ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-600/2021 от 23.12.2021 Куйтунского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п.Куйтун 23 декабря 2021 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Кондратьевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-600/2021 по административному исковому заявлению прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к Думе Тулюшского муниципального образования о признании бездействия незаконным,

у с т а н о в и л:

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Куйтунского района в рамках осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов проведен анализ практики приведения органами местного самоуправления Куйтунского района уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным и региональным законодательством, соблюдения сроков их приведения. По результатам правового анализа Устава Тулюшского муниципального образования установлено, что в нарушение ч. 9 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) представительным органом Тулюшского муниципального образования установленный законом 6-месячный срок приведения указанного правового акта в соответствие с действующим федеральным законодательством не соблюдается, длительное время меры по внесению изменений и дополнений в Устав не принимаются, в связи с чем, до настоящего времени отдельные положения Устава Тулюшского муниципального образования не соответствуют закону. Последняя регистрация изменений в Устав Тулюшского муниципального образования, внесенных решением Думы Тулюшского муниципального образования от 17.01.2020 № 47 «О внесении изменений и дополнений в Устав Тулюшского муниципального образования», осуществлена в Управлении Министерства юстиции России по Иркутской области 04.03.2020. Между тем, основания для приведения положений Устава Тулюшского муниципального образования в соответствие с действующим федеральным законодательством имелись, поскольку в 2020 г. в Федеральный закон № 131-ФЗ следующими федеральными законами внесены изменения и дополнения, требующие корректировок муниципальной правовой базы, а именно: Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 20.07.2020 № 241-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 09.11.2020 № 363-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 08.12.2020 № 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.12.2020 № 464-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения»; Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Между тем, несмотря на установленные законом требования, в нарушение ч. 4 ст. 7, ч. 9 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав Тулюшского муниципального образования не приводился в соответствие с действующим законодательством с июля 2020 г., изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ Федеральными законами от 20.07.2020 № 236-ФЗ, от 20.07.2020 № 241-ФЗ, от 09.11.2020 № 363-ФЗ, от 08.12.2020 № 411-ФЗ, от 29.12.2020 № 464-ФЗ и др., в Устав решением представительного органа Тулюшского муниципального образования не внесены. Более того, 13.08.2021 прокуратурой района по результатам правового анализа положений Устава в адрес главы Тулюшского муниципального образования внесено представление об устранении нарушений закона с требованиями о внесении в Устав изменений и приведении его в соответствие с Федеральным законом № 131-ФЗ. Однако до настоящего времени Думой Тулюшского муниципального образования меры по приведению Устава в соответствие с федеральным законодательством не приняты, изменения в нормативный правовой акт не внесены, Управлении Министерства юстиции России по Иркутской области не зарегистрированы, что недопустимо и свидетельствует о бездействии представительного органа муниципального образования, выраженном в непринятии исчерпывающих мер по своевременному внесению изменений и дополнений в Устав. Просит признать бездействие Думы Тулюшского муниципального образования, выразившееся в неприведении Устава Тулюшского муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», незаконным. Обязать Думу Тулюшского муниципального образования привести Устав Тулюшского муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем внесения изменений и дополнений в Устав Тулюшского муниципального образования, зарегистрировать изменения в Устав Тулюшского муниципального образования в Управлении Министерства юстиции России по Иркутской области в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Куйтунского района Ханхашкеева С.В. административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика Думы Тулюшского муниципального образования, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями, в том числе, по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

В силу ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Частью 9 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, т.е. Управление Министерства юстиции России по Иркутской области.

Судом установлено, что в нарушение ч. 9 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) представительным органом Тулюшского муниципального образования установленный законом 6-месячный срок приведения указанного правового акта в соответствие с действующим федеральным законодательством не соблюдается, длительное время меры по внесению изменений и дополнений в Устав не принимаются, в связи с чем, до настоящего времени отдельные положения Устава Тулюшского муниципального образования не соответствуют закону. Последняя регистрация изменений в Устав Тулюшского муниципального образования, внесенных решением Думы Тулюшского муниципального образования от 17.01.2020 № 47 «О внесении изменений и дополнений в Устав Тулюшского муниципального образования», осуществлена в Управлении Министерства юстиции России по Иркутской области 04.03.2020. Между тем, основания для приведения положений Устава Тулюшского муниципального образования в соответствие с действующим федеральным законодательством имелись, поскольку в 2020 г. в Федеральный закон № 131-ФЗ следующими федеральными законами внесены изменения и дополнения, требующие корректировок муниципальной правовой базы, а именно:

- Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 20.07.2020 № 241-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 09.11.2020 № 363-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 08.12.2020 № 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 29.12.2020 № 464-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения»;

- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

- Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

Суд приходит к выводу, что бездействие Думы Тулюшского муниципального образования, выразившееся в длительном невнесений изменений и дополнений в Устав Тулюшского муниципального образования, является незаконным.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к Думе Тулюшского муниципального образования о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать бездействие Думы Тулюшского муниципального образования Куйтунского района Иркутской области, выразившееся в неприведении Устава Тулюшского муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», незаконным.

Обязать Думу Тулюшского муниципального образования Куйтунского района Иркутской области привести Устав Тулюшского муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем внесения изменений и дополнений в Устав Тулюшского муниципального образования, зарегистрировать изменения в Устав Тулюшского муниципального образования в Управлении Министерства юстиции России по Иркутской области в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья В.П. Степаненко