Дело № 2а-6027/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2016 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Шипунова И.В.
при секретаре Битеновой Н.С.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО6, представителя административного ответчика ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации ...., Комитету по строительству, архитектуре и развитию .... об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации .... (далее также – администрация), Комитету по строительству, архитектуре и развитию .... (далее также - комитет), просит признать не действующим постановление администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584 в ....».
В обоснование требований ссылается на то, что указанный акт противоречит положениям Конституции РФ (статья 35, 36), гарантирующей защиту права собственности, статье 209 ГК РФ о правомочиях собственника, а также нормам статей 41, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), поскольку утвержденный названным постановление Проект планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584 в .... (далее также – Проект планировки) предусматривает прохождение красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером 22:63:03 02 19:822, площадью 100000 кв.м., расположенного по адресу: .... «б», принадлежавшего истцу (в настоящее время участок разделен на иные самостоятельные участки).
Решение о подготовке проекта планировки, вынесенное на основании заявления ИП ФИО5, принято постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, на это время ФИО1 являлся единоличным собственником названного земельного участка (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ).
Соответственно, Проект планировки разрабатывался в период с августа по ноябрь 2012 года, при этом содержащиеся в нем сведения о земельных участках с названными кадастровыми номерами не являлись актуальными, принадлежащий ФИО1 участок не отражен в Проекте планировки, а значит органы публичной власти в нарушение действующего законодательства приняли решение об отделении мест общего пользования посредством нанесения красных линий по территории участка, находящегося в частной собственности. Эти красные линии и в настоящее время проходят по земельным участкам, принадлежащим истцу, которые получены путем раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:03 02 19:822, то есть права истца продолжают нарушаться.
Кроме этого, в Проекте планировки допущены ряд иных нарушений, которые, помимо названных выше, с необходимостью требовали его направления на доработку. Местоположение земельного участка с кадастровым номером 22:63:030219:582 на момент подготовки Проекта планировке не соответствует тому местоположению, которое содержится в публичной кадастровой карте, фактически на месте этого участка на момент проведения публичных слушаний стояли на кадастровом учете земельные участка с номерами 22:63:03 02 19:821 и 22:63:03 02 19:822. Земельный участок с кадастровым номером 22:63:030219:584 снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, по мнению административного истца, оспариваемое постановление должно быть признано незаконным (не действующим).
Административный истец и его представитель в суде поддержали доводы иска, ответчики представили письменные возражения.
Заинтересованное лицо ФИО5 в суд не явился, извещен судьей лично телефонограммой, его представитель знакомился с материалами дела.
Прокурор, извещенный распиской с вручением копии административного иска, для дачи заключения по делу не явился, что не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление администрации ....№ «Об утверждении проекта планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584 в ....», сам Проект планировки представлен суду.
Определяя существо данного акта органа публичной власти, суд исходит из того, что он является нормативно-правовым актом.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (которое, несмотря на принятие КАС РФ, содержит правовые позиции, применимые до принятия иных разъяснений) разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Поскольку оспариваемым постановлением утвержден Проект планировки территории, содержащий, помимо прочего, месторасположение красных линий, отделяющих места общего пользования, то есть территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, учитывая, что красные линии указываются в проекте планировки и межевания территории и могут быть использованы в правилах землепользования и застройки для определения территориальных зон, то есть в документации территориального планирования, принимая во внимание специфику того Проекта планировки, который утвержден оспариваемым постановление (по существу представляющего собой проект планировки отдельного поселка «Новый спутник»), суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление, является нормативным правовым актом.
В силу части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Соответственно, в силу положений главы 21 КАС РФ основанием для признания нормативного правового акта не действующим является нарушение процедуру его принятия, отсутствия у органа власти соответствующей компетенции, а также его противоречие актам большей юридической силы и нарушение его вынесением прав и свобод административного истца.
Согласно ст. 1 далее ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно ст. 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (ст. 26 ГрК РФ).
На основании положений ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Согласно положениям ст.ст. 42, 43 ГрК РФ, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Статьей 45 ГрК РФ установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.
Согласно положениям ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В случае подготовки документации по планировке территории лицами, указанными в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории не требуется. Подготовка этой документации, а также ее утверждение органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа осуществляется в порядке, установленном для документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. При этом публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении территории, подлежащей комплексному освоению в соответствии с договором о комплексном освоении территории.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Суд полагает, что администрация в пределах своей компетенции приняла оспариваемое постановление, процедура принятия постановления также соблюдена.
ИП ФИО5ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о рассмотрении Проекта планировки, представив проект, подготовленный ООО «БАркиГруп». Администрацией ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № о подготовке Проекта планировки, этот проект рассмотрен комиссией по землепользованию и застройке.
