ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-59/2024 от 15.01.2024 Хорольского районного суда (Приморский край)

Дело №2а-59/2024 (№2а-689/2023)

(25RS0032-01-2023-001454-27)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2024г. с.Хороль

Хорольский районный суд Приморского края в составе:

судьи Хвостовой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коваль И.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Романова Романа Васильевича о признании действий (бездействий) старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя незаконными, связанные с невозвратом взысканного исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

В Хорольский районный суд Приморского края обратился Романов Р.В. с административным иском о признании действий (бездействий) старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя незаконными, связанные с невозвратом взысканного исполнительского сбора, указав, что 15.12.2022г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Хорольскому району ГУФССП России по Приморскому краю Кондрашиной О.А. в отношении него было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 руб. по исполнительному производству №64028/22/25030-ИП от 06.12.2022г., возбужденному этим же судебным приставом-исполнителем на основании судебного приказа №2-2445/2019 от 11.12.2029г., вынесенного мировым судьёй судебного участка №93 Хорольского судебного района Приморского края. 21.12.2022г. судебным приставом-исполнителем Кондрашиной О.А. в отношении Романова Р.В. было возбуждено исполнительное производство №68452/22/25030-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 руб. 14.02.2023г. исполнительский сбор в указанном размере был взыскан с его текущего зарплатного счёта. 21.02.2023г. исполнительное производство №68452/22/25030-ИП от 21.12.2022г. было окончено на основании исполнения им требований исполнительного документа в полном объёме. 12.10.2023г. судебный приказ №2-2445/2019 от 11.12.2019г. был отменён. 02.11.2023г. в ОСП по Хорольскому району он направил заявление о возврате уплаченного исполнительского сбора по исполнительному производству №68452/22/25030-ИП от 21.12.2022г. Согласно почтовому отслеживанию по трек-номеру №69091189000700, это заявление было получено ОСП по Хорольскому району 08.11.2023г., однако уплаченный исполнительский сбор в размере 1 000 руб. ему не возвращён. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения ФЗ «Об исполнительном производстве», Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008г. №550, которым утверждены Правила возврата должнику исполнительского сбора, ФЗ «О судебных приставах», ст.1069, 151 ГК РФ, положения КАС РФ, административный истец просит: признать незаконными бездействие старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя Кондрашиной О.А. ОСП по Хорольскому району ГУФССП России по Приморскому краю, связанное с не возвратом уплаченного исполнительского сбора в размере 1 000 руб. по исполнительному производству №68452/22/25030-ИП от 21.12.2022г., обязав административного ответчика устранить нарушения законных интересов административного истца, путём возврата уплаченного исполнительского сбора в размере 1 000 руб.; взыскать с ОСП по Хорольскому району ГУФССП России по Приморскому краю проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 79 руб. 76 коп.; взыскать с ОСП по Хорольскому району ГУФССП России по Приморскому краю денежную компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

Сторона административного истца ходатайствовала о рассмотрении административного дела в отсутствие административного истца и его представителя, о чем указано в административном иске. В удовлетворении ходатайства представителя административного истца Крицкой О.А. об отложении рассмотрения дела судом отказано.

Остальные стороны, надлежащим образом извещенные о месте, дне и времени рассмотрения административного дела, в суд не явились. УФК по Приморскому краю ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Дело судом рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, поскольку в силу ч.6 ст.226 КАС РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

ОСП по Хорольскому району в дело представлен отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении административного иска, указав, что с Романова Р.В. действительно был удержан исполнительский сбор в размере 1000 руб. В ОСП по Хорольскому району 15.11.2023г. зарегистрировано его заявление о возврате исполнительского сбора. 26.11.2023г. в связи с предоставлением неполного пакета документов ему дан ответ, в котором разъяснен порядок возврата исполнительского сбора. Ответ направлен по адресу его проживания 30.11.2023г. Требуемый пакет документов от Романова Р.В. в ОСП так и не поступил.

УФК по Приморскому краю в суд представлены пояснения, в которых указывается на полномочия судебного пристава-исполнителя в рамках возбужденного исполнительного производства, предоставленные ФЗ «Об исполнительном производстве», то, что исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет, действующим законодательством предусмотрен досудебный порядок возврата излишне уплаченных в бюджет средств. Главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по коду бюджетной классификации «Исполнительский сбор» является Федеральная служба судебных приставов. Кроме того, законом не предусмотрено взыскание компенсации морального вреда при нарушении имущественных прав стороны исполнительного производства. В связи с изложенным полагает, что привлечение УФК по Приморскому краю к участию в деле не основано на законе.

