УИД 11RS0001-01-2020-010116-42 Дело № 2а -6006/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2020 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Сыктывкара о признании информации запрещенной,
УСТАНОВИЛ
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с административным исковым заявлением с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по сетевым адресам ... (на русском языке), ... (на коми языке с переводом на русский язык) запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Основанием обращения явилось наличие на указанных сайтах текстовых записей программы Республиканского общественного движения «Доръям асьнымос» («Защитим себя») с предложениями: «1. Ввести гражданство Республики Коми», «5. Обеспечить правовой суверенитет Республики в международных отношениях», «3. Обеспечить равенство Федерального и Республиканского законодательства» противоречащие Конституции Российской Федерации и другим нормам федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор не участвовал, о дате и времени извещен надлежащим образом.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми не явился, поступило ходатайство о рассмотрения заявления без их участия, по существу заявленных требований не возражают.
На основании ст. 291 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 9, чч.1, ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.06.2006 года №149-ФЗ под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Сыктывкара проведена проверка доводов обращения председателя Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации», члена Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Тултаева П.Н. о противоречии положений программы Республиканского общественного движения «Доръям асьнымос» («Защитим себя»), размещенной в сети Интернет по электронным адресам ...на русском языке), ... (на коми языке с переводом на русский язык), Конституции Российской Федерации и другим нормам федерального законодательства.
В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Вместе с тем, предложение Программы ввести гражданство Республики Коми противоречит требованиям ст.ст. 6, 62, 71 Конституции Российской Федерации, согласно которым гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации
В развитие данных норм Конституции российской Федерации принят Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 62-ФЗ), которым определены основные принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации.
Так, согласно ст. 4 Федерального закона № 62-ФЗ принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающие права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
Предложение Программы обеспечить правовой суверенитет Республики Коми в международных отношениях противоречит требованиям одной из основ конституционного строя - суверенитета Российской Федерации, предполагающее, по смыслу ст.ст. 3, 4, 5, 67, 79 и 80 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.
Предложение Программы обеспечить равенство федерального и республиканского законодательства противоречит требованиям п. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, согласно которым Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации принят Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», которым определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
В статье 1 Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» закреплено понятие экстремистской деятельности (экстремизмом) в частности, понимается: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний (ст. 4 Закона Российской Федерации от 21.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).
В соответствии с ч. 2 ст. 280, ч. 2 ст. 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», предусмотрена уголовная ответственность.
В ходе проверки прокуратурой г. Сыктывкара установлено, что в сети «Интернет» по адресам ... (на русском языке), ... (на коми языке с переводом на русский язык) размещены текстовые записи программы Республиканского общественного движения «Доръям асьнымос» («Защитим себя») с предложениями: «1. Ввести гражданство Республики Коми», «5. Обеспечить правовой суверенитет Республики в международных отношениях», «3. Обеспечить равенство Федерального и Республиканского законодательства» противоречащие Конституции Российской Федерации и другим нормам федерального законодательств.
Указанная информация на сайте предоставлена в свободном доступе, ознакомиться с содержанием сайта может любой интернет-пользователь.
В связи с изложенным, информация размещенная на указанных сайтах является информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 5 вышеуказанной статьи ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу положения ст. 188 КАС РФ решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 226, 227, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление прокурора г. Сыктывкара о признании информации запрещенной, удовлетворить.
Признать текстовые записи программы Республиканского общественного движения «Доръям асьнымос» («Защитим себя») с предложениями: «1. Ввести гражданство Республики Коми», «5. Обеспечить правовой суверенитет Республики в международных отношениях», «3. Обеспечить равенство Федерального и Республиканского законодательства», размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронным адресам ... (на русском языке), ... (на коми языке с переводом на русский язык) информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию вступившего в законную силу решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми для включения указанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его получения.
Судья Леконцев А.П.