Решение
именем Российской Федерации
109 гарнизонный военный суд в составе председательствующего Тимошечкина Д.А., при секретаре Ковальчук А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-59/2016 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части полевая почта №<данные изъяты> ФИО2 <данные изъяты> об оспаривании приказа командира войсковой части полевая почта № об установлении административному истцу выплаты единовременного пособия при рождении ребенка в размере, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан,
установил:
Командиром войсковой части полевая почта №ДД.ММ.ГГГГ года был издан приказ № №, согласно которому ФИО2 установлена выплата единовременного пособия при рождении ребенка в размере, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан.
Посчитав изданный приказ незаконным, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным приказ командира войсковой части полевая почта № № № в части установления ей выплаты единовременного пособия при рождении ребенка в размере, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан.
Административный истец ФИО2, административные ответчики - командир войсковой части полевая почта № и войсковая часть полевая почта № в суд не прибыли, в представленных в суд заявлениях просили рассмотреть дело без их участия, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали. В заявлении командир войсковой части полевая почта № также указал, что требования административного истца он не признает и просит отказать в их удовлетворении.
От представителя командира войсковой части полевая почта № - ФИО1 в суд также поступило заявление с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие. В представленных возражениях ФИО1 указала, что требования административного истца она не признает и просит отказать в их удовлетворении, поскольку, в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов, принятого странами Содружества Независимых Государств 09 сентября 1994 года, социальные пособия и компенсационные выплаты личному составу базы устанавливаются в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством страны пребывания.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Так, исследованными материалами дела подтверждается прохождение с ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> ФИО2 военной службы по <данные изъяты> в войсковой части полевая почта №, дислоцированной на территории <адрес>.
Из копии паспорта административного истца серия №, выданного <адрес>, следует, что ФИО2 имеет гражданство <данные изъяты>.
Копией свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ года, подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ года в городе <адрес> родилась ФИО7, матерью которой является ФИО2 <данные изъяты>, в графе отец <данные изъяты>.
ФИО2 единовременное пособие при рождении ребенка - ФИО7 в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, не начислялось и не выплачивалось, что следует из справки командира войсковой части полевая почта № от ДД.ММ.ГГГГ года № №.
Как усматривается из приказа командира войсковой части полевая почта № от ДД.ММ.ГГГГ года № №, ФИО2 установлена выплата единовременного пособия при рождении ребенка - ФИО7, в размере, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан.
Вместе с тем, основания, порядок, условия назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного одноименным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 1012н (далее - Порядок).
В соответствии со статьями 1 и 17.2 названного Закона его действие распространяется, в том числе, на граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, находящихся на территориях иностранных государств. Единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
Из пунктов 27, 29 Порядка следует, что единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы). Оно выплачивается лицам, проходящим военную службу по контракту, за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба по контракту.
Действие вышеназванного Федерального закона, согласно абзаца третьего части первой статьи 1, распространяется на граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Правовой смысл абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определяется исходя из требований части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой правила международного договора Российской Федерации применяются в том случае, если эти правила иные, нежели предусмотренные законом.
Согласно ст. 3 Соглашения о гарантиях прав в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов, подписанного странами Содружества Независимых Государств 09 сентября 1994 года, гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим).
Социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих воинских формирований одной Стороны, находящихся на территории другой Стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту службы в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета Стороны принадлежности воинских формирований, а в иных случаях - в порядке, предусмотренном для граждан Стороны пребывания.
В рассматриваемом контексте назначение пособия заключается в социальной защите ребенка и зависит от условий в месте его проживания в первые шесть месяцев жизни. Указанная гарантия, исходя из приведенного Соглашения, в достаточной мере определяется национальным законодательством Стороны, в которой пребывает ребенок.
С 01 января 2015 года размер единовременного пособия при рождении ребенка, в соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2014 года №384-ФЗ, с учетом коэффициента индексации 1,055, составляет 14497 рублей 80 копеек.
Вместе с тем, национальным законодательством Республики Таджикистан такая гарантия как выплата работнику единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрена в меньшем, чем законодательством Российской Федерации размере, что ставит граждан Российской Федерации из числа военнослужащих воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории указанного государства, в неравные условия с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, и приводит к нарушению принципа социальной справедливости, являющемуся, в соответствии со статьей 8 главы 3 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, одним из приоритетов развития человеческого потенциала России.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что приказ командира войсковой части полевая почта № от ДД.ММ.ГГГГ года № № в части, касающейся установления административному истцу выплаты единовременного пособия при рождении ребенка в порядке и размере, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан, является незаконным, а требования ФИО2 - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая решение об удовлетворении требований административного истца, учитывая, что на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации войсковая часть полевая почта №, как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчика, освобождена от уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьей 111 и 114 КАС РФ, суд полагает необходимым возвратить Афанасьевой из федерального бюджета денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при обращении с административным иском в суд.
Руководствуясь статьями 111, 114, 175 - 180 и 227 КАС РФ,
решил:
Требования ФИО2 <данные изъяты>, удовлетворить полностью.
Приказ командира войсковой части полевая почта № от ДД.ММ.ГГГГ года № № в части установления ФИО2 <данные изъяты> выплаты единовременного пособия при рождении ребенка в размере, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан, признать незаконным.
Обязать командира войсковой части полевая почта № отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ года № № в части, касающейся установления ФИО2 <данные изъяты> выплаты единовременного пособия при рождении ребенка в размере, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан, и издать приказ об установлении ФИО2 выплаты единовременного пособия при рождении ребенка в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Возвратить ФИО2 из федерального бюджета уплаченную ею государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Возложить на командира войсковой части полевая почта № обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд, а также административному истцу об исполнении решения суда по административному делу № 2а-59/2016.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд через 109 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.