ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5/2022 от 26.01.2022 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-5/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2022 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Емельяновой Н.С.,

с участием представителя административного истца Городиловой Е.В.,

представителя административного ответчика Бельской М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Суровцевой Виктории Александровны, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о признании незаконным решения о постановке на воинский учет с категорией годности «А», возложении обязанности устранить нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Суровцева В.А., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратилась в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о признании незаконным решения о постановке на воинский учет с категорией годности «А», возложении обязанности устранить нарушение. В обоснование иска указано на то, что решением комиссии по постановке граждан на воинский учет 16 февраля 2021 года ее сын был поставлен на воинский учет, предварительно назначен в сухопутные войска. Он с рождения имеет диагнозы: <данные изъяты>, стоит на учете в ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника №1» (далее – Поликлиника), имеет 3 группу здоровья, освобожден от занятий физкультурой в школе. При прохождении медицинского освидетельствования он сообщил врачу комиссии об имеющихся диагнозах, нахождении на диспансерном учете <данные изъяты>, а также о жалобах на состояние здоровья. Поликлиника направила в военный комиссариат Камчатского края информацию о наличии у ФИО2 диагнозов: <данные изъяты>. При этом сведения и документы, представленные Поликлиникой, также как устные жалобы ее сына комиссией не были приняты во внимание. Лист медицинского освидетельствования врачом не заполнялся, в выписке из протокола диагноз <данные изъяты> не указан. Таким образом, несмотря на наличие документов, подтверждающих наличие у ФИО2 заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, комиссией было вынесено решение о признании его годным к военной службе. Ему не было выдано направление на дополнительное обследование по заявленным жалобам и заболеваниям. Врач-специалист, определивший ФИО2 категорию годности «А», самостоятельно исключил наличие заболевания, что равносильно самостоятельной постановке диагноза в условиях медицинского освидетельствования, что недопустимо.

Определением судьи к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена призывная комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа.

Административные истцы Суровцева В.А., ФИО6 о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, Суровцева В.А. уполномочила к участию в деле представителя.

В судебном заседании представитель административного истца Городилова Е.В. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем доводам. Просила восстановить срок для обращения с настоящим иском в суд, указав, что о постановке ФИО2 на воинский учет по категории годности «А» истцам стало известно после получения выписки из дела с протоколами заседаний - 02 ноября 2021 года.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» Бельская М.Н. в судебном заседании административное исковое заявление не признала, пояснила, что первоначальная постановка на воинский учет не означает того, что гражданин будет в обязательном порядке призван на военную службу. Целью такой постановки является учет граждан, которые могут быть признаны на военную службу. Решение о призыве принимается призывной комиссией в установленном законом порядке. Оспариваемое решение принято 16 февраля 2021 года, административным истцом пропущен установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.

Административный ответчик призывная комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы личного дела призывника, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федеральный закон №53-ФЗ) порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона №53-ФЗ определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Статьей 11 Федерального закона №53-ФЗ предусмотрено, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе, медицинское обследование и медицинское освидетельствование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона №53-ФЗ, первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Частью 6 указанной статьи определено, что комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона №53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям.

Согласно пункту 2 указанной статьи врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565 (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе).

В соответствии с пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе организация медицинского освидетельствования при постановке граждан на воинский учет возлагается на комиссию по постановке граждан на воинский учет.

В силу пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».

Согласно пункту 20 Положения о военно-врачебной экспертизе в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

При рассмотрении дела установлено, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 16 февраля 2021 года проходил медицинское освидетельствование в рамках первоначальной постановки на воинский учет, был поставлен на воинский учет в отделе Военного комиссариата Камчатского края по г.Петропавловску-Камчатскому.

Согласно выписке из дела с протоколами заседаний по постановке граждан на воинский учет от 16.02.2021, у ФИО2 установлен диагноз: <данные изъяты> определена категория годности – А (годен к военной службе), показатель предназначения – 3.

Административный истец, выражая несогласие с принятым решением, указывает на то, что комиссией необоснованно не учтено наличие у ФИО7 диагноза <данные изъяты>», который влечет признание призывника негодным к прохождению военной службы.

Суд данные доводы находит заслуживающими внимания, вместе с тем они не влекут признания решения комиссии незаконным по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, комиссией при проведении медицинского освидетельствования изучались списки граждан, состоящих на диспансерном учете.

В представленном Поликлиникой в военный комиссариат списке юношей <данные изъяты> года рождения, состоящих на диспансерном учете, при указании лица, имеющего диагноз <данные изъяты>» (пункт 14 списка), данные ФИО2 указаны верно, диагноз был учтен комиссией при вынесении решения, при этом фамилия лица, которому установлен диагноз «<данные изъяты>» (пункт 12 списка) указана искаженно – ФИО10

Как указал представитель административного ответчика в судебном заседании, такая неточность не позволила комиссии установить факт того, что именно ФИО6 состоит на учете в Поликлинике с данным диагнозом, поэтому данный диагноз не учитывался при принятии решения.

