РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Задонской М.Ю.,
при секретаре Дмитриевой Т.И.,
с участием
помощника прокурора Центрального района г. Тулы Комаровой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-601/2020 по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Тулы, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Центрального района г. Тулы, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что прокуратурой Центрального района города Тулы осуществлен надзор с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ. В результате мониторинга сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена страница сайта https://nord777.ru/uslugi-direktorov.html, на которой размещена информация об услугах номинальных директоров. Ресурс носит открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к ним свободный. Так, с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Yandex» и установленной на персональном компьютере операционной системы WindowsХР. В ходе осмотра в адресную строку браузера вставлена ссылка https://nord777.ru/uslugi-direktorov.html. При переходе по отмеченной ссылке открывается страница сайта nord777.ru «Услуги директоров в Москве», на которой размещена следующая информация: «Номинальный директор в РФ – это человек, который выполняет те же обязанности, что и подлинный руководитель организации. Номинальный директор требуется в различных жизненных ситуациях: при создании ООО или компании иного типа, при реорганизации компании, а также для внедрения ряда нововведений в уже существующий устав предприятия. Если владелец компании не имеет возможности собственнолично присутствовать в различных госучреждениях (фонды, налоговая инспекция и иные), то услуги номинального директора придутся весьма кстати», «Найдите решение любой проблемы! Номинальный директор для ООО – это гарантия конфиденциальности бизнеса и локализации важной информации внутри предприятия. Во всех учредительных документах будут указаны именно его данные, а сведения о реальном владельце останутся сокрыты. Номинальный директор нужен для ежедневного подписания внутренних документов компании, так и для ведения вверенному ему бизнеса в предварительно оговоренном ключе, но с ограничением доступа к определенной информации. Все, возникающие в ходе работы, затруднения решаются с фактическим главой предприятия», «Наша компании поможет найти номинального директора для ведения Вашего бизнеса, который сможет быть задействован в оказании следующих услуг: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ООО путем смены директора и участника на номинального - 70 000 руб. (включая все расходы). Альтернативная ликвидация ООО через сделку купли-продажи доли со сменой директора - 50 000 руб. (включая все расходы). ГОТОВАЯ ФИРМА с расчетным счетом - 100000 - 130000 руб. (зависит от выбранного банка). В наличии ГОТОВЫЕ КОМПАНИИ ООО с доступными немассовыми зарплатными директорами с расчетными счетами в Сбербанке, Альфа-Банке, Промсвязьбанке. Смена директора на номинального - 20 000 руб. Предоставление номинального директора для внесения изменений - 25 000 руб. Заверение сделки купли-продажи доли в уставном капитале у нотариуса - 30 000 руб. Повторные выезды номинального директора (банк, заверение копии паспорта и т.д.) - 8000 руб. Предоставление немассового зарплатного директора - 80 000 руб. Зарплата директора - 30 0000 руб./мес. Готовая фирма без расчетного счета - 40 000 руб.». Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация о данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
Таким образом, в целях недопущения нарушения требований налогового законодательства, а так же законодательства направленного на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, доступ к указателю страницы сайта: https://nord777.ru/uslugi-direktorov.html следует ограничить.
На основании изложенного просил суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта https://nord777.ru/uslugi-direktorov.html, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Помощник прокурора Центрального района г. Тулы Комарова И.Е. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала, просила административный иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле в порядке ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения помощника прокурора Центрального района г. Тулы Комаровой И.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ).
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации с применением информационных технологий регулируются Федеральным законом от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ).
На основании ст. 9 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.п. 1, 2, 6 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на следующих принципах: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; достоверности информации и своевременность ее предоставления.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а так же регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Из положений ч. 1, 2 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, признаются налогоплательщиками, если в соответствии с НК РФ удовлетворяют хотя бы одному из нижеперечисленных признаков: осуществляют экономическую деятельность в Российской Федерации или получают доходы от источников в Российской Федерации; являются собственниками имущества, подлежащего налогообложению в Российской Федерации; совершают на территории Российской Федерации операции или действия, подлежащие налогообложению; становятся участниками правоотношений при перемещении товара (работ, услуг) через таможенную границу Российской Федерации.
Налогоплательщики стремятся к уменьшению размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применение более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета получают налоговую выгоду, при этом ее получение не будет являться противоправным явлением.