Исследовав материалы дела, материалы исполнительных производств №64028/22/25030-ИП и №68452/22/25030-ИП, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Из документов указанных исполнительных производств в судебном заседании установлено, что:

21.12.2022г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Хорольскому району Кондрашиной О.А. в отношении Романова Романа Васильевича было возбуждено исполнительное производство №68452/22/25030-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 руб. – на основании постановления, вынесенного 15.12.2022г. тем же судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства №64028/22/25030-ИП;

при этом исполнительное производство №64028/22/25030-ИП было возбуждено 06.12.2022г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Хорольскому району на основании судебного приказа №2-2445/2019, вынесенного 11.12.2019г. мировым судьёй судебного участка №93 Хорольского судебного района Приморского края о взыскании с Романова Романа Васильевича задолженности в пользу ООО МКК «Агора» по кредитному договору и судебных расходов - в размере 12 240 руб. Взыскателем в рамках исполнительного производства является ООО «Сириус-Трейд»;

постановлением судебного пристава-исполнителя от 20.12.2022г. исполнительное производство №64028/22/25030-ИП окончено фактическим исполнением;

14.02.2023г. со счета Романова Р.В. была взыскана сумма исполнительского сбора 1 000 руб. (по исполнительному производству №68452/22/25030-ИП), и 17.02.2023г. денежные средства в размере 1 000 руб. поступили на счет ОСП по Хорольскому району, что подтверждается платежным поручением №1189 от 17.02.2023г.;

постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Хорольскому району от 15.02.2023г. взысканный с должника Романова Р.В. исполнительский сбор в сумме 1 000 руб. перечислен в доход бюджета: УФК по Приморскому краю (ГУФССП России по Приморскому краю);

постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Хорольскому району от 21.02.2023г. исполнительное производство №68452/22/25030-ИП от 21.12.2022г. окончено в связи с исполнением должником требований исполнительного документа в полном объеме.

Судом установлено, что определением мирового судьи судебного участка №93 Хорольского судебного района Приморского края от 12.10.2023г. судебный приказ №2-2445/2019 был отменен и отозван.

02.11.2023г. Романов Р.В. в адрес ОСП по Хорольскому району направил заявление о возврате исполнительского сбора в размере 1 000 руб., приложив к нему копии: паспорта; определения мирового судьи от 12.10.2023г.; постановления от 15.12.2022г. о взыскании исполнительского сбора; постановления от 21.12.2022г. о возбуждении исполнительного производства №68452/22/25030-ИП; постановления от 28.12.2022г. об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации; распечатку со счета, открытого на его имя в АО «Альфа-Банк», о списании 14.02.2023г. исполнительского сбора в размере 1000 руб. в рамках исполнительного производства №68452/22/25030-ИП.

Заявление Романова Р.В. о возврате исполнительского сбора зарегистрировано в ОСП по Хорольскому району 15.11.2023г.

На заявление Романова Р.В. от 02.11.2023г. ОСП по Хорольскому району был дан ответ, направленный ему 29.11.2023г. по адресу проживания: г.Владивосток, ул.Анны Щетининой, д.28 кв.139, в котором указывалось, со ссылкой на ст.40.1 БК РФ и Приказ Минфина РФ от 27.09.2021г. №137н, на то, что им представлен неполный пакет документов, а именно не были представлены ИНН, СНИЛС.

По состоянию на дату рассмотрения административного дела в суде сведений о возврате исполнительского сбора не имеется.

В соответствии с ч.11 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» (ФЗ от 02.10.2007г. №229-ФЗ) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного ФЗ.

Частью 12 ст.30 названного ФЗ срок рок для добровольного исполнения установлен в пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено этим ФЗ.

Положениями ч.1 ст.112 ФЗ от 02.10.2007г. №229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 ст.112 ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 ФЗ от 02.10.2007г. №229-ФЗ).

Согласно п.13 ч.1 ст.64 ФЗ №229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора с принятием об этом соответствующего постановления и совершения действий по их исполнению.

В соответствии с п.1 ч.10 ст.112 ФЗ №229 исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ.

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.112 ФЗ №229).

По общему правилу, установленному статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, отнесено к полномочиям администратора доходов бюджета (Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2022г. №198н).

Главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по коду бюджетной классификации «Исполнительский сбор» является Федеральная служба судебных приставов.

Действующим законодательством установлен досудебный порядок возврата излишне уплаченной суммы.

Порядок возврата исполнительского сбора определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. №550 «Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора» (далее по тексту – Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно п.3 Правил возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор. В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи.

К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.

Согласно п.4 Правил возврат исполнительского сбора, перечисленного должником на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов или структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением Федеральной службы судебных приставов или структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Пунктом 5 Правил установлено, что возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные пунктом 4 Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (Федеральной службы судебных приставов или соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства.

Срок представления платежного документа администратора доходов бюджета (Федеральной службы судебных приставов или соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) не может превышать 10 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 Правил, структурным подразделением Федеральной службы судебных приставов или структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

В соответствии с п.6 Правил возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 Правил, структурным подразделением Федеральной службы судебных приставов или структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Помимо этого, пунктом 3 статьи 40.1 БК РФ установлено, что возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Общими требованиями, утвержденными Приказом Минфина России от 27.09.2021г. №137н «Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей» установлены требования, предъявляемые к содержанию заявления на возврат платежа, внесенного в бюджет, а именно, такое заявление должно содержать, в том числе сведения, для физических лиц: идентификационный номер налогоплательщика (при наличии); страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии).

Поскольку в заявлении Романова Р.В. не были указаны идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, ему ОСП по Хорольскому району 29.11.2023г. был направлен соответствующий ответ.

Данных о том, что Романовым Р.В. были устранены недостатки заявления, не позволившие в установленный законом срок решить вопрос о возврате исполнительского сбора, материалы дела не содержат.

Поскольку действия должностных лиц службы судебных приставов: о возбуждении исполнительных производств №64028/22/25030-ИП и №68452/22/25030-ИП, об их окончании, невозврат исполнительского сбора до настоящего времени в связи с несоблюдением административным истцом требований, предъявляемым к содержанию заявления, носят законный характер, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании бездействия незаконным не имеется.

Поскольку невозврат исполнительского сбора обусловлен несоблюдением самим административным истцом требований, предъявляемым к содержанию заявления о возврате исполнительского сбора, оснований для взыскания с ОСП по Хорольскому району процентов за пользование чужими денежными средствами в заявленном Романовым Р.В. размере (79 руб. 76 коп.) не имеется.

В соответствии со ст.151 ГК РФ:

если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно п.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется ввиду того, что судом не установлено незаконного бездействия должностных лиц службы судебных приставов, а кроме того, законодательством (ст.151, п.2 ст.1099 ГК РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве») не предусмотрено взыскание компенсации морального вреда при нарушении имущественных прав стороны исполнительного производства.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, суд также учитывает, что основанием для удовлетворения заявленных требований является не только само по себе действие (бездействие) должностного лица, а в совокупности с незаконным действием (бездействием) должно иметь место нарушение прав и законных интересов стороны исполнительного производства.

Судом не установлено в действиях должностных лиц службы судебных приставов незаконных действий (бездействия), а невозврат исполнительского сбора обусловлен недостатками поданного самим Романовым Р.В. заявления. Кроме того, он не лишен возможности при устранении недостатков поданного заявления получить в установленном порядке исполнительский сбор, взысканный с него, в связи с отменой 12.10.2023г. судебного акта, который предъявлялся к исполнению в ОСП по Хорольскому району, и в рамках исполнительного производства по которому было вынесено 15.12.2022г. постановление о взыскании исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что права административного истца нарушены, у суда не имеется, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Романова Романа Васильевича о:

признании незаконными бездействия старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя ОСП по Хорольскому району ГУФССП России по Приморскому краю Кондрашиной О.А., связанное с не возвратом уплаченного исполнительского сбора в размере 1 000 руб. по исполнительному производству №68452/22/25030-ИП от 21.12.2022г.,

возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения законных интересов административного истца путём возврата уплаченного исполнительского сбора в размере 1 000 руб.,

взыскании с ОСП по Хорольскому району ГУФССП России по Приморскому краю процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 79 руб. 76 коп.,

взыскании с ОСП по Хорольскому району ГУФССП России по Приморскому краю денежной компенсации морального вреда в размере 1 000 руб.,

- отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хорольский районный суд.

Судья Н.А.Хвостова

Решение суда в окончательной

форме изготовлено 22 января 2024г.