ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6032/16 от 22.09.2016 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-6032/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2016 года г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в упрощенном порядке административный иск прокурора Центрального района г. Сочи в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации города-курорта Сочи о признании незаконным бездействия по завершению работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Сочи обратился в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации города-курорта Сочи о признании незаконным бездействия по завершению работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов.

Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой Центрального района г. Сочи проведена проверка по обращению депутата Городского С. г. С.П. Р.Ю. о нарушении федерального законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, расположенных по <адрес> г.С.. Установлено, что в рамках реализации Краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам проведенной аукционной процедуры между управлением капитального ремонта администрации города Сочи подрядной организацией ООО «Градострой» заключен муниципальный контракт от 22.07.2010 года на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов «Б», 33, 37 «А», 86, 88, 90, 92, 98 «А» по ул.
Донской города Сочи. Технический надзор (строительный контроль)
осуществлялся муниципальным казенным учреждением города Сочи
«Горстройзаказчик». Пунктом 2.1. муниципального контракта определена стоимость работ - 58 031 729 руб. 45 коп. Сроки начала и окончания выполнения работ, определены пунктом 4.1. муниципального контракта, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ стороны пришли к соглашению о приостановке исполнения и финансирования контракта до получения бюджетных средств муниципальным заказчиком. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ стороны пришли к соглашению о возобновлении исполнения и финансирования контракта. В соответствии с указанным соглашением сроки выполнения работ по контракту установлены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок управлением капитального ремонта администрации города Сочи произведено частичное принятие работ. Часть объема работ была не выполнена ООО «Градострой», а часть работ, выполненная с дефектами, не принята управлением капитального ремонта администрации города Сочи. Проведение капитального ремонта не доведено до конца. В результате предоставления ООО «Градострой» справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС - 2 и КС - 3 Управлением капитального ремонта администрации города Сочи в адрес ООО «ГРАДОСТРОЙ» за выполненные работы по контракту перечислена сумма в размере 46 256 511 руб. 71 коп., что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 27 162 797 руб. 40 коп., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6 951 347 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 12 142 367 руб. 31 коп. В рамках реализации своих полномочий по осуществлению технического надзора (строительного контроля), ФИО1 «УКР» ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной проверки с целью установления фактически выполненных (невыполненных) объемов работ по контракту установлено завышение объемов работ на общую сумму 19 268 084 рубля 88 копеек, из которых: по дому по <адрес> в г.С. завышение объемов работ на сумму в размере 561 988 руб. 99 коп., по дому по <адрес> завышение объемов работ на сумму в размере 3 514 343 руб. 30 коп., по дому а по <адрес> завышение объемов работ на сумму в размере 285 674 руб. 63 коп., по дому по <адрес> в г.С. завышение объемов работ на сумму в размере 2 742 576 руб. 07 коп., по дому по <адрес> завышение объемов работ на сумму в размере 3 465 878 руб. 35 коп., по дому по <адрес> в г.С. завышение объемов работ на сумму в размере 2 541 653 руб. 27 руб. коп., по дому по <адрес> в г.Сочи завышение объемов работ на сумму в размере 2 804 200 руб. 96 коп., по дому а по <адрес> в г.С. завышение объемов работ на сумму в размере 3 351 769 руб. 31 коп., что подтверждается актами контрольных обмеров многоквартирных жилых домов. Подрядчик ООО «Градострой» решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу признан несостоятельным (банкротом). Таким образом, до настоящего времени фактически Краевая Целевая программа «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» и части проведения работ по капитальному ремонту жилых домов не реализована, что свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств. Согласно информации МКУ г.Сочи «Управление капитального ремонта» распоряжениями главы администрации г.Сочи -р от ДД.ММ.ГГГГ и -р от ДД.ММ.ГГГГ приняты решения о ликвидации муниципального заказчика Управление капитального ремонта администрации г.Сочи и МКУ г.Сочи «Горстройзаказчик». Созданное ДД.ММ.ГГГГ МКУ г.Сочи «Управление капитального ремонта» и наделенное полномочиями, в том числе, по осуществлению технического надзора (строительного контроля) по муниципальным контрактам, заключаемым в рамках реализации программ по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности, объектов краевой и городской целевых программ по обеспечению строительства олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта, является самостоятельным юридическим лицом, не отвечающим по обязательствам Управления капитального ремонта администрации г.Сочи и МКУ г.Сочи «Горстройзаказчик», дополнительного соглашения о замене стороны в муниципальном контракте или каких-либо других документов, определяющих правопреемство, с Управлением капитального ремонта администрации г.Сочи и МКУ г.Сочи «Горстройзаказчик» не заключало. Заключение нового муниципального контракта на продолжение работ по капитальному ремонту возможно только после взыскания с подрядной организации средств в бюджет города Сочи за невыполненные объемы работ с ООО «Градострой». Однако сроки выполнения работ по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ истекли ДД.ММ.ГГГГ, т.е нарушены более чем на 5 лет. Вместе с тем, то обстоятельство, что Управление капитального ремонта администрации г.Сочи ликвидировано не снимает с органов местного самоуправления обязанности по завершению работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов и устранить все выявленные недостатки и дефекты в части выполненных работ. Бездействие органа местного самоуправления свидетельствует о несоблюдении требований Бюджетного кодекса РФ в части эффективного расходования бюджетных средств, а также ч.2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и влечет за собой нарушение гарантированных ст. 18 данного Закона прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. По изложенным основаниям просит суд признать бездействие администрации г. Сочи по не завершению работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов по <адрес> в рамках реализации Краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта», утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ года № 723 незаконным и обязать администрацию г. Сочи завершить невыполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов по <адрес>, предусмотренные муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ-КР-10, указанные в актах контрольных обмеров многоквартирных жилых домов а, по <адрес>.

