ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-600/2016 от 04.02.2016 Красносулинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-600/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2016 года г. Красный ФИО1, Ростовской области

Красносулинский районный суд Роствоской области в составе:

председательствующего судьи Галагановой О.В.,

при секретаре Безугловой У.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Общественной организации «Зверевский казачий круг» о ликвидации общественной организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц, суд, -

У С Т А Н О В И Л:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в пределах своей компетенции обратилось в суд с административным иском, в котором просило ликвидировать Общественную организацию «Зверевский казачий круг и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании распоряжения Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении плановой документарной проверки Общественной организации «Зверевский казачий круг»» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В результате проверки были выявлены следующие нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации (Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ).

Наименование Организации не содержит указание на ее территориальную сферу и характер деятельности, что является нарушением п. 1 ст. 54 ГК РФ, ст. 28 Закона.

В Уставе административного ответчика указано, что Организация создана с целью возрождения казачества, восстановления политических, экономических прав, традиционных форм казачьего самоуправления, охраны окружающей среды, возрождения духовных культурных и патриотических традиций Донского казачества.

Однако, возрождение казачества, возрождение традиций, форм самоуправления и охраны окружающей среды не соответствует цели создания общественной организации, а в соответствии с п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является целью создания казачьего общества, подлежащего внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Согласно п. 5.1 Устава Высшим органом управления является Большой круг, созываемый не реже одного раза в год. Периодичность заседаний Большого круга не соблюдена. Организацией представлен Протокол заседания Большого круга только за 2015 год, что является нарушением статьи 52 ГК РФ.

При проведении проверки Организацией представлен оттиск штампа, наименование содержащееся в оттиске штампа: МСОО «<данные изъяты>» общественная организация «Зверевский казачий круг» не соответствует наименованию: Общественная организация «Зверевский казачий круг», содержащемуся в Уставе и в ЕГРЮЛ, что является нарушением п. 4 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.

Согласно представленным Журналам- Ордерам за проверяемый период, Организация получает доходы от оказания услуг ТК (торгового комплекса) и услуг туалета, что не соответствует целям создания и видам деятельности общественной организации, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, основной вид деятельности Организации - 91.33 (деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки); дополнительный вид деятельности - 70.20.2 (сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества).

Таким образом, деятельность Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержал административный иск по основаниям, изложенным в нем, просил удовлетворить.

Пояснил, что исходя из материалов документарной проверки Общественная организация «Зверевский казачий круг» допускает грубые нарушения…, а именно:

1) Наименование общественной организации не содержит территориальную принадлежность и не указывает на характер деятельности. В ЕГРЮЛ указано Общественная организация «Зверевский казачий круг».

2) В Уставе указаны цели создания общественной организации - возрождение казачества, восстановление политических, экономических прав, традиционных форм казачьего самоуправления, охраны окружающей среды, возрождения духовных культурных и патриотических традиций Донского казачества. Тем не менее, данные цели не соответствуют целям общественной организации, а являются целью создания казачьего общества, подлежащего внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

3) Не соблюдается периодичность заседаний Большого круга, т.к. административным ответчиком в ходе документарной проверки по запросу представлен только Протокол заседания Большого круга за 2015 года, что является нарушением ст.52 ГК РФ, а в судебном заседании были представлены Выписки из протокола заседания Большого круга от 10.10.2014г. и 07.10.2013г.

4) Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, однако, по запросу Главного Управления Минюста РФ по РО на основании п.9 Распоряжения -р от 25.09.2015г. представили оттиск штампа с наименованием «МССО «<данные изъяты>», что не соответствует наименованию: «Общественная организация «Зверевский казачий круг».

5) В ЕГРЮЛ административного ответчика указан дополнительный вид деятельности 70.20.2 – сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества, что свидетельствует о том, что деятельность организации по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству РФ. На документарную проверку были представлены практически только бухгалтерские документы.

Документарная проверка проведена за период с 21.10.2012г. по 17.11.2015г. Административный ответчик в течение трех лет грубо нарушал требования закона, не обращаясь с заявлением о внесении изменений в Устав в соответствии с действующим законодательством; осуществляя деятельность, противоречащую ее уставным целям.

Представил для приобщения к материалам дела распоряжение о проведении документарной проверки -р, оттиски штампа и печати, штатное расписание, которые административный ответчик представил по запросу в ходе документарной проверки,

Представители Общественной организации «Зверевский казачий круг» атаман ФИО3 и адвокат Кремнев Г.Ю. требования административного иска не признали, просили отказать в его удовлетворении.

