ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5/20 от 08.07.2020 Усинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-5/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Усинск 08 июля 2020 года

Усинский городской суд Республики Коми,

в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.

при секретаре Гатиатуллиной М.Э.

с участием помощника прокурора Умновой Б.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Усинская Тепловая Компания» к администрации МО ГО «Усинск», МУП «Служба заказчика» о признании недействующим нормативно-правового акта,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Усинская Тепловая Компания» обратилось в суд с административным иском к администрации МО ГО «Усинск» о признании недействующим Постановления администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. «Об утверждении цены (тарифа) на услуги, оказываемые МУП «Служба Заказчика» в части установления приложением цены (тарифа) на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятия «Служба Заказчика» по поставке компримированного отбензиненного газа на территории МО ГО «Усинск» для нужд потребителей, за исключением населения в размере 4 350, 28 (без учета НДС) за 1000 м3, а также просит взыскать судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины при подаче настоящего иска в суд, в размере 4 500,00 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что администрация МО ГО «Усинск» нарушает права и интересы неопределенного круга лиц и ООО «Усинская Тепловая Компания» в сфере экономической деятельности и создает препятствия для осуществления указанной деятельности, поскольку МУП «Служба заказчика» является посреднической организацией, осуществляющей закупку газа у ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с целью поставки газа в адрес потребителей, транспортировку и потребление газа не производит. МУП «Служба заказчика» газораспределительных сетей не имеет. Передача газа от МУП «Служба заказчика» к ООО «Усинская Тепловая Компания» происходит на границе разделов газопроводов ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», с которым у ООО «Усинская Тепловая Компания» заключен договор на транспортировку газа. Считает, что ответчиком нарушено действующее законодательство в части экономической обоснованности утвержденной вышеуказанным Постановлением цены (тарифа) на услуги, оказываемые МУП «Служба заказчика» по поставке компримированного/отбензиненного газа на территории МО ГО «Усинск» для нужд потребителей, за исключением населения.

Представитель административного истца Таран Д.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Парфенова В.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поскольку предложенный в экспертном заключении тариф на поставку компримированного/отбензиненного газа на территории МО ГО «Усинск» для нужд потребителей, за исключением населения, является экономически невыгодным для поставщика газа МУП «Служба заказчика», поскольку при данном тарифе МУП «Служба заказчика» не будет иметь никакого дохода. Также поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск

Представитель административного соответчика МУП «Служба заказчика», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Шарыпова Н.С., действующая на основании доверенности, оставила принятие решения по настоящему делу на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Совета МО ГО «Усинск», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд, руководствуясь ст.ст. 150, 213 КАС РФ, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение помощника прокурора г. Усинска, полагавшего необходимым удовлетворить требования представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом экономической деятельности ООО «Усинская Тепловая Компания» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными

Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).

В силу п. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от дд.мм.гггг.

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с п.п. 4 ч.1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно п.1 ст. 50 Устава МО ГО «Усинск» (принятого Советом МО ГО «Усинск» 10.04.2014 (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Республике Коми дд.мм.гггг. (далее по тексту Устав) по вопросам местного значения население городского округа непосредственно и органы местного самоуправлении и должностные лица местного самоуправления городского округа принимают (издают) муниципальные правовые акты.

В соответствии с п. 4 ст. 50 Устава МО ГО «Усинск» Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории городского округа.

В силу ст. 20 Закона № 131-ФЗ по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

В соответствии с п. 6 ст. 50 Устава Глава городского округа издает постановление и распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом муниципального образования и в соответствии с федеральными законами.

В силу п. 2.4 Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждении, утвержденных Решением Совета МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг., тарифы на услуги (работы) муниципальных предприятий, учреждений подведомственных администрации МО ГО «Усинск», муниципальных учреждений устанавливаются постановлением администрации МО ГО «Усинск», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При издании постановления от дд.мм.гггг. об утверждении Цены (тарифа) на услуги, руководитель администрации руководствовался в своем постановлении ст. 53 Устава МО ГО «Усинск».

Пункт 1 статьи 53 Устава предусматривает, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, доводятся до населения городского округа в полном объеме и вступают в силу после их опубликования (обнародования).

Согласно п. 7 ст. 53 Устава, нормативные правовые акты главы городского округа и администрации городского округа вступают в силу после их опубликования (обнародования).

Согласно ст. 5 Закона № 131-ФЗ, в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 21 Постановления Пленума от дд.мм.гггг. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Пунктом 1 Постановления администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. «Об утверждении цены (тарифа) на услуги, оказываемые МУП «Служба Заказчика» утверждена цена (тариф) на услуги, оказываемые МУП «Служба заказчика» по поставке компримированного/отбензиненного газа на территории МО ГО «Усинск» для нужд потребителей, за исключением населения, согласно приложению. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) (т. 1 л.д. 13).

Указанное постановление опубликовано в газете «Комсомольская правда» дд.мм.гггг.

Таким образом, оспариваемое постановление руководителя администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. является нормативно-правовым актом, поскольку принято в порядке, предусмотренном для принятия постановления руководителя (главы) МО ГО «Усинск», распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на многократное применение, в указанном постановлении имеется ссылка на ст. 53 Устава, регламентирующую вступление в силу именно муниципальных нормативных правовых актов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом экономической деятельности МУП «Служба заказчика», учредителем которого является администрация МО ГО «Усинск», является распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям

Как следует из материалов дела, между ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (поставщик) и МУП «Служба заказчика» (покупатель) дд.мм.гггг. заключен договор по условиям которого поставщик обязуется в порядке и на условиях, определенным настоящим договором, поставить попутный нефтяной/отбензиненный газ до границы коммуникаций АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» и оказать покупателю услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу «Уса-Печора», а покупатель обязуется принять и оплатить поставщику стоимость поставленного газа, и оказанные ему услуги по транспортировке газа. Основанием для заключения настоящего договора является годовая заявка покупателя на поставку и транспортировку газа, направленная письмом от дд.мм.гггг., и наличие у поставщика на момент заключения договора технической и технологической возможности поставлять и транспортировать газ в адрес покупателя. При этом между сторонами достигнуто соглашение о стоимости попутного/отбензиненного газа с дд.мм.гггг. за 1000 куб.м. рублей (без учета НДС -18%), НДС – 18%, итого рубля

Между МУП «Служба заказчика» (поставщик) и ООО «Усинская Тепловая Компания» (покупатель) дд.мм.гггг. заключен договор № УТК/2019 на поставку нефтяного/отбензиненного газа, по условиям которого поставщик обязуется поставить газ (попутный/отбензиненный) для нужд отопительных котельных ООО «Усинская Тепловая Компания», а покупатель принять и оплатить поставщику стоимость газа. Договор по транспортировке газа по газотранспортной системе филиала г. Печора АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» покупатель заключает самостоятельно

Между АО «Газпромраспределение Сыктывкар» (газораспределительная организация) и ООО «Усинская Тепловая Компания» (потребитель газа, заказчик) дд.мм.гггг. заключен договор возмездного оказания услуг по транспортировке газа, по условиям которого газораспределительная организация обязуется оказывать услуги по транспортировке газа, принадлежащего заказчику, по газораспределительным сетям от ГРС «Усинск» на границе раздела балансовой и эксплуатационной ответственности ГРО – ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» до границы газопровода, принадлежащего заказчику, а заказчик принимать и оплачивать услуги по транспортировке газа

В своем отзыве на иск административный ответчик администрация МО ГО «Усинск» указала, что расчет цены на услуги, оказываемые МУП «Служба заказчика» по поставке компримированного/отбензиненного газа на территории МО ГО «Усинск» для нужд потребителей, за исключением населения, произведен в соответствии с Методическими указаниями по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщика газа, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от дд.мм.гггг.