Представитель истца в лице помощника прокурора Центрального района г.С.ФИО2 заявила ходатайство о рассмотрении данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Поскольку административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении данного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела, суд по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) рассматривает данное административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

В силу требований ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Как видно из материалов дела, прокуратурой Центрального района г. Сочи проведена проверка по обращению депутата ГородскогоС.ия С. П. Р.Ю. о нарушении федерального законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, расположенных по <адрес>

В ходе данной проверки выявлено, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации Краснодарского края утверждена краевая целевая программа а «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта».

Целями и задачами данной программы явились строительство (реконструкция, капитальный ремонт) отдельных объектов инженерной инфраструктуры с учетом требований и рекомендаций Международного олимпийского комитета по обеспечению функционирования спортивных объектов, а также с учетом обеспечения функционирования отдельных объектов туристской деятельности, жилищного фонда (в том числе вновь создаваемого в связи с изъятием недвижимого имущества для размещения олимпийских объектов), торговли, общественного питания, здравоохранения, культуры и иных объектов, связанных с удовлетворением потребностей жителей города Сочи, участников и гостей Зимних Игр.

По итогам проведенной аукционной процедуры между управлением капитального ремонта администрации города Сочи и подрядной организацией ООО «Градострой» заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов по <адрес>. Технический надзор (строительный контроль) осуществлялся Муниципальным казенным учреждением города Сочи «Горстройзаказчик».

По условиям данного муниципального контракта муниципальный заказчик сдает, а подрядчик принимает на себя подряд на ведение капитального ремонта домов по <адрес> в соответствии с аукционной документацией и настоящим контрактом, а также приложениями к нему, являющимися его неотъемлемой частью, на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ года единой городской конкурсной и аукционной комиссии по лоту по мероприятию «Капитальный ремонт жилых домов краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта».

Пунктом 2.1. муниципального контракта определена стоимость работ - 58 031 729 руб. 45 коп.

Сроки начала и окончания выполнения работ, определены пунктом 4.1. муниципального контракта, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ стороны пришли к соглашению о приостановке исполнении и финансирования контракта до получения бюджетных средств Муниципальным заказчиком.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ стороны пришли к соглашению о возобновлении исполнения и финансирования контракта. В соответствии с указанным соглашением сроки выполнения работ по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.Согласно представленным платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением капитального ремонта администрации города Сочи в адрес ООО «ГРАДОСТРОЙ» за выполненные работы по контракту перечислена сумма в размере 46 256 511 руб. 71 коп.

Данная денежная сумма была перечислена подрядчику ООО «Градострой» на основании представленных в Управлением капитального ремонта администрации города Сочи справок о стоимости выполненных работ и затрат.

Как следует из актов проверки от ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной проверки с целью установления фактически выполненных (невыполненных) объемов работ по контракту в рамках реализации своих полномочий по осуществлению технического надзора (строительного контроля), ФИО1 «УКР» установлено завышение объемов работ на общую сумму 19 268 084 рубля 88 копеек, из которых: по дому по <адрес> в г.С. завышение объемов работ на сумму в размере 561 988 руб. 99 коп., по дому по <адрес> в г.С. завышение объемов работ на сумму в размере 3 514 343 руб. 30 коп., по дому а по <адрес> в г.С. завышение объемов работ на сумму в размере 285 674 руб. 63 коп., по дому по <адрес> в г.С. завышение объемов работ на сумму в размере 2 742 576 руб. 07 коп., по дому по <адрес> в г.С. завышение объемов работ на сумму в размере 3 465 878 руб. 35 коп., по дому по <адрес> в г.С. завышение объемов работ на сумму в размере 2 541 653 руб. 27 руб. коп., по дому по <адрес> в г.С. завышение объемов работ на сумму в размере 2 804 200 руб. 96 коп., по дому а по <адрес> в г.С. завышение объемов работ на сумму в размере 3 351 769 руб. 31 коп.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу ДД.ММ.ГГГГ ООО «Градострой» признан несостоятельным (банкротом).

Судом установлено, что до настоящего времени фактически краевая Целевая программа «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» и части проведения работ по капитальному ремонту жилых домов не реализована, что свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств.

Как следует из информации МКУ г.Сочи «Управление капитального ремонта» распоряжениями главы администрации г.С.-р от ДД.ММ.ГГГГ и -р от ДД.ММ.ГГГГ приняты решения о ликвидации муниципального заказчика Управление капитального ремонта администрации г.С. и ФИО1 «Горстройзаказчик». Созданное ДД.ММ.ГГГГ МКУ г.Сочи «Управление капитального ремонта» и наделенное полномочиями, в том числе, по осуществлению технического надзора (строительного контроля) по муниципальным контрактам, заключаемым в рамках реализации программ по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности, объектов краевой и городской целевых программ по обеспечению строительства олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта, является самостоятельным юридическим лицом, не отвечающим по обязательствам Управления капитального ремонта администрации г.С. и ФИО1 «Горстройзаказчик», дополнительного соглашения о замене стороны в муниципальном контракте или каких-либо других документов, определяющих правопреемство, с Управлением капитального ремонта и ФИО1 «Горстройзаказчик» не заключало.

Суд признает обоснованным довод прокурора Центрального района г.С., относительно того, что то обстоятельство, что Управление капитального ремонта администрации г.С. ликвидировано не снимает с органов местного самоуправления обязанности по завершению работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов и устранению всех выявленных недостатков и дефектов в части выполненных работ.

В силу ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения. Образование в структуре местной администрации профильного управления правами юридического лица не наделяет это Управление статусом органа местного самоуправления. Возложение на Управление капитального ремонта администрации г.С. обязанности по организации деятельности в области капитального строительства и ремонта объектов муниципальной собственности является способом исполнения органом местного самоуправления своих функций по организации деятельности в области капитального строительства и ремонта объектов муниципальной собственности города Сочи.

Пунктом 6, ч. 1, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа отнесено, в том числе, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичные положения содержит устав г.Сочи согласно ст. 42 которой принятого решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 92 (новая редакция) к вопросам местного значения г.Сочи относится в том числе и обеспечение проживающих в городе Сочи и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации г.Сочи утверждено положение о расходных обязательствах муниципального образования город-курорт Сочи на реализацию вопросов местного значения по созданию условий для жилищного строительства согласно положениям которого капитальным ремонтов объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с п. 3.1 данного положения к полномочиям администрации города Сочи по созданию условий для жилищного строительства на территории муниципального образования город-курорт С. относятся в том числе и содействие в реализации и обеспечении проектов в сфере строительства, реконструкции, модернизации, капитального ремонта, ремонта и создания объектов муниципальной собственности (включая проектные и изыскательские работы) и технического надзора (строительного контроля).

В соответствии с положениями ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году.

Согласно положениям ст.65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно положениям части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, в связи с чем, государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с требованиями ст. 162 и ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами.

Согласно Положению об управлении капитального ремонта администрации г.С., утвержденному решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ, Управление капитального ремонта администрации -г.С. являлось отраслевым (функциональным) органом администрации г.С., входившим в его структуру. Контроль за деятельностью Управления осуществляла администрация г.С.. Учредителем Управления являлась администрация г.С. - распорядительный орган муниципального образования город-курорт С..

В соответствии с п.2.1.1 данного положения основными задачами и функциями управления является осуществление комплекса мер, направленных на реализацию проектов в сфере капитального ремонта и модернизации объектов муниципальной собственности города Сочи, обеспечение соблюдения нормативно-технических требований при проведении капитального ремонта и модернизации объектов муниципальной собственности, заключения договоров и соглашений в сфере своей деятельности, координация и контроль деятельности подведомственных муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, обеспечение производственно-технического контроля в области проводимого капитального ремонта и модернизации в соответствии с утвержденными планами и программами капитального ремонта.

В судебном заседании установлено, что бездействие администрации г. С. по контролю за выполнением отраслевыми органами возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер контроля в области проводимого капитального ремонта и модернизации в соответствии с утвержденными планами и программами капитального ремонта, привело к невыполнению и не достижению целей и задач краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» и как следствие необоснованной растрате бюджетных средств.

При установленных судом обстоятельствах исковые требования прокурора Центрального района г.С. о признании незаконным бездействия по завершению работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации г. Сочи по непринятию мер к завершению работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов <адрес> в рамках реализации Краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта», утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию г. С. завершить невыполненные работы по
капитальному ремонту многоквартирных жилых домов по <адрес> предусмотренные муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, указанные в актах контрольных обмеров многоквартирных жилых домов «Б», 33, 37 « по <адрес>

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

Согласовано