Предоставление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а также, если выгода получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Основное участие в незаконных операциях, направленных на легализацию денежных средств либо получением необоснованной и незаконной налоговой выгоды принимают так называемые «фирмы-однодневки» и «транзитные организации», зарегистрированные на подставных лиц.
Таким образом, деятельность указанных организаций наносит ущерб обеспечению обороны, социально-экономическому развитию страны, безопасности государства и его бюджету (в виде недополученных сумм налогов или незаконно полученных сумм возмещения из бюджета).
Указанные выводы подтверждаются позицией законодателя, предусмотревшего уголовную ответственность за соответствующее деяние.
Так, частью 1 ст. 173.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах.
Кроме того, ч. 1 ст. 173.2 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.
Согласно примечанию к ст. 173. 1 Уголовного кодекса РФ под подставными лицами в настоящей статье и статье 173.2 настоящего Кодекса понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Центрального района г. Тулы проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, налогового законодательства.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора осуществлен вход - выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Yandex» и установленной на персональном компьютере операционной системы Windows XP.
В ходе осмотра в адресную строку браузера вставлена ссылка: https://nord777.ru/uslugi-direktorov.html.
При переходе по отмеченной ссылке открывается страница сайта: https://nord777.ru/uslugi-direktorov.html, на которой размещена информация о вакансии: «Номинальный директор в РФ – это человек, который выполняет те же обязанности, что и подлинный руководитель организации. Номинальный директор требуется в различных жизненных ситуациях: при создании ООО или компании иного типа, при реорганизации компании, а также для внедрения ряда нововведений в уже существующий устав предприятия. Если владелец компании не имеет возможности собственнолично присутствовать в различных госучреждениях (фонды, налоговая инспекция и иные), то услуги номинального директора придутся весьма кстати», «Найдите решение любой проблемы! Номинальный директор для ООО – это гарантия конфиденциальности бизнеса и локализации важной информации внутри предприятия. Во всех учредительных документах будут указаны именно его данные, а сведения о реальном владельце останутся сокрыты. Номинальный директор нужен для ежедневного подписания внутренних документов компании, так и для ведения вверенному ему бизнеса в предварительно оговоренном ключе, но с ограничением доступа к определенной информации. Все, возникающие в ходе работы, затруднения решаются с фактическим главой предприятия», «Наша компании поможет найти номинального директора для ведения Вашего бизнеса, который сможет быть задействован в оказании следующих услуг: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ООО путем смены директора и участника на номинального - 70 000 руб. (включая все расходы). Альтернативная ликвидация ООО через сделку купли-продажи доли со сменой директора - 50 000 руб. (включая все расходы). ГОТОВАЯ ФИРМА с расчетным счетом - 100000 - 130000 руб. (зависит от выбранного банка). В наличии ГОТОВЫЕ КОМПАНИИ ООО с доступными немассовыми зарплатными директорами с расчетными счетами в Сбербанке, Альфа-Банке, Промсвязьбанке. Смена директора на номинального - 20 000 руб. Предоставление номинального директора для внесения изменений - 25 000 руб. Заверение сделки купли-продажи доли в уставном капитале у нотариуса - 30 000 руб. Повторные выезды номинального директора (банк, заверение копии паспорта и т.д.) - 8000 руб. Предоставление немассового зарплатного директора - 80 000 руб. Зарплата директора - 30 0000 руб./мес. Готовая фирма без расчетного счета - 40 000 руб.». Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация о данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
В материалы дела представлен скриншот со страницы сайта, где предлагается информация о вышеперечисленных услугах.
С учетом изложенного, суд полагает, что представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что на интернет-сайте с адресом https://nord777.ru/uslugi-direktorov.html содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На указанной странице идет речь о предложении в подборе лиц для использования их в качестве подставных для регистрации юридических лиц, их номинального управления и других операциях без цели передачи данным лицам управленческих функций в юридическом лице. Размещение данной информации является незаконным и противоречащим основам правопорядка, нарушающим интересы общества и государства, а действия лица его разместившего – противоправными и уголовно наказуемыми.
В целях ограничения свободного доступа к интернет-странице: https://nord777.ru/uslugi-direktorov.html, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд считает необходимым внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.04.2015 № 327 «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях», контроль за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами в форме выездных и документарных проверок.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, ст. 265. 1 КАС РФ.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 177-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Центрального района г. Тулы, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по URL – адресу: https://nord777.ru/uslugi-direktorov.html.
Настоящее решение является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта https://nord777.ru/uslugi-direktorov.html в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий