№2а-59/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2019 года с. Волчиха
Волчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Грибанова В.С.,
при секретаре Клипа В.Г.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Волчихинского района Гришакова А.А., представителя административного ответчика - Администрации Новокормихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Волчихинского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Новокормихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокуратурой Волчихинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг.
Правовое регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами и, в том числе, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определенные понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, видов и форм такой поддержки осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (далее Федеральный закон № ФЗ).
В соответствии со ст.2 Федерального закона №209-ФЗ, нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 11 Федерального закона №209-ФЗ устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.
В соответствии со ст.ст.1,2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон №210-ФЗ) органы местного самоуправления должны предоставлять муниципальные услуги, т.е. осуществлять деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Государственные и муниципальные услуги должны предоставляться, в том числе, в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а так же использование универсальной электронной карты. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Статьёй 10 Федерального закона №210-ФЗ установлены требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
На основании ст.11 Федерального закона №210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
В соответствии с п.п.1-3 ст.5 Федерального закона №210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме (п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ).
Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления требований пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг. Указанный срок (не позднее ДД.ММ.ГГГГ) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
В ходе проверки установлено, что Администрацией Новокормихинского сельсовета в нарушение указанных требований законодательства не обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме.
Указанное создает административные барьеры для реализации прав граждан и создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.
По мнению прокурора, бездействием Администрации сельсовета нарушается право граждан, субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренное ч.3 ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» - возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а так же в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Численность такой группы граждан и субъектов предпринимательской деятельности не определена.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие Администрации Новокормихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, выразившееся в необеспечении возможности получения муниципальных услуг в электронной форме. Обязать Администрацию Новокормихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронной форме.
Представитель административного истца – помощник прокурора Гришаков А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме, просил суд их удовлетворить. В обоснование иска сослался на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Относительно срока исполнения полагал разумным установление срока исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Волчихинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление принято к производству и ответчику было предложено до ДД.ММ.ГГГГ представить суду письменную позицию по предъявленным к нему требованиям.
Представитель административного ответчика - Администрации Новокормихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края Елецкий В.А. в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования признал и пояснил, что возможности получения заявителем государственных и муниципальных услуг в электронной форме не имеется по причине устарелой компьютерной техники и низкой скорости Интернета.
Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами и, в том числе, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определение понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, видов и форм такой поддержки осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 209-ФЗ нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 11 Федерального закона № 209-ФЗ устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) органы местного самоуправления должны предоставлять муниципальные услуги, то есть осуществлять деятельность по реализации функций органа местного самоуправления по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Государственные и муниципальные услуги должны предоставляться, в том числе в электронной форме с использованием информационнотелекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Статьёй 10 Федерального закона № 210-ФЗ установлены требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
На основании ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги; на получение полной, актуальной достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме (п. 2 ч. 1 ст.6 Федерального закона № 210-ФЗ).
Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления требований и. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг.
Указанный срок (не позднее ДД.ММ.ГГГГ) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Волчихинского района была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг, в ходе которой установлено, что Администрацией сельсовета в нарушение требований законодательства не обеспечена возможность получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме. Указанное создаёт административные барьеры для реализации прав граждан и создаёт условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.
Как следует из пояснений административного ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден реестр муниципальных услуг; перечень муниципальных услуг (которые являются необходимыми и обязательными для предоставления), предоставляемых Администрацией Новокормихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края НПА, утвержден; Административные регламенты на предоставляемые услуги органом местного самоуправления; в настоящее время имеется возможность получения услуги в электронном виде – выписки из похозяйственной книги на земельный участок, уникальных услуг нет; обязанность по утверждению и исполнению планов-графиков перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме не исполнена по причине устарелой компьютерной техники и низкой скорости интернета; возможности получения заявителем государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, с учетом требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, не имеется по причине устарелой компьютерной техники и низкой скорости Интернета (л.д.4).
Исходя из чего, следует, что у Администрации Новокормихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края отсутствуют какие-либо препятствия для исполнения требований законодательства об обеспечении возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме.
Указанное создаёт административные барьеры для реализации прав граждан и создаёт условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.
Бездействием Администрации сельсовета нарушается право граждан, субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренное ч.3 ст.5 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» - возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
При вышеизложенных обстоятельствах признание иска представителем административного ответчика - Администрации Новокормихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края и принятие его судом закону не противоречит, прав и охраняемых законом иных лиц не нарушает, поэтому суд полагает необходимым признание иска ответчиком принять и вынести решение об удовлетворении заявленных по делу исковых требований, поскольку в силу ст. 157 КАС РФ, признание иска ответчиком и принятие его судом является самостоятельным основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 157, 175–180, 291-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Волчихинского района Алтайского края в защиту неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Новокормихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, выразившееся в необеспечении возможности получения муниципальных услуг в электронной форме.
Обязать Администрацию Новокормихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронной форме в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Волчихинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Грибанов В.С.