ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6017/18 от 24.09.2018 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

№2а-6017/18-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


24 сентября 2018 года

город Петрозаводск


Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе


председательствующего судьи

М.Н. Картавых,


при секретаре

М.О. Журковой,


рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Семеновой Анастасии Владимировны об оспаривании решения Администрации Петрозаводского городского округа от 24.05.2018,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Семенова А.В. является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для многоэтажной застройки (для эксплуатации многоэтажного жилого дома). В Администрацию было направлено заявление о подготовке градостроительного плана на указанный земельный участок. Ответом от 24.05.2018 №5.3-09-257-О административный ответчик отказал в выдаче градостроительного плана земельного участка в связи с тем, что земельный участок расположен в зоне объектов здравоохранения (Оз), а также частично – в санитарно-защитной зоне «Автозаправочные станции V класса опасности», что является препятствием к размещению жилой застройки на указанном земельном участке. Административный истец просила признать указанное решение незаконным в части ссылки на установление санитарно-защитной зоны «Автозаправочные станции V класса опасности, в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 №26/38-771. В последующем истица требования изменила, просит признать незаконным решение Администрации Петрозаводского городского округа от 24.05.2018 №5.3-09-257-О об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером и обязать Администрацию Петрозаводского городского округа повторно рассмотреть заявление Семеновой А.В. от 28.04.2018 о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером .

В судебном заседании Семенова А.В. не участвовала, ее представитель Тинькин К.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика Слабко К.Ю., действующая на основании по доверенности, в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что 28.04.2018 Павлов А.Н., действующий в интересах Семеновой А.В., обратился в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1378 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для строительства многоквартирного жилого дома не более 3-х этажей взамен сносимого многоквартирного жилого дома №13 по Лососинскому шоссе.

Ответом от 24.05.2018 №5.3-09-257-О заявителю отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка по тем основаниям, что земельный участок расположен в зоне объектов здравоохранения (Оз), а также частично – в санитарно-защитной зоне «Автозаправочные станции V класса опасности», что является препятствием к размещению жилой застройки на указанном земельном участке. Ответ получен заявителем на руки 24.05.2018.

Согласно положений ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 2) земли населенных пунктов (ч. 1) Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч. 2).

Предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Однако в силу пункта 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция и расширение существующего объекта капитального строительства, а также строительство нового объекта на данном земельном участке может быть осуществлена только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

На основании абзаца 6 части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.

Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее Правила).

В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории Правил земельный участок с кадастровым номером частично расположен в санитарно-защитной зоне Автозаправочные станции V класса опасности.

Согласно пункту 5.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Кроме того, согласно указанным правилам земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне объектов здравоохранения (Оз).

Статьей 45 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень видов разрешенного использования указанной территориальной зоны, согласно которому строительство жилого многоквартирного дома не предусмотрено ни в качестве основного, ни условно разрешенного, ни вспомогательного вида использования.

Порядок подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории Петрозаводского городского округа регламентирован Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 17.07.2017 №2392 «Об утверждении административного регламента Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» (далее Регламент).

Согласно разделу 2 Регламента наименование муниципальной услуги: "Выдача градостроительных планов земельных участков". Муниципальная услуга предоставляется Администрацией в лице Управления. Предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Земельным кодексом Российской Федерации;

- Градостроительным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";

- Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";

- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

- Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.06.2016 N 400/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка";

- Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771;

- Генеральным планом города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 N XXVI/XX-361.

Результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача ГПЗУ; отказ в выдаче ГПЗУ. Основания для приостановления муниципальной услуги отсутствуют.

Пунктом 2.9.1. этого же раздела установлен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

- обращение ненадлежащего лица;

- отсутствие необходимых для оказания муниципальной услуги документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Административному регламенту;

- несоответствие представленных документов документам территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативам градостроительного проектирования, документации по планировке территории, сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности;

- несоответствие представленных документов требованиям действующего законодательства в части строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, градостроительного законодательства, земельного законодательства.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 31.05.2018) утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Согласно пункту 5 в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях, в том числе размещения жилой застройки.

При этом, согласно пункту 25 данных Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Учитывая, что сведения о санитарно-защитной зоне Автозаправочные станции V класса опасности, в границах которой частично расположен земельный участок с кадастровым номером , не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, ограничения, связанные с использованием земельного участка, расположенного в её границах, нельзя считать установленными, в связи с чем отказ административного ответчика по указанным мотивам является необоснованным.

При этом, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне объектов здравоохранения, у Администрации имелись законные основания для отказа в выдаче административному истцу градостроительного плана земельного участка, в связи с чем оснований для признания отказа в предоставлении муниципальной услуги в виде выдачи градостроительного плана земельного участка незаконным у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, проанализировав вышеназванные положения законодательства, учитывая обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в иске.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Семеновой Анастасии Владимировны отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2018 года.