Анализируя представленные доказательства и доводы представителя административного ответчика, суд полагает, что комиссия не была лишена возможности идентифицировать призывника надлежащим образом и установить, что у ФИО2 имеется диагноз <данные изъяты>», с учетом того, что в данном списке иные личные данные освидетельствуемого указаны верно (имя, отчество, дата рождения, место жительства), а также с учетом заявленных ФИО6 жалоб на наличие такого заболевания.

Вместе с тем, принятие комиссией решения о первичной постановке на учет по категории А (годен к военной службе) не повлекло нарушение прав и законных интересов ФИО2

Согласно пунктам 16, 17 Приказа Министра обороны РФ от 2 октября 2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663» (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) на воинский учет решением комиссии по постановке граждан на воинский учет ставятся все граждане, подлежащие постановке на воинский учет и прошедшие комиссию, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, независимо от категории их годности к военной службе по состоянию здоровья, в том числе и направленные решением комиссии на медицинское обследование.

В отношении граждан, признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, комиссия принимает решение о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении их в запас, а в отношении граждан, признанных не годными к военной службе, - о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса об освобождении их от исполнения воинской обязанности. В отношении граждан, направленных на медицинское обследование, решение о годности к военной службе принимается после прохождения ими медицинского обследования и повторного прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учет.

Гражданину, первоначально поставленному на воинский учет, в день прохождения комиссии под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в котором проставляется оттиск штампа военного комиссариата о постановке на воинский учет. Ему разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, доводится порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии.

Таким образом, действующим законодательством постановка на первоначальный воинский учет граждан не ставится в зависимость от установленной им категории годности к военной службе по состоянию здоровья или направления на медицинское обследование.

Установление категории годности на момент постановки призывника на воинский учет не означает, что призывник будет призван на военную службу с первоначально установленной категорией, равно как то, что он вообще будет призван на военную службу.

Первоначальная постановка на воинский учет не предопределяет возложение на гражданина обязанности нести военную службу по призыву, а имеет целью учет граждан, которые могут быть признаны на военную службу, с последующей подготовкой их к несению военной службы.

Вопросы о годности к военной службе, о категории годности, о призыве на военную службу, о признании негодным к военной службе будут решаться призывной комиссией в рамках соответствующей призывной кампании.

ФИО6 вправе представить на рассмотрение призывной комиссии необходимые документы для подтверждения имеющихся у него диагнозов, оспорить решение призывной комиссии в случае несогласия с ним.

С учетом приведенных обстоятельств, учитывая отсутствие нарушения прав административного истца в связи с принятым решением о постановке его на воинский учет, следует вывод об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Кроме того, административным истцом пропущен срок обращения за судебной защитой.

Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом (часть 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца возлагается обязанность доказывания обстоятельств нарушения его прав, свобод и законных интересов, а также соблюдения сроков обращения в суд.

В судебном заседании представитель административного истца просила восстановить пропущенный процессуальный срок, в обоснование уважительности причин пропуска срока заявила, что о постановке на воинский учет с категорией годности «А», истцам стало известно 02 ноября 2021 года, после получения выписки из дела с протоколами заседаний.

Как следует из административного иска, Суровцева В.А., действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО2, оспаривает решение о постановке его на воинский учет по категории годности «А», приводя доводы о том, что ФИО6 не подлежит призыву на военную службу по состоянию здоровья.

Вместе с тем, как установлено судом, о том, что комиссией принято решение о годности ФИО2 к военной службе ему и его законному представителю было известно 16 февраля 2021 года, когда ФИО2 было выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, согласно которому он годен к военной службе.

Таким образом, об оспариваемом решении стороне административного истца стало известно 16 февраля 2021 года.

Обращаясь 25 декабря 2021 года с настоящим иском в суд, административным истцом пропущен процессуальный срок, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Приведенные представителем административного истца доводы в обоснование ходатайства о восстановлении процессуального срока, в том числе о неосведомлённости об установленной категории годности, не могут быть приняты судом в качестве исключительных, объективных причин, препятствующих своевременному обращению за судебной защитой.

Принимая во внимание отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с административным иском, исходя из вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения о постановке на воинский учет с категорией годности «А» и о возложении обязанности устранить нарушение.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Суровцевой Виктории Александровны, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о признании незаконным решения о постановке на воинский учет с категорией годности «А», возложении обязанности устранить нарушение, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форм.

Председательствующий Степанова Ю.Н.

Мотивированное решение составлено 31 января 2022 года.

УИД: 41RS0001-01-2021-013976-47