изготовлено 31 августа 2016 года.

Председательствующий С.В. Минина