ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-603/19 от 19.07.2019 Усманского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2а-603/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усманский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Пироговой М.В.

при секретаре Двуреченской Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Липецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 1 УФСИН России по Липецкой области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области о признании незаконным бездействия по необеспечению условий для проведения краткосрочных и длительных свиданий осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении при исправительном учреждении, возложении обязанности обеспечить надлежащие условия содержания осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении,

У С Т А Н О В И Л:

Липецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 1 УФСИН России по Липецкой области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области о признании незаконным бездействия по необеспечению условий для проведения краткосрочных и длительных свиданий осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении при исправительном учреждении, возложении обязанности обеспечить надлежащие условия содержания осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении.

Из административного искового заявления следует, что 27.06.2019 Липецкой прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Липецкой области требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения надлежащих условий содержания осужденных, отбывающих наказание в участке колонии-поселения, действующем при Учреждении. Проведенной проверкой установлено, что в ФКУ ЛИУ-1 создан изолированный участок, функционирующий как колония-поселение, в котором на момент проверки наказание отбывало 13 осужденных. Вопреки требованиям ст. ст. 89, 129 и п. 9.12 СП 308.1325800.2017, в колонии -поселении при ФКУ ЛИУ-1 отсутствуют помещения для проведения длительных и краткосрочных свиданий осужденных. Невыполнение администрацией Учреждения требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения осужденных, отбывающих наказание в колонии - поселении помещениями для реализации права на краткосрочные и длительные свидания, фактически исключает возможность реализации данного права по месту отбывания наказания.

В этой связи, Липецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области в интересах неопределенного круга просит суд признать незаконным бездействие ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Липецкой области в связи с необеспечением условий для проведения краткосрочных и длительных свиданий осужденных, отбывающих наказание в участке колонии-поселения при исправительном учреждении; обязать ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Липецкой области обеспечить надлежащие условия содержания осужденных, отбывающих наказание в колонии –поселении, посредством обустройства помещений для проведения краткосрочных и длительных свиданий.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Липецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области ФИО1 исковые требования поддержал, приведя в обоснование доводы, изложенные в административном иске. Дополнительно пояснил, что помещения для проведения краткосрочных и длительных свиданий осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении, должны быть обустроены в пределах муниципального образования, на территории которого находится колония-поселение.

Представители административных ответчиков ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Липецкой области и УФСИН России по Липецкой области по доверенностям ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований, пояснив, что действительно помещения для проведения краткосрочных и длительных свиданий осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении, отсутствуют. Денежные средства из федерального бюджета на цели, связанные со строительством и перепланировкой объектов капитального строительства участка колонии-поселения, не выделялись. В настоящее время между ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Липецкой области и ФКУ ИК-7 УФСИН России по Липецкой области заключен договор безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления.

Заслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами.

В соответствии с ч. 4 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

В силу п. «а» ч. 1 статьи 129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в колониях-поселениях осужденные к лишению свободы могут иметь свидания без ограничения их количества.

Согласно п. 3.1.7 Свода правил СП 308.1325800.2017"Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования. Часть I" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 г. N 1454/пр), колония-поселение- исправительное учреждение (вид исправительной колонии), предназначенное для отбывания наказания осужденными к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденными, переведенными из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных действующим законодательством.

На основании п. 4.13 Свода правил СП 308.1325800.2017"Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования. Часть I", при исправительных учреждениях допускается предусматривать изолированные участки, функционирующие как колония-поселение.

Согласно п. 9.12 Свода правил СП 308.1325800.2017"Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования. Часть I", в исправительных колониях допускается в одном здании размещать блок помещений для проведения длительных и краткосрочных свиданий.

В соответствии с ч. 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

На основании ч. 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что 27.06.2019 г. Липецкой прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Липецкой области требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения надлежащих условий содержания осужденных, отбывающих наказание в участке колонии - поселения, действующем при Учреждении.

В ходе проверки установлено, что в ФКУ ЛИУ-1 располагается участок колонии-поселения, состоящий из одноэтажного здания. Помещения для проведения длительных и краткосрочных свиданий осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении, отсутствуют.

Невыполнение администрацией Учреждения требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения осужденных, отбывающих наказание в колонии – поселении, помещениями для реализации права на краткосрочные и длительные свидания фактически исключает возможность реализации данного права по месту отбывания наказания.

Поскольку факт несоблюдения вышеприведенных требований в области уголовно-исполнительного законодательства представителем административных ответчиков не оспаривался, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно Уставу ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Липецкой области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Учредителем «Учреждения» является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России).

В соответствии с п. 5.12 Устава Учреждения, при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несет УФСИН России по Липецкой области и ФСИН России, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

С учетом вышеприведенных положений устава исправительного учреждения, суд считает необходимым возложить на ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Липецкой области обязанность обеспечить надлежащие условия содержания осужденных, отбывающих наказание в колонии – поселении, посредством обустройства помещений для проведения краткосрочных и длительных свиданий за счет средств УФСИН России по Липецкой области в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Довод представителя ответчиков о том, что в настоящее время между ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Липецкой области и ФКУ ИК-7 УФСИН России по Липецкой области заключен договор безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления, для использования данного объекта в целях организации краткосрочных и длительных свиданий осужденных, не может быть принят во внимание, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об исполнении требований административного истца.

Обустройство помещений для проведения краткосрочных и длительных свиданий осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении при ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Липецкой области, должно осуществляться в соответствии со ст.129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, то есть, в пределах городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области.

Кроме того, в соответствии с п.4 ст.298 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Представленный административным ответчиком договор безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ ИК-7 УФСИН России по Липецкой области, от 17.07.2019 г. не содержит данных о согласии собственника недвижимого имущества на распоряжение данным имуществом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Липецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 1 УФСИН России по Липецкой области» в связи с необеспечением условий для проведения краткосрочных и длительных свиданий осужденных, отбывающих наказание в участке колонии-поселения при исправительном учреждении.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 1 УФСИН России по Липецкой области» за счет средств Управления Федеральной службы исполнения наказания по Липецкой области обеспечить надлежащие условия содержания осужденных, отбывающих наказание в колонии – поселении, посредством обустройства помещений для проведения краткосрочных и длительных свиданий.

Указанные мероприятия провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через Усманский районный суд Липецкой области.

Председательствующий: М.В. Пирогова

Мотивированное решение изготовлено 24.07.2019 г.

Судья: М.В. Пирогова