ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-601/2016 от 14.06.2016 Одоевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2016 года. п. Дубна

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Таранец С.В.,

при секретаре Чапча А.В.,

с участием помощника прокурора Дубенского района Парфенова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубенского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования Дубенский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,

установил:

прокурор Дубенского района Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к административному ответчику администрации муниципального образования Дубенский район о признании незаконным бездействия, выразившегося в не оформлении права муниципальной собственности на памятник культурного наследия – памятник воинской славы в <адрес> и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Дубенского района на территории муниципального образования Дубенский район была проведена проверка исполнения законодательства об объектах культурного значения. В ходе проверки установлено, что на ряд памятников истории и культуры, расположенных на территории Дубенского района, не признано право собственности муниципального образования Дубенский район. Так, в <адрес> расположен памятник воинской славы, который принят Управлением Росреестра по Тульской области на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в 2014 году, однако в нарушение ст. 9.3 Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25 июня 2002 года №73-ФЗ, п.19.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества администрацией муниципального образования Дубенский район не зарегистрировано. Не оформление права муниципальной собственности на объект культурного наследия с целью реализации органом местного самоуправления полномочий по сохранению, использованию объекта культурного наследия, нарушает установленные права граждан, круг которых не определен, на сохранность объектов культурного наследия. Прокурор просит признать бездействие администрации муниципального образования Дубенский район, выразившееся в не оформлении права муниципальной собственности на памятник культурного наследия – памятник воинской славы в <адрес>, незаконным и обязать администрацию муниципального образования Дубенский район зарегистрировать право собственности муниципального образования Дубенский район на бесхозяйный объект недвижимого имущества – памятник воинской славы в <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Дубенского района Тульской области Парфенов Д.А. поддержал исковые требования к административному ответчику в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Дубенский район по доверенности Неуступова А.Н. исковые требования признала, пояснив суду, что на территории <адрес> расположен памятник воинской славы, который с ДД.ММ.ГГГГ принят на учет Управлением Росреестра по Тульской области в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. С целью реализации полномочий по сохранению и использованию объекта культурного наследия, администрация МО Дубенский район намерена обратиться в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования Дубенский район на бесхозяйный объект недвижимого имущества в <адрес>.

Заслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, заключение прокурора Парфенова Д.А., полагавшего иск удовлетворить, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 25 июня 2002 года N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно абзацу 5 ст. 3 Закона памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

В силу ч.1 и 2 ст. 3.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Согласно ст. 9.3 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.

государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Пунктом 19.3 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 года N 131-ФЗ также предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

Следовательно, исполнение полномочий органом местного самоуправления по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия без оформления права собственности на памятки истории и культуры невозможно.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в <адрес> расположен памятник воинской славы, 1970 года ввода в эксплуатацию, с площадью застройки 15 кв.м, право собственности на который за МО Дубенский район не зарегистрировано.

В реестре имущества Тульской области и в реестре Федерального имущества данный объект недвижимого имущества также отсутствует.

При этом, указанное сооружение производственного назначения (памятник воинской слав) Управлением Росреестра по Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ принято на учет как бесхозяйное недвижимое имущество, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРП, и не оспаривается представителем административного ответчика.

Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Неисполнение полномочий органами местного самоуправления по оформлению права муниципальной собственности на объект культурного наследия нарушает установленные права граждан, круг которых не определен, на сохранность объектов культурного наследия.

Следовательно, в целях реализации органом местного самоуправления полномочий по сохранению, использованию и популяризации объекта культурного наследия, администрации МО необходимо зарегистрировать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – памятник воинской славы в <адрес>.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

исковые требования прокурора Дубенского района Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования Дубенский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Дубенский район, выразившееся в не оформлении права муниципальной собственности на памятник культурного наследия – памятник воинской славы в <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Дубенский район зарегистрировать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – памятник воинской славы, расположенный в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский районный суд Тульской области в течение месяца.

Председательствующий