ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6005/2023УИД530022-01-2023-006142-52 от 27.09.2023 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2а-6005/2023 УИД 53RS0022-01-2023-006142-52

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2023 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Пчелкиной Т.Л.,

при секретаре Гришуниной В.В.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Новгородского района – Майковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новгородского района к Администрации Новгородского муниципального района о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к организации холодного водоснабжения в д. Березовка Новгородского района,

установил:

прокурор Новгородского района обратился в суд с административным иском к Администрации Новгородского муниципального района о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к организации холодного водоснабжения в д. Березовка Новгородского района.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Новгородского района Новгородской области на основании коллективного обращения жителей д. Березовка проведена проверка исполнения администрацией Новгородского муниципального района законодательства о водоснабжении и водоотведении. Проверкой установлено, что вопреки требованиям законодательства на территории населённого пункта - д. Березовка Ермолинского сельского поселения Новгородского муниципального района централизованное водоснабжение, а также какие-либо общедоступные нецентрализованные источники водоснабжения, в том числе общественные колодцы отсутствуют. При этом в указанном населенном пункте имеются постоянно проживающие лица - 57 человек (письмо администрации Ермолинского сельского поселения от 15.08.2023 № 1601). Администрацией Новгородского муниципального района холодное водоснабжение населения д. Березовка питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, не организовано. Кроме того, согласно информации мероприятия по водоснабжению д. Березовка Новгородского района Администрацией Новгородского муниципального района не включены в какие-либо государственные и муниципальные программы. Административный истец считает, что бездействие администрации Новгородского муниципального района, являющейся органом, уполномоченным на организацию водоснабжения в границах Ермолинского сельского поселения Новгородского района, нарушает права жителей д. Березовка Новгородского района на обеспечение холодной водой, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил.

Определением судьи от 24 августа 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Ермолинского сельского поселения.

Представитель административного истца старший помощник прокурора Новгородского района Майкова А.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по мотивам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации Новгородского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, письменным заявлением просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Администрации Ермолинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывал, что конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной, в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, от 18 мая 2011 года N 9-П, от 5 июля 2017 года N 18-П и др.).

При этом нельзя не учитывать, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.

На основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Устава муниципального образования - Новгородский муниципальный район на территориях Борковского, Бронницкого, Ермолинского, Лесновского, Ракомского, Савинского, Тёсово-Нетыльского, Трубичинского сельских поселений органами местного самоуправления Новгородского муниципального района решаются следующие вопросы местного значения, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Новгородского района Новгородской области на основании коллективного обращения жителей д. Березовка проведена проверка исполнения администрацией Новгородского муниципального района законодательства о водоснабжении и водоотведении.

В ходе проверки установлено, что на территории населённого пункта - д. Березовка Ермолинского сельского поселения Новгородского муниципального района централизованное водоснабжение, а также какие-либо общедоступные нецентрализованные источники водоснабжения, в том числе общественные колодцы отсутствуют. При этом в указанном населенном пункте имеются постоянно проживающие лица - 57 человек, что следует из письма администрации Ермолинского сельского поселения от 15 августа 2023 года № 1601).

Администрацией Новгородского муниципального района холодное водоснабжение населения д. Березовка питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, не организовано, мероприятия по водоснабжению д. Березовка Новгородского района Администрацией Новгородского муниципального района не включены в какие-либо государственные и муниципальные программы.

При этом, бездействие Администрации Новгородского муниципального района нарушает права неопределенного круга лиц на достойные условия проживания, обеспечение питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, препятствует реализации правомочий владельцев земельных участков по их целевому использованию для строительства жилых домов, подведению к возведенным домам воды.

На основании изложенного, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, а также принимая во внимание, что водоснабжение в д. Березовка отсутствует, администрацией меры к организации обеспечения населения качественной питьевой водой не принимаются, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого бездействия администрации незаконным с возложением на нее соответствующей обязанности по устранению допущенных нарушений.

В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд устанавливает в соответствии с характером соответствующих требований срок исполнения решения суда – до 31 декабря 2024 года, поскольку данный срок является обоснованным и разумным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Новгородского района к Администрации Новгородского муниципального района о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к организации холодного водоснабжения в д. Березовка Новгородского района - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Новгородского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к организации холодного водоснабжения в д. Березовка Новгородского района в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Обязать Администрацию Новгородского муниципального района в срок до 31 декабря 2024 года организовать холодное водоснабжения в д. Березовка Новгородского района в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Администрации Новгородского муниципального района сообщить об исполнении настоящего решения в суд и прокурору Новгородского района, не позднее пяти дней с момента исполнения решения суда.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено представление, в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий Т.Л. Пчелкина

Мотивированное решение составлено 02 октября 2023 года.