УИД: 91RS0№-37
Дело № 2а-602/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2022 года Евпаторийский городской суд Республики Крым
в составе: председательствующего - судьи Володарец Н.М.
при секретаре - Баземба Д.Ю.
с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Крым к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №6 по Республике Крым обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций, мотивируя свои требования тем, что с 13 января 2014 года ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, 23 августа 2017 года утратил статус индивидуального предпринимателя, с 25 декабря 2013 года до 17 февраля 2017 года состоял на учете в ИФНС России по г. Мытищи (Код инспекции - №), с 17 февраля 2017 года до 26 мая 2021 года состоял на учете в Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области (Код инспекции - №), с 26 мая 2021 года поставлен на учет в Межрайонной ИФНС России №6 по Республике Крым (код инспекции - №). При этом ФИО2 в установленные законодательством сроки не были уплачены: - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда ОМС до 01 января 2017 года (2016 год), в связи с чем возникла недоимка в размере 3 796 руб. 85 коп.; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда ОМС с 01 января 2017 года (за 2017 год), в связи с чем возникла недоимка в размере 2 961 руб. 29 коп.; - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года (за 2017 год), в связи с чем возникла недоимка в размере 15 096 руб. 77 коп. Поскольку обязанности страхователя по своевременной уплате страховых взносов административным ответчиком своевременно не исполнены, в силу ст. 75 НК РФ ему были начислены пени за каждый календарный день просрочки платежа. Таким образом административному ответчику за неуплату в установленный законодательством срок страховых взносов на обязательное медицинское страхование за периоды до 01 января 2017 года (2016 год) начислены пени в размере 200 руб. 02 коп.; за неуплату в установленный законодательством срок страховых взносов на обязательное медицинское страхование за периоды с 01 января 2017 года (за 2017 год) начислены пени в размере 22 руб. 44 коп.; за неуплату в установленный законодательством срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды с 01 января 2017 года (за 2017 год) начислены пени в размере 114 руб. 42 коп. В связи с неисполнением обязанностей по уплате страховых взносов начисленных пеней Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области в порядке ст. 69 НК РФ административному ответчику выставлено требование об уплате от 08 сентября 2017 года №, которое направлено 08 сентября 2017 года заказным письмом ФГУП «Почта России», получено адресатом 18 сентября 2017 года. Также административному ответчику выставлено требование об уплате от 06 марта 2018 года №, которое направлено 20 марта 2018 года заказным письмом ФГУП «Почта России», получено адресатом 28 марта 2018 года. Согласно требованию №143698 административному ответчику было необходимо в срок до 20 сентября 2017 года уплатить, в том числе, пени по страховым взносам на ОМС за период до 01 января 2017 года (2016 год) в размере 200 руб. 032 коп. Требование № ФИО2 в добровольном порядке не исполнено и не обжаловано. Согласно требованию № административному ответчику необходимо было в срок до 20 марта 2018 года уплатить недоимку по страховым взносам на ОМС за периоды с 01 января 2017 года (2017 год) в размере 2 961 руб. 29 коп., пени по ОМС в размере 22 руб. 40 коп.; недоимку по страховым взносам на ОПС за периоды с 01 января 2017 года (2017 год) в размере 15 096 руб. 77 коп., пени по страховым взносам на ОПС в размере 114 руб. 42 коп. Требование № ФИО2 в добровольном порядке не исполнено и не обжаловано. 14 июля 2021 года Инспекция обратилась в Судебный участок №43 Евпаторийского судебного района Республики Крым с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности перед бюджетом, в том числе, задолженности по пеням по страховым взносам на ОМС за периоды до 01 января 2017 года (2016 год) в размере 200 руб. 02 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года (2017 год) в размере 2 961 руб. 29 коп., пени в размере 22 руб. 44 коп.; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) (2017 год) в размере 15 096 руб. 77 коп., пени в размере 114 руб. 42 коп. 23 июля 2021 года исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 43 Евпаторийского судебного Республики Крым мировым судьей судебного участка № 39 Евпаторийского судебного района Республики Крым был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 вышеуказанной задолженности по делу №. Определением мирового судьи судебного участка №43 Евпаторийского судебного района Республики Крым от 17 августа 2021 года судебный приказ от 23 июля 2021 года о взыскании с ФИО2 вышеуказанной задолженности был отменен. При таких обстоятельствах просит суд взыскать с административного ответчика ФИО2 задолженность перед бюджетом в общей сумме 18 394 руб. 94 коп., в том числе: - задолженность по пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды до 01 января 2017 года (2016 год) в размере 200 руб. 02 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года (2017 год) в размере 2 961 руб. 29 коп.; - недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) (2017 год) в размере 15 096 руб. 77 коп., пени в размере 114 руб. 42 коп.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Крым ФИО1 административный иск поддержал, дал пояснения, аналогично изложенному в нем, просил суд заявленные требования удовлетворить.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки, причины неявки суду не сообщил. До начала судебного заседания в суд от него поступили письменные возражения на административный иск, согласно которым просит суд применить последствия пропуска административным истцом срока для обращения в суд и в удовлетворении административного иска отказать. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с 13 января 2014 года административный ответчик ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, 23 августа 2017 года утратил статус индивидуального предпринимателя, с 25 декабря 2013 года до 17 февраля 2017 года состоял на учете в ИФНС России по г. Мытищи (Код инспекции - №), с 17 февраля 2017 года до 26 мая 2021 года состоял на учете в Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области (Код инспекции - №), с 26 мая 2021 года поставлен на учете в Межрайонной ИФНС России №6 по Республике Крым (код инспекции - №), что подтверждается Выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленному суду расчету ФИО2 в установленные законодательством сроки не были уплачены:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда ОМС до 01 января 2017 года (2016 год), в связи с чем возникла недоимка в размере 3 796 руб. 85 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда ОМС с 01 января 2017 года (за 2017 год), в связи с чем возникла недоимка в размере 2 961 руб. 29 коп.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года (за 2017 год), в связи с чем возникла недоимка в размере 15 096 руб. 77 коп.
