ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-60(2 от 26.03.2019 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-60(2)\2019 г.

64RS0034-02-2019-000015-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2019 г. с. Воскресенское

Саратовский районный суд (2) Саратовской области в составе председательствующего судьи Мидошиной Т.Е.,

При секретаре Шаянове Д.К.

представителя административного истца – помощника прокурора Воскресенского района Саратовской области Кирилиной Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Воскресенского района Саратовской области к Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности

установил:

Прокурор Воскресенского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой района во исполнение указания прокурора области № 72/7-1 от 24 сентября 2013 «Об организации прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства, законодательства в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции указаний от 17.01.2014 № 6/7-1 и от 09.09.2016 № 89/7-1) проанализирована ситуация, связанная с реализацией органом местного самоуправления Воскресенского муниципального района требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон) в части организации работы контрольного органа в сфере закупок для муниципальных нужд.

Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В силу требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

На основании ч. 13 ст. 99 Федерального закона в отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев.

В соответствии с ч. 21 ст. 99 Федерального закона информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.

Согласно ч. 15 ст. 99 Федерального закона контрольный орган в сфере закупок обязан проводить внеплановые проверки по следующим основаниям:

1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;

2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи предписания.

Установлено, что постановлением Администрации Воскресенского муниципального района № 236 от 15 июля 2016 принято решение о создании контрольного органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (далее Контрольный орган), путем утверждения Положения об отделе уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (контрольный орган) администрации Воскресенского муниципального района.

Кроме того, в соответствии с постановлением № 42-н от 30 мая 2014 г. Контрольный орган определен в качестве уполномоченного органа на осуществление ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд Воскресенского муниципального района.

Однако, с июля 2018 г. контрольный орган фактически свою деятельность не осуществляет по причине наличия вакантных должностей в этом органе, поскольку соответствующие плановые, внеплановые проверки в отношении субъектов контроля не проводит.

Таким образом, по мнению прокурора, выполнение обязанностей контрольного органа в сфере закупок в администрации района не обеспечено и соответственно не организовано соблюдение перечисленных требований законодательства.

Фактическое отсутствие какой-либо деятельности в созданном Контрольном органе, по мнению прокурора, не только привело к прекращению соответствующих проверок у субъектов контроля, но и препятствует реализации положений п/п. 25 п. 1 ст. 93 Закона в той части, в какой не позволяет заказчикам обратиться в Контрольный орган за согласованием с целью заключения контракта с единственным поставщиком.

На допущенные нарушения обращалось внимание Администрации Воскресенского муниципального района в представлении, внесенном 11 декабря 2018 г.

Однако по настоящее время никаких мер к соблюдению перечисленных требований законодательства не принято. При этом наличие вакантной должности в органе местного самоуправления, по мнению прокурора, не может освобождать от исполнения требования федерального законодательства.

Подобные нарушения недопустимы, препятствуют реализации федерального законодательства.

Отсутствие мероприятий по контролю со стороны Контрольного органа, по мнению прокурора, не позволяет дать оценку обоснованности осуществления закупок, поставить вопрос о привлечении виновных к установленной законном ответственности, обязать устранить допущенные нарушения путем выдачи предписаний, при наличии нарушений инициировать в судебном порядке признание заключенных контрактов недействительными, а также самостоятельно признать недействительными решения комиссий по осуществлению закупок. В связи с отсутствием должностных лиц в Контрольном органе участники закупок лишены возможности обжаловать решения комиссий по осуществлению закупок. Как следствие у субъектов контроля возникает чувство безнаказанности, не обеспечивается соблюдение принципа неотвратимости наказания, не предотвращаются коррупционные правонарушения и другие злоупотребления в сфере закупок для муниципальных нужд.

В результате, нарушаются права как участников закупок (к числу которых входят субъекты предпринимательской деятельности), так и муниципальных заказчиков, созданы препятствия к осуществлению их прав и законных интересов, предусмотренные законодательством Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Просит суд: 1. Признать незаконным бездействие Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, выразившееся в не организации осуществления деятельности органа местного самоуправления Воскресенского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (контрольного органа в сфере закупок) на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, в том числе в не утверждении плана проверок на 2-ое полугодие 2018 г., на 2019 г. и не проведении плановых проверок в отношении каждого муниципального заказчика, контрактных служб муниципальных заказчиков, контрактных управляющих, постоянно действующих комиссий по осуществлению закупок и их членов не чаще одного раза в шесть месяцев.

2. В срок не позднее десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу возложить на Администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области обязанность организовать осуществление деятельности органа местного самоуправления Воскресенского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (контрольного органа в сфере закупок) на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, а именно:

утвердить план проверок на 2019 год по отделу, уполномоченному на осуществление контроля в сфере закупок (контрольному органу), Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области в отношении каждого муниципального заказчика, контрактных служб муниципальных заказчиков, контрактных управляющих, постоянно действующих комиссий по осуществлению закупок и их членов не чаще одного раза в шесть месяцев.

Обязать Администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области на постоянной основе организовать осуществление деятельности органа местного самоуправления Воскресенского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (контрольного органа в сфере закупок) на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, в том числе путем проведения плановых проверок в отношении каждого муниципального заказчика, контрактных служб муниципальных заказчиков, контрактных управляющих, постоянно действующих комиссий по осуществлению закупок и их членов не чаще одного раза в шесть месяцев.