В суд представлены сведения о проведении публичных слушаний по рассмотрению Проекта планировки на основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ о проведении таких публичных слушаний.
По результатам указанных мероприятий принято оспариваемое постановление.
Сведения об опубликовании всех указанных постановлений содержатся в копиях представленных в суд страниц газеты «Вечерний Барнаул», также в суд представлены распечатки с официального сайта, предназначенного для официального опубликования актов органов местного самоуправления.
Тем не менее, суд полагает, что оспариваемое постановление в части противоречит требованиям градостроительного законодательства и нарушает права административного истца.
Административный истец, обращаясь в суд за защитой нарушенного права, ссылается на то обстоятельство, что по территории его земельных участков проходят красные линии.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Согласно ст. 1 ГрК РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)
В соответствии с положениями ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Статья 43 ГрК РФ предусматривает, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 242-О).
Проект планировки и межевания, утвержденный оспариваемым постановлением, устанавливает прохождение красной линии по земельному участку с кадастровым номером 22:63:03 02 19:822, площадью 100000 кв.м., расположенного по адресу: .... «б», принадлежавшего ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что само по себе предполагает проектирование за границами красных линий территорий общего пользования, которые фактически образовались на земельном участке, переданном в частную собственность административного истца. В настоящее время этот участок разделен на иные участки, также принадлежащие ФИО1, своими действиями по разделу данного земельного участка ничьих прав истец не нарушил и не создал предпосылки для нарушения прав третьих лиц, то есть правом не злоупотребил.
Земельный участок с кадастровым номером 22:63:03 02 19:822 и образованные из него участки находятся в частной собственности. Изъятие, изменение целевого назначения указанного земельного участка в установленном законом порядке не производилось.
Таким образом, несмотря на то, что на момент подготовки Проекта планировки, то есть после вынесения постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГФИО1, являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 22:63:03 02 19:822, органы публичной власти не направили Проект планировки на доработку, хотя в нем отражен земельный участок под № в Плане существующего использования территории с кадастровым номером 22:63:030219:582 (фактически в Проекте планировки перепутаны кадастровые номера, на месте участка по № должен быть указан участков с кадастровым номером 22:63:030219:584), хотя этот участок был разделен к этому моменту на самостоятельные участки - с кадастровыми номерами 22:63:03 02 19:821 и 22:63:03 02 19:822.
Суд учитывает, что при принятии постановления о проведении публичных слушаний в нем указаны только кадастровые номера земельных участков, причем кадастровый номер земельного участка 22:63:03 02 19:822 не указан, а значит заслушивают внимания доводы истца о том, что до получения копии Проекта планировки он не мог знать о том, что такой проект разрабатывается в отношении земельного участка, который принадлежал истцу, органы публичной власти обязаны были проверить соответствие Проекта планировки сведениям кадастрового учета.
В то же время, исходя из площади указанных в Плане существующего использования территории, земельных участков (под № и под №) при его подготовке допущена техническая ошибка (описка) в указании кадастровых номеров земельных участков (последние цифры номера перепутаны), однако такая описка не является существенной и не может служить основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью, на чем настаивает сторона истца.
Суд полагает, что по смыслу статьи 213 КАС РФ суд обязан признать нормативный правовой акт не действующим в случае его противоречия акту, имеющему большую юридическую силу, однако не может не учитывать, в какой части этот акт нарушает права административного истца.
Исходя из того, что права истца затрагиваются только прохождением красных линий по земельному участку, находившемуся в его собственности, в настоящее время разделенному на иные участки, суд считает возможным признать оспариваемое постановление не действующим именно в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером 22:63:03 02 19:822, площадью 100000 кв.м., расположенного по адресу: .... «б», принадлежавшего ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Такой подход позволяет восстановить права истца как собственника, при этом решение суда будет исполнимым, так как этот участок стоял на кадастровом учете с определенными границами, в части соответствующей территории возможно утвердить иной проект планировки.
Доводы ответчика о том, что ФИО1 может обратиться с заявлением об изменении Проекта планировки, не умаляют того факта, что оспариваемое постановление нарушает права истца, а значит не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
Исходя из обстоятельств данного дела, нормативный акт в части должен быть признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу, с публикацией сообщения об этом в газете «Вечерний Барнаул».
В силу части 6 статьи 208 КАС РФ срок на обращение в суд ФИО1 не пропущен.
Более того, даже если оспариваемое постановление не признавать нормативным актом, истец обратился в суд в трехмесячный срок с момента, когда им получена копия Проекта планировки, то есть с даты, когда он узнал о нарушении прав, в связи с чем в защите нарушенных прав не может быть отказано.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584 в ....» в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером 22:63:03 02 19:822, площадью 100000 кв.м., расположенного по адресу: .... «б», принадлежавшего ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части административного иска отказать.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Вечерний Барнаул».
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Шипунов