ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-59/2023 от 07.02.2023 Черекского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

УИД 07 RS 0007-01-2022-000786-07 Дело № 2а-59/2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г.п. Кашхатау 7 февраля 2023 г.

Черекский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - судьи Чочуева Х.К.,

при секретаре Гергове М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Черекского района КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации Черекского муниципального района КБР об оспаривании бездействий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Черекского района КБР в интересах неопределенного круга лиц обратился в Черекский районный суд КБР с административным исковым заявлением к местной администрации Черекского муниципального района КБР в котором просить признать незаконным бездействие местной администрации Черекского муниципального района КБР в связи с непринятием мер по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых бытовых отходов в с.п. Верхняя Жемтала Черекского муниципального района, КБР; обязать местную администрацию Черекского муниципального района КБР в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых бытовых отходов в с.п. Верхняя Жемтала Черекского муниципального района КБР и в течение 6 месяцев с момента согласования проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона провести рекультивацию.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Черекского района во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ «О проведении проверки исполнения требований в сфере обращения с твердыми бытовыми коммунальными отходами» проведена проверка в указанной сфере. Проверкой установлено следующее. Так, в соответствии положениями чч. 2, 3 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Под объектами размещения отходов в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Установлено, что согласно постановлению Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.06.2020 № 138-ПП «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами в Кабардино-Балкарской Республике», актов выбора земельных участков под организацию сборных пунктов ТБО, отходов производства и потребления в административных границах 7 населенных пунктов Черекского муниципального района от 24 июня 2009 года (с.п. Аушигер, с.п. Безенги, с.п. Герпегеж, с.п. В. Жемтала, с.п. Жемтала, с.п. Зарагиж, г.п. Кашхатау) определены места временного размещения ТКО. Впоследствии на основании решения Совета местного самоуправления Черекского муниципального района КБР от 14.08.2018 №11/113 указанные выше свалки закрыты.

На территории сельского поселения Верхняя Жемтала Черекского муниципального района расположено 1 место временного размещения отходов: дата ввода в эксплуатацию 2008 год, площадь объекта 1 га.

С 1 января 2010 года запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

На территории Кабардино-Балкарской Республики расположены 2 объекта размещения твердых коммунальных отходов (полигоны в Урванском муниципальном районе и сельском поселении Пролетарское Прохладненского муниципального района), включенные в государственный реестр объектов размещения отходов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено действующим законодательством.

С 1 января 2019 года весь образующийся мусор на территории Кабардино- Балкарской Республики региональный оператор обязан вывозить только на полигоны в Урванском муниципальном районе и сельском поселении Пролетарское Прохладненского муниципального района. Все несанкционированные свалки подлежат рекультивации, ответственность по ликвидации лежит на плечах юридических собственников земельных участков. При выявлении вновь образовавшейся свалки региональный оператор в 30- дневный срок, направляет предложение собственнику земли о ликвидации свалки и, если предложение не было принято, собственными силами ликвидирует свалку и выставляет счет владельцу земельного участка.

На территории Черекского муниципального района объектов размещения отходов не имеется. Во всех сельских поселениях органами местного самоуправления организован вывоз бытовых отходов ООО «Экологистика».

Юридических лиц, осуществляющих незаконный сбор и утилизацию ТКО и ТБО на территории района, кроме регионального оператора, не имеется.

Все свалки и полигоны, которые не включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), являются несанкционированными, должны быть выведены из эксплуатации, ликвидированы, а занятые ими земли рекультивированы и возвращены в хозяйственный оборот.

Таким образом, ни одна свалка на территории Черекского муниципального района, в том числе в сельском поселении Верхняя Жемтала не включена в программу рекультивации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов» (национальный проект «Чистая страна»).

Основанием для предъявления исковых заявлений послужили факты непринятия мер, предусмотренных федеральным законодательством, направленных на рекультивацию свалки на территории сельского поселения Верхняя Жемтала.

Местная администрация Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, как орган местного самоуправления, непосредственно организует работу по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Таким образом, с 14.08.2018 (дата закрытия полигона) до настоящего времени административным ответчиком не подготовлен и не направлен в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых коммунальных отходов, расположенного в границах земель сельского поселения Верхняя Жемтала, соответственно полигон не включен в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, что препятствует дальнейшей реализации мероприятий по рекультивации объекта накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Невыполнение вышеуказанных требований федерального законодательства может способствовать возникновению условий, которые могут причинить вред правам и законным интересам граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Указанными действиями нарушаются интересы государства и неопределенного круга лиц, а именно граждан в части права на благоприятную окружающую природную среду и на ее защиту от негативных воздействий, вызванных хозяйственной и иной деятельностью.