С целью выяснения, является ли экономически обоснованной цена (тариф) на услуги, оказываемые МУП «Служба Заказчика» по поставке компримированного/отбензиненного газа на территории муниципального образования городского округа «Усинск» для нужд потребителей, за исключением населения, установленная оспариваемым постановлением, судом по ходатайству сторон назначались судебные экономические экспертизы, в том числе дополнительная и повторная, по вопросу установления экономической обоснованности тарифа, утвержденного для поставщика газа.

Согласно выводам заключения комиссии экспертов АНО «Центр Бухгалтерских Экспертиз» Некоммерческого партнерства «Федерация судебных экспертов» от дд.мм.гггг., которому административные ответчики просили поручить проведение повторной экспертизы, расчет цены (тарифа) на услуги, оказываемые МУП «Служба заказчика» по поставке компримированного/отбензиненного газа на территории МО ГО «Усинск» для нужд потребителей, за исключением населения, утвержденный Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг., осуществлен с нарушением принципов, предусмотренных пунктами 6 (подпункт «б»), 10 и 15 Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от дд.мм.гггг. что привело к завышению указанного выше тарифа. Цена (тариф) на услуги, оказываемые МУП «Служба заказчика» по поставке компримированного/отбензиненного газа на территории МО ГО «Усинск» для нужд потребителей, за исключением населения, не является экономически обоснованной, так как не является экономически обоснованной снабженческо-сбытовая надбавка МУП «Служба заказчика» в размере рубля за 1000 куб.м. без НДС, учтенная в составе тарифа.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, тот факт, что цена (тариф) на услуги, оказываемые МУП «Служба заказчика» по поставке компримированного/отбензиненного газа на территории МО ГО «Усинск» для нужд потребителей, за исключением населения, установленная оспариваемым постановлением, является экономически необоснованной, суд приходит к выводу, что оспариваемым постановлением в части установления цены (тарифа) на газ нарушены права административного истца.

Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. «Об утверждении цены (тарифа) на услуги, оказываемые МУП «Служба заказчика», оспариваемое административным истцом постановление признано утратившим силу.

В силу пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами») оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 214 КАС РФ предусмотрено, что суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ, суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Из приведенных в абзаце втором пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», разъяснений следует, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

Принимая во внимание, что цена (тариф) на услуги, оказываемые МУП «Служба заказчика» по поставке компримированного/отбензиненного газа на территории МО ГО «Усинск» для нужд потребителей, за исключением населения, установленная оспариваемым постановлением, является экономически необоснованной, чем нарушены права административного истца, суд правовых оснований для прекращения производства по административному делу не находит.

В силу ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Момент, с которого оспариваемое постановление в части следует признать недействующим, суд определяет с даты его опубликования (обнародования), а именно с дд.мм.гггг., поскольку признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим с момента вступления в законную силу решения суда, учитывая ограниченный срок действия оспариваемого нормативного правового акта, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса, в связи с чем административного ответчика – администрации МО ГО «Усинск» в пользу административного истца подлежат взысканию расходы, понесенные им на уплату государственной пошлины при подаче данного иска в суд, в размере рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-180, ст.215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Усинская Тепловая Компания» к администрации МО ГО «Усинск», МУП «Служба заказчика» о признании недействующим нормативно-правового акта и взыскании судебных расходов, - удовлетворить.

Признать недействующим Постановление Администрации муниципального образования городского округ «Усинск» от дд.мм.гггг. «Об утверждении цены (тарифа) на услуги, оказываемые МУП «Служба Заказчика» в части установления цены (тарифа) на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Служба Заказчика» по поставке компримированного/отбензиненного газа на территории МО ГО «Усинск» для нужд потребителей, за исключением населения, в размере рублей (без учета НДС) за 1000 куб.м. с дд.мм.гггг., то есть с даты его официального опубликования.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в печатном средстве массовой информации - печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты администрации МО ГО «Усинск».

Взыскать с администрации МО ГО «Усинск» в пользу ООО «Усинская Тепловая Компания» судебные расходы в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Усинский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 15.07.2020.

Председательствующий Л.В. Ларина