Адвокат Кремнев Г.Ю. указал, что в Уставе указано название организации : «Общественная организация «Зверевский Казачий Круг» города Зверево». Данная организация была зарегистрирована административным ответчиком в 2002 г. В названии указана территориальная принадлежность. Из названия следует, что организация занимается возрождением казачества. Данные цели указаны в Уставе. Адвокатом Кремневым Г.Ю. были представлены грамоты, благодарственные письма в адрес атамана ФИО3 и Общественно организации «Зверевский казачий круг», за сотрудничество с Центром занятости <адрес>, в связи с трудоустройством, Уголовно-исполнительной инспекцией, в связи с предоставлением рабочих мест для отбывания наказания в виде исправительных работ, спонсорскую помощь детскому саду «Белочка», учреждениям культуры, спонсорскую помощь в издании краеведческой книги др.

Общественная организация «Зверевский Казачий Круг» принимает активное участие в рейдах направленных на обеспечение безопасности людей на водных объектах в летний купальный период; противопожарной безопасности города; проводятся профилактические мероприятия с семьями, находящимися в социально-опасном положении; привлекается администрацией города и 105-ПЧ <адрес> на тушение ландшафтных пожаров; оказывает содействие отделу полиции г. Зверево в охране общественного порядка при проведении как массовых мероприятий, так и в повседневной деятельности. С 2013 года на базе данной организации была создана добровольная пожарная команда в количестве 10 человек, которая имеет в оперативном пользовании пожарный автомобиль. На базе организации также создана Зверевская городская Народная дружина по охране общественного порядка.

Штамп был поставлен случайно. Данный штамп был выдан атаману ФИО3 на основании Доверенности атамана МС ОО «<данные изъяты>» ФИО6 в Доверенности оговорено право ФИО3 регистрировать Представительство МС ОО «<данные изъяты>» в местных органах власти и управления. Такую доверенность ФИО3 получает ежегодно. В сообщении за 2014 год о том, что организационно-правовая структура организации не изменила, данный штамп был поставлен ошибочно секретарем. В представленном суду представителем административного истца листе с оттисками печати и штампа, нет подписи руководителя организации. Административным истцом не представлены доказательства того, что данный штамп используется административным ответчиком.

Очередной Большой Круг собирается ежегодно, о чем свидетельствуют выписки из протоколов за 2013,2014г.г. Административным истцом в ходе документарной проверки был направлен некорректный запрос, на место проверяющие не выезжали.

ФИО3 пояснил, что общественной организации не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Они не делят прибыль среди казаков, а используют ее для решения уставных задач организации. Они помогают строиться церкви, детскому саду, и т.д. Законом не запрещено никому заниматься возрождением казачества, а не только казачьим обществам. Он не сможет собрать такое количество людей для регистрации казачьего общества.

Выслушав стороны административного дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Абзацем 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ предусмотрено, что общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В силу подпунктов 3 и 4 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.

В соответствии с абз. 3 ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В соответствии с пп. 5 п. 3 Положения о Главном управлении Минюста России по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Минюста РФ от 03.03.2014 N 25, к основным задачам данного государственного органа относится осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

В соответствии с п.п. 77 п. 6 раздела II Положения Главное управление наделено правомочием обращения в суд с заявлением о ликвидации Организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц

Согласно п.1 ст.54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации должна содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В абз.1 ст.28 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ указано, что официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

Как следует из сведений Единого государственного реестра юридических лиц административный ответчик зарегистрирован как «Общественная организация «Зверевский Казачий Круг», (л.д.57), из чего следует, что наименование организации не содержит указание на ее территориальную сферу и характер деятельности.

Из п.п.2.1 Устава ОО «ЗКК» следует, что организация создана с целью возрождения казачества, восстановления политических, экономических прав, традиционных форм казачьего самоуправления, охраны окружающей среды, возрождения духовных, культурных и патриотических традиций Донского казачества. (л.д.49).

Указанная цель не соответствует цели создания общественной организации

В силу п.1 ст.6.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества признаются казачьими обществами. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно п.5.1 Устава высшим руководящим органом Организации является Большой Круг, который созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В п.9 Распоряжения Главного управления Минюста РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р административному ответчику было предложено в рамках документарной проверки представить протоколы о назначении/избрании Атамана, Правления, ревизионной комиссии (ревизора; протоколы заседаний Общего собрания, а также Протоколы об утверждении годовых отчетов, бухгалтерского баланса, с предоставлением копий соответствующих документов.