По итогам проверки в адрес главы администрации с.п. Верхняя Жемтала Черекского района 10 июня 2021 года внесено представление об устранении нарушений требований действующего федерального законодательства. Вместе с тем, рекультивация указанной свалки не произведена.

Согласно информации, представленной местной администрации Черекского муниципального района земельный участок, на котором расположена свалка, находится в ведении администрации Черекского муниципального района.

На надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела представители административного истца, административного ответчика - местной администрации Черекского муниципального района КБР, а также заинтересованного лица- муниципального учреждения «Администрация сельского поселения Верхняя Жемтала» Черекского муниципального района КБР в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

На основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ судом принято решение о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, так как явка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является обязательной и не признана судом обязательной.

Выслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований. Новая редакция указанного пункта вступила в силу с 1 января 2016 года.

Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления).

Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления).

В соответствии с положениями Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация включает в себя: осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование; проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации; работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы; работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород; планировку (выравнивание) поверхности, выполаживание, террасирование откосов отвалов (терриконов) и бортов карьеров, засыпку и планировку шахтных провалов, если эти работы технологически невыполнимы в процессе разработки месторождений полезных ископаемых и не предусмотрены проектом горных работ; химическую мелиорацию токсичных пород; приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы; нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы; ликвидацию послеусадочных явлений; засыпку нагорных и водоотводных канав; ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала; очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте; устройство в соответствии с проектом рекультивации дренажной и водоотводящей сети, необходимой для последующего использования рекультивированных земель; приобретение и посадку саженцев; подготовку дна (ложа) и обустройство карьерных и других выемок при создании в них водоемов; восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование; другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.

По итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года утвержден паспорт национального проекта «Экология».

Паспорт нацпроекта разработан Минприроды России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя 11 федеральных проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов» и «Внедрение наилучших доступных технологий».

Срок реализации нацпроекта с октября 2018 года по 2024 год (включительно).

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» органам исполнительной власти поручено к 2024 году ликвидировать свалки и рекультивировать территории, на которых они размещены, и прежде всего выявленные на 1 января 2018 года несанкционированные свалки в границах городов.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделены правом проводить выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС), а также организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, возникшего в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.

К ОНВОС отнесены территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2018 г. № 542 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, которые вступили в силу 14 мая 2018 г.

В рамках подпрограммы «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов» (приоритетный проект «Чистая страна») Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии из средств федерального бюджета на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического вреда.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пунктом 15 статьи 7 Устава Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного решением Совета местного самоуправления Черекского муниципального района КБР от 26.03.2013 № 9/80 к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района.

Согласно положениями ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 6, п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу положений статей 80.1, 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее ОНВОС), который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Ведение государственного реестра ОНВОС включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в государственный реестр ОНВОС, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из государственного реестра ОНВОС.

Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов. Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственных реестр ОНВОС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Согласно пунктам 2, 3, 4, 5, 7 правил организации работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя:

- организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ;

- проведение указанных работ, осуществляется исполнителем, определяемым органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил (далее - заказчик), в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- необходимые обследования объекта, в том числе инженерные изыскания, проводятся заказчиком для подготовки проекта при выявлении и оценке объектов в соответствии со статьей 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и исполнителями при разработке проекта.

Исполнитель согласовывает проект с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

По смыслу положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает административное исковое заявление прокурора Черекского района КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации Черекского муниципального района КБР о признании бездействия незаконным в связи с непринятием мер по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых бытовых отходов в с.п. Верхняя Жемтала Черекского муниципального района, КБР, обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых бытовых отходов в с.п. Верхняя Жемтала Черекского муниципального района КБР и в течение 6 месяцев с момента согласования проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона провести рекультивацию подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Черекского района КБР в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие местной администрации Черекского муниципального района КБР выразившееся в непринятии мер по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых бытовых отходов в с.п. Верхняя Жемтала Черекского муниципального района КБР.

Обязать местную администрацию Черекского муниципального района КБР в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда подготовить и направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории полигона твердых бытовых отходов в с.п. Верхняя Жемтала Черекского муниципального района КБР, и в течение 6 месяцев с момента согласования проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории данного полигона провести рекультивацию.

Разъяснить местной администрации Черекского муниципального района КБР положения пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, согласно которым административный ответчик обязан сообщить об исполнении решения по административному делу в сроки установленные судом лицу, которое являлось административным истцом по данному административному делу и в суд.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР через Черекский районный суд КБР в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Х.К. Чочуев