На период наличия вакантных должностей в уполномоченном на осуществление контроля в сфере закупок (контрольном органе в сфере закупок) Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области возложить обязанность по проведению плановых проверок на основании утвержденного плана проверок на главу Воскресенского муниципального района Саратовской области, как должностное лицо на правах единоначалия возглавляющего Администрацию Воскресенского муниципального района и соответственно названный контрольный орган.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Воскресенского района Саратовской области Кирилина Е.В., заявленные требования поддержала, дав объяснения, аналогичные сведениям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – представитель Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, в судебном заседании административные исковые требования не признал, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как следует из ч.1 ст. 99 Федерального закона в соответствии с этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п/п 13 ст. 3 Федерального закона под контрольным органом в сфере закупок понимается федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения, о которых составляют государственную тайну.

Согласно ч. 2 ст. 99 Федерального закона контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок.

В соответствии с п/п. 3 ч. 3 ст. 99 Федерального закона контроль в сфере закупок, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в

отношение специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В силу требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

На основании ч. 13 ст. 99 Федерального закона в отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев.

В соответствии с ч. 21 ст. 99 Федерального закона информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.

Согласно ч. 15 ст. 99 Федерального закона контрольный орган в сфере закупок обязан проводить внеплановые проверки по следующим основаниям:

1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;

2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи предписания.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Постановлением Администрации Воскресенского муниципального района № 236 от 15 июля 2016 г. принято решение о создании контрольного органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, путем утверждения Положения об отделе уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (контрольный орган) администрации Воскресенского муниципального района (том 1 л.д. 12-15).

Кроме того, в соответствии с постановлением № 42-н от 30 мая 2014 г. Контрольный орган определен в качестве уполномоченного органа на осуществление ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд Воскресенского муниципального района.

Однако с июля 2018 контрольный орган фактически свою деятельность не осуществляет по причине наличия вакантных должностей в этом органе, и в связи с этим соответствующие плановые, внеплановые проверки в отношении субъектов контроля не проводит (том 1 л.д. 11).

Таким образом, выполнение обязанностей контрольного органа в сфере закупок в администрации района не обеспечено и соответственно не организовано соблюдение перечисленных требований законодательства.

Фактическое отсутствие какой-либо деятельности в созданном Контрольном органе, привело к прекращению соответствующих проверок у субъектов контроля, и препятствует реализации положений п/п. 25 п.1 ст. 93 Закона в той части, в какой не позволяет заказчикам обратиться в Контрольный орган за согласованием с целью заключения контракта с единственным поставщиком.

На допущенные нарушения требований Федерального закона, 11 декабря 2018 г прокурором внесено представление администрации Воскресенского муниципального района (том 1 л.д. 8 -10).

Однако по настоящее время никаких мер к соблюдению перечисленных требований законодательства не принято.

При этом наличие вакантной должности в органе местного самоуправления, не может освобождать от исполнения требования федерального законодательства.

Отсутствие мероприятий по контролю со стороны Контрольного органа, не позволяет дать оценку обоснованности осуществления закупок, поставить вопрос о привлечении виновных к установленной законном ответственности, обязать устранить допущенные нарушения путем выдачи предписаний, при наличии нарушений инициировать в судебном порядке признание заключенных контрактов недействительными, а также самостоятельно признать недействительными решения комиссий по осуществлению закупок. В связи с отсутствием должностных лиц в Контрольном органе участники закупок лишены возможности обжаловать решения комиссий по осуществлению закупок.

Как следствие, не предотвращаются коррупционные правонарушения и другие злоупотребления в сфере закупок для муниципальных нужд.

В результате, нарушаются права как участников закупок (к числу которых входят субъекты предпринимательской деятельности), так и муниципальных заказчиков, созданы препятствия к осуществлению их прав и законных интересов, предусмотренные законодательством Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, в нарушении вышеуказанных требований Федерального нормативного акта, Администрацией Воскресенского муниципального района, как уполномоченным органом на осуществления контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок, в отношении заказчиков, выполняющих в соответствии с Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд, данный контроль не организован.

В соответствии ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, в случае если он полагает, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования к Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, поскольку отсутствие деятельности Контрольного органа в сфере закупок препятствуют реализации Федерального законодательства, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Прокурора Воскресенского района Саратовской области к Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, выразившееся в не организации осуществления деятельности органа местного самоуправления Воскресенского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (контрольного органа в сфере закупок) на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, в том числе в не утверждении плана проверок на 2-ое полугодие 2018, на 2019 и не проведении плановых проверок в отношении каждого муниципального заказчика, контрактных служб муниципальных заказчиков, контрактных управляющих, постоянно действующих комиссий по осуществлению закупок и их членов не чаще одного раза в шесть месяцев.

Обязать Администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области организовать осуществление деятельности органа местного самоуправления Воскресенского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (контрольного органа в сфере закупок) на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, а именно:

утвердить план проверок на 2019 г. по отделу, уполномоченному на осуществление контроля в сфере закупок (контрольному органу), Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области в отношении каждого муниципального заказчика, контрактных служб муниципальных заказчиков, контрактных управляющих, постоянно действующих комиссий по осуществлению закупок и их членов не чаще одного раза в шесть месяцев.

Обязать Администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области на постоянной основе организовать осуществление деятельности органа местного самоуправления Воскресенского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (контрольного органа в сфере закупок) на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, в том числе путем проведения плановых проверок в отношении каждого муниципального заказчика, контрактных служб муниципальных заказчиков, контрактных управляющих, постоянно действующих комиссий по осуществлению закупок и их членов не чаще одного раза в шесть месяцев.

На период наличия вакантных должностей в уполномоченном на осуществление контроля в сфере закупок (контрольном органе в сфере закупок) Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области возложить обязанность по проведению плановых проверок на основании утвержденного плана проверок на главу Воскресенского муниципального района Саратовской области, как должностное лицо на правах единоначалия возглавляющего администрацию Воскресенского муниципального района и соответственно названных контрольный орган.

Срок исполнения решения суда установить 1 месяц со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд, принявший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Е. Мидошина