ООО «ЗКК» представила Протокол заседания Большого Круга только за 2015 год, несмотря на то, что документы запрашивались за пери од с 21.10.2012г. по 17.11.2015г.

В ЕГРЮЛ содержатся сведения о том, что лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Организации, является Атаман Общественной организации «Зверевский казачий круг» ФИО3 ФИО8, переизбранный на новый срок (на три года) Протоколом заседания Большого круга <данные изъяты>

Суд не может согласиться с позицией административного ответчика о том, что Протоколы ежегодных заседаний Большого Круга имелись, но не были представлены, в виду того, что запрос был некорректен, выездной проверки не было. Суд признает данные доводы несостоятельными. Поскольку проверка проводилась документарная, в запросе указан период, за который необходимо было представить протоколы. В рамках документарной проверки был представлен один протокол за 2015 год, и только в судебном заседании административным ответчиком были представлены выписки из протоколов заседания Большого Круга за 2013 и 2014 годы.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.

При проведении проверки Организацией представлен оттиск штампа со следующим наименованием: «МСОО «<данные изъяты>» общественная организация «Зверевский казачий круг», что не соответствует наименованию Организации, содержащейся в Уставе и ЕГРЮЛ «Общественная организация «Зверевский казачий круг».

В доказательство того, что данный штамп используется административным ответчиком представителем административного истца представлено сообщение Атамана ООО «ЗКК» ФИО3 в адрес ГУ Минюста РФ по <адрес> за исх. от 14.03.2014г.

Суд признает несостоятельными доводы административного ответчика о том, что у Атамана организации имеется доверенность Атамана МС ОО «<данные изъяты><данные изъяты>» ФИО6 и он вправе пользоваться данным штампом.

В представленной административным ответчиком доверенности от 21.01.2016г. указано, что « Атаману <данные изъяты> Казачьего Округа МСОО ВВД <данные изъяты> ФИО3 ФИО10 доверяется открыть Представительство Всевеликого Войска Донского при_________(наименование Администрации города, района, области)».

Ни штамп, ни доверенность никакого отношения к наименованию Общественной организации «Зверевский казачий круг не имеют.

Не соответствуют действительности и показания представителей административного ответчика в суде о том, что представленные в суде оттиски углового штампа и круглой печати не принадлежат Организации, непонятно кто их ставил, т.к. нет подписи руководителя организации. Данные оттиски были представлены административным ответчиком в ходе документарной проверки.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Как следует из п. 1 ст. 24 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

В ст.8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" закреплено, что Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Административным ответчиком в ходе документарной проверки были представлены Журнал-ордера за проверяемый период (л.д.9-38), из которых следует, что Организация получает доходы от оказания услуг торгового комплекса и услуг туалета, что не соответствует целям создания и видам деятельности общественной организации, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством.

Доход Организации составляет аренда, целенаправленные средства.

Расходы Организации составляет зарплата, страховые взносы ПФР, страховые взносы ОМС, страховые взносы ФСС (2,9%), страховые взносы ФСС (0,6%), расчеты с поставщиками, передача электроэнергии, за электроэнергию, за связь, за ТБО, за воду, за охрану, программное обеспечение, за пожарную сигнализацию, статистика, приобретение ОС, комиссия банка, земельный налог, транспортный налог, плата за негативные воздействия, подотчет, хознужды, материалы, целенаправленные средства, расходы за счет прибыли, больничные листы, УСНО (налог), подписка на газету.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, основной вид деятельности Организации - 91.33 (деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки); дополнительный вид деятельности - 70.20.2 (сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества).

Таким образом, деятельность Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации.

Представленные административным ответчиком доказательства не опровергают установленных нарушений закона Организацией.

Как было указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 года N 14-П допущенные юридическим лицом нарушения закона могут являться основанием для его ликвидации только в том случае, если такие нарушения являются настолько существенными, что позволяют сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности организации.

Суд считает, что допущенные нарушения Общественной организацией «Зверевский казачий круг» являются настолько существенными, что позволяют сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности организации.

руководствуясь ст.ст.175-180, 264 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области о ликвидации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц Общественной организации «Зверевский казачий круг» удовлетворить.

Ликвидировать Общественную организацию «Зверевский казачий круг» ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты> и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ростовского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 05.02.2016г.

Судья О.В. Галаганова