Поскольку обязанности страхователя по своевременной уплате страховых взносов административным ответчиком своевременно исполнены не были, ему были начислены пени за каждый календарный день просрочки платежа:
- за неуплату в установленный законодательством срок страховых взносов на обязательное медицинское страхование за периоды до 01 января 2017 года (2016 год) начислены пени в размере 200 руб. 02 коп.;
- за неуплату в установленный законодательством срок страховых взносов на обязательное медицинское страхование за периоды с 01 января 2017 года (за 2017 год) начислены пени в размере 22 руб. 44 коп.;
- за неуплату в установленный законодательством срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды с 01 января 2017 года (за 2017 год) начислены пени в размере 114 руб. 42 коп.
В связи с неисполнением обязанностей по уплате страховых взносов начисленных пеней Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области административному ответчику выставлено требование об уплате от 08 сентября 2017 года №, которое направлено 08 сентября 2017 года заказным письмом ФГУП «Почта России», получено адресатом 18 сентября 2017 года, что подтверждается сведениями из базы данных инспекции АИС Налог - 3.
Также административному ответчику выставлено требование об уплате от 06 марта 2018 года №, которое направлено 20 марта 2018 года заказным письмом ФГУП «Почта России», получено адресатом 28 марта 2018 года, что подтверждается сведениями из базы данных инспекции АИС Налог-3.
Согласно требованию № административному ответчику было необходимо в срок до 20 сентября 2017 года уплатить, в том числе, пени по страховым взносам на ОМС за период до 01 января 2017 года (2016 год) в размере 200 руб. 032 коп.
Требование № ФИО2 в добровольном порядке не исполнено и не обжаловано.
Согласно требованию № административному ответчику необходимо было в срок до 20 марта 2018 года уплатить недоимку по страховым взносам на ОМС за периоды с 01 января 2017 года (2017 год) в размере 2 961 руб. 29 коп., пени по ОМС в размере 22 руб. 40 коп.; недоимку по страховым взносам на ОПС за периоды с 01 января 2017 года (2017 год) в размере 15 096 руб. 77 коп., пени по страховым взносам на ОПС в размере 114 руб. 42 коп.
Требование № ФИО2 в добровольном порядке не исполнено и не обжаловано.
В судебном заседании установлено, что 14 июля 2021 года административный истец обратился в Судебный участок №43 Евпаторийского судебного района Республики Крым с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности перед бюджетом, в том числе, задолженности по пеням по страховым взносам на ОМС за периоды до 01 января 2017 года (2016 год) в размере 200 руб. 02 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года (2017 год) в размере 2 961 руб. 29 коп., пени в размере 22 руб. 44 коп.; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) (2017 год) в размере 15 096 руб. 77 коп., пени в размере 114 руб. 42 коп.
23 июля 2021 года исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 43 Евпаторийского судебного Республики Крым мировым судьей судебного участка № 39 Евпаторийского судебного района Республики Крым был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 вышеуказанной задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка №43 Евпаторийского судебного района Республики Крым от 17 августа 2021 года судебный приказ от 23 июля 2021 года о взыскании с ФИО2 вышеуказанной задолженности был отменен.
Обращаясь в суд с данным административным иском административный истец просит суд взыскать с административного ответчика задолженность перед бюджетом в общей сумме 18 394 руб. 94 коп., в том числе: - задолженность по пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды до 01 января 2017 года (2016 год) в размере 200 руб. 02 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года (2017 год) в размере 2 961 руб. 29 коп.; - недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) (2017 год) в размере 15 096 руб. 77 коп., пени в размере 114 руб. 42 коп.
Так, согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года №212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Исходя из ч. ч. 1, 2 ст. 25 названного Федерального закона в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ).
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Пунктом 5 ст. 18 названного Федерального закона признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Однако в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года №250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, должен осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного закона.
Пунктом 2 статьи 11 НК Российской Федерации определено, что недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (в редакции за спорный период).
При этом, статьей 11 Закона №436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01 января 2017, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона №436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Иное толкование норм материального права обуславливает возможность списания недоимки только для плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и сохраняет обязанность по их уплате для лиц, добросовестно представлявших такую информацию, однако это является недопустимым, поскольку приводило бы к нарушению принципа равенства всех перед законом.
Следовательно, исходя из смысла положений статьи 11 Закона №436-ФЗ и статьи 14 Закона №212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам (данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01 ноября 2019 года № 302-ЭС19-10889).
Поскольку предъявленная к взысканию сумма пени, начисленных на недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год, имела место по состоянию на 1 января 2017 года, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Кроме того, согласно положениям п. 2 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 года №243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Учитывая, что недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 2 961 руб. 29 коп. и недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, в размере 15 096 руб. 77 коп., а также пеня в размере 114 руб. 42 коп. образовались за расчетный период - 2017 год, требование об уплате от 06 марта 2018 года №164845 направлено административному ответчику 20 марта 2018 года и получено последним 28 марта 2018 года, срок для оплаты указанной задолженности был определен административному ответчику до 20 марта 2018 года, при этом с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился лишь в июле 2021 года, то есть с пропуском установленного ст. 48 НК РФ срока, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с данными исковыми требованиями.
Анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Крым к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья Н.М. Володарец