Административное дело № 2а-603/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2021 года Краснодарский край, г. Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Бахмутова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацко А.П.
с участием лиц, участвующих в деле:
представителя администрации ...... поселения Апшеронского района, - Главы поселения ФИО1,
представителя заинтересованного лица, администрации МО Апшеронский район Краснодарского края ФИО2, действующего на основании доверенности от 02.02.2021г.,
помощника прокурора Апшеронского район Краснодарского края Прудникова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление по коллективному административному иску собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, об оспаривании отдельных положений нормативно-правового акта органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
17.09.2020г. ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33 обратились в суд с административным иском к администрации ... поселения Апшеронского района, администрации Краснодарского края о признании постановления администрации ... поселения Апшеронского района от 18.05.2016 г. № «О внесении изменений в постановление администрации ... поселения Апшеронского района от 22.07.2014 года № «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории ... поселения, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта», в части 1 приложения к нему в новой редакции - реестра многоквартирных домов, расположенных на территории ... поселения, собственники помещений, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, в части п. 55 - 27-ми квартирного дома <адрес> недействующим, о применении последствий признания постановления администрации ... поселения Апшеронского района от 18.05.2016г. № недействующим в части, касающейся внесения в реестр указанных домов многоквартирного дома, собственниками помещений которых являются административные истцы.
Решением Апшеронского районного суда от 04.06.2020г. в удовлетворении коллективного иска граждан судом было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20.10.2020г. решение Апшеронского районного суда от 04.06.2020г. отменено, дело направлено на рассмотрение в тот же суд.
17.11.2020г. гражданское дело принято к производству Апшеронского районного суда Краснодарского края.
Решением Апшеронского районного суда от 11.12.2020г. в удовлетворении коллективного иска судом было повторно отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18.03.2021г. решение Апшеронского районного суда от 11.12.2020г. отменено, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Дело поступило в Апшеронский районный суд Краснодарского края 05.04.2021г., и назначено судом к рассмотрению в порядке Главы 21 КАС РФ.
В обосновании заявленных требований административные истцы указали, что постановлением администрации ...... поселения от 18.05.2016 г. № «О внесении изменений в постановление администрации ... поселения Апшеронского района от 22.07.2014г. № «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории ... поселения, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта» были внесены изменения в постановление администрации ... поселения Апшеронского района от 22.07.2014г. № «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории ... поселения, собственники помещений которых, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта» и 27-ми квартирный жилой дом по <адрес> был включен в Реестр многоквартирный домов, расположенных на территории ... поселения, собственники помещений которых, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Административные истцы полагают, что данное постановление не соответствует законодательному порядку актуализации региональной программы капремонта Краснодарского края, утвержденному действующим в то время Постановлением от 28 августа 2014г. № главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об утверждении порядка актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы», порядку введения в региональную программу ее актуализации вновь построенного дома и изданным в результате нарушения и невыполнения предшествующих необходимых законодательных требований, полномочий и компетентности субъектов возникших правоотношений, сроков, необходимых мероприятий, соблюдения регламентов эксплуатационного контроля и технического обследования многоквартирного дома, правил определения потребности, плановых периодов в капремонте, формирования его фонда, определения даты наступления обязанности уплачивать взносы за капремонт, определенных и регламентируемых Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» №384-ФЗ от 30.12.2009 года, Законом Краснодарского края №2735-КЗ от 01.07.2013г.
Новостройка 2014 года, расположенная по <адрес>, была включена в региональную программу капитального ремонта с возложением обязанности на жильцов указанного дома (истцов) уплачивать взносы за капремонт с 1 мая 2016 г. по распоряжению (постановлению) губернатора Краснодарского края № 1295 от 25.12.2015г. и на основании Закона Краснодарского края от 01.07.2013 года №2735-K3. Однако обязанность формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора выполняется по постановлению администрации ... поселения Апшеронского района от 22.07.2014 №г. и постановлению от 18.05.2016г. №, что без участия самих собственников, без их информирования и согласования с ними является незаконным, в связи с невыполнением администрацией ... поселения необходимых мероприятий для актуализации региональной программы капремонта.
Нарушение в принятии административным ответчиком оспариваемого административными истцами нормативно-правового акта (далее НПА) выразилось в том, что общее собрание собственников многоквартирного жилого дома (далее МКД), расположенного по адресу: <адрес>А, созвано не было, необходимость в капремонте, перечень работ, услуг по капремонту определена не была, в т.ч. не учтен год постройки МКД.
Таким образом, право собственников МКД на обоснованное и разумное в соответствии с потребностью, реальной необходимостью в капитальном ремонте и законное введение в региональную программу капремонта при ее актуализации, было нарушено.
Кроме того, региональный оператор нарушил Порядок актуализации № по организации капремонта, так как не провел мониторинг данных по МКД и не поставил вопрос перед администрацией ... о необходимости устранить выявленные противоречия с собственниками, когда получил информацию от собственников о возражении уплачивать обязательные взносы за капремонт на свой счет с 1 мая 2016 года и также проигнорировал права и интересы собственников МКД вновь построенного в 2014 году дома, так как должен был получить надлежащее и своевременное постановление от администрации ... о включении нового МКД (и выявленных МКД) в Перечень многоквартирных домов региональной программы капремонта при ее актуализации в 2015 году с установленным необходимым перечнем работ и сроков по капремонту на основании решений общего собрания собственников до 1 сентября 2015 года.
Из доводок коллективного иска так же следует, что оспариваемое Постановление от 18.05.2016г. №, администрации ... поселения не может применяться Департаментом ЖКХ Краснодарского края для внесения дома в Перечень многоквартирных домов в новой редакции и представления его на утверждение губернатору края при актуализации региональной программы от 25.12.2015 года № и для дальнейшего возложения обязанности уплачивать взносы за капремонт с 01.05.2016 года.
Поскольку администрация ... поселения Апшеронского района, нарушив сроки для выполнения необходимых мероприятий по актуализации региональной программы капремонта и формировании его фонда по отношению к собственникам помещений вновь построенного в 2014 году МКД, в нарушение интересов собственников не вправе была издавать и применять постановление от 18 мая 2016г. № по отношению к указанному дому в части 1, внесения изменений в постановление от 22.07.2014г. №, приложения к нему в новой редакции и вносить данный дом в часть приложения к указанному постановлению в реестр домов, а также не вправе была представлять и направлять данное постановление в вышестоящие уполномоченные административные исполнительные органы в качестве основания для введения нового дома в 2015 году в сводный Перечень многоквартирных домов в новой редакции для актуализации региональной программы капитального ремонта от 25.12.2015г. № и представлять его в качестве основания для наложения обязанности на собственников помещений формировать фонд капремонта на счете регионального оператора, и обязанности уплачивать взносы за капремонт с 1 мая 2016 года, просят признать постановление администрации ... поселения Апшеронского района от 18.05.2016г. № «О внесении изменений в постановление администрации ... городского поселения Апшеронского района от 22.07.2014г. № «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории ... поселения, собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта», в части изменения Приложения к нему в новой редакции: «Реестра многоквартирных домов, расположенных на территории ... поселения, собственники помещений которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован», подписанное Главой Хадыженского городского поселения, в части, касающейся п. 55 - 27-ми квартирного дома <адрес>, не соответствующим законодательному Порядку актуализации региональной программы капремонта Краснодарского края, утвержденному действующим в то время Постановлением от 28.08.2014 г. № главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об утверждении порядка актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы», порядку введения в региональную программу при ее актуализации вновь построенного дома и изданным в результате нарушения и невыполнения предшествующих необходимых законодательных требований, полномочий и компетентности субъектов возникших правоотношений, сроков, необходимых мероприятий, соблюдения регламентов эксплуатационного контроля и технического обследования МКД, правил определения Потребности, плановых периодов в капремонте, формирования его фонда, определения даты наступления обязанности уплачивать взносы за капремонт, определенных и регламентируемых Жилищным кодексом РФ, Федеральным Законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.2009, Законом Краснодарского края № 2735-K3 от 01.07.13 и иными НПА, недействующим со дня его принятия 18.05.2016, и удовлетворить заявленное требование, касающееся нарушения прав и интересов собственников помещений указанного вновь построенного многоквартирного дома, принятого в эксплуатацию как объект законченного строительства 19.09.2014г. и переданного в эксплуатацию собственникам 09.12.2014 г.
В силу ч. 2 ст. 216 КАС РФ вынести соответствующее определение и решение, что не могут применяться также нормативные правовые акты, или правовые акты, или решения, в частях, имеющих отношение по вопросам организации капремонта и формирования его фонда, наступления обязанности уплачивать взносы за капремонт к вновь построенному в 2014 году 27-ми квартирному дому <адрес>, которые имеют меньшую юридическую силу, и воспроизводят содержание, цели и смысл Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, признанного не действующим в части, касающейся многоквартирного дома <адрес>, либо на нем основаны и из него вытекают.
Применить последствия признания постановления администрации ... поселения Апшеронского района № от 18.05.2016г. (переданного для актуализации региональной программы в вышестоящие исполнительные органы) недействующим в части внесения в реестр указанного постановления (приложение) МКД, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать внесение изменений и введение вновь построенного в 2014 году многоквартирного дома <адрес> в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Краснодарского края, изданного в 2015 году, согласно «Порядка актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы» от 28.08.2014г. №, вначале Региональным оператором: некоммерческой унитарной организацией «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов», ИНН №, ОГРН №, затем Департаментом ЖКХ Краснодарского края в «Приложении к региональной программе капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы»: «Перечень многоквартирных домов» в части под №, и затем утвержденного в Региональной программе капремонта Краснодарского края при ее актуализации Постановлением губернатора края от 25.12.2015 №, необоснованными (или ошибочными), не действующими, как произведенными на основании постановления администрации ... поселения Апшеронского района от 18.05.2016 г. №, признанного судом в части I приложения к данному постановлению в части под №, не действующим; признать внесение изменений по отношению к вновь построенному в 2014 году многоквартирному дому <адрес> в «Приложение к региональной программе капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края на 2014-2043 годы»: «Перечень многоквартирных домов» в части под № к Региональной программе капремонта Краснодарского края при ее актуализации, утвержденных постановлением губернатора Краснодарского края от 29.12.2016г. №, необоснованными (ошибочными) и недействующими в силу решения суда.
Признать обязанность собственников помещений вновь построенного в 2014 году 27-ми квартирного дома <адрес> формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, определенной неправомерно, необоснованно и незаконно с несоблюдением административных полномочий, разъяснения законодательных актов, проведения предшествующих общих собраний собственников помещений, законодательных порядков и сроков выбора способа формирования фонда капремонта и применения последствий в случае нарушения порядков и сроков выбора способа формирования фонда капремонта и его реализации, не действующей в силу решения суда.
Признать обязанность собственников помещений указанного дома уплачивать взносы за капитальный ремонт с 1 мая 2016 года на счет регионального оператора в некоммерческую унитарную организацию «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов»; как определенную неправомерно, необоснованно и незаконно с несоблюдением полномочий юридических лиц и компетенции общего собрания собственников помещений, неполучения своевременных, надлежаще оформленных документов; протоколов и решений общего собрания собственников, решений уполномоченных комиссий, правовых актов местной администрации, оформления договора на формирование фонда капремонта, законных оснований для направления платежных квитанций собственникам: потребителям коммунальных услуг (заказчикам услуг) в соответствии с гражданским и жилищным законодательством, законом о бухгалтерском учете, с несоблюдением полномочий на обработку персональных данных собственников, определения даты наступления обязанности уплачивать взносы за капремонт для вновь построенного дома, не действующей по решению суда.
Возложить на главу ... поселения Апшеронского района обязанность принять меры по восстановлению прав, интересов собственников помещений вновь построенного в 2014 году многоквартирного дома <адрес> в законодательных вопросах введения дома в Региональную программу капремонта Краснодарского края при ее актуализации, организации капремонта и формировании его фонда путем возврата в первоначальное положение, а именно: провести эксплуатационный контроль и техническое обследование 27-ми квартирного дома с участием уполномоченных собственников помещений и определить реальную потребность и необходимость в капремонте, установить необходимый перечень работ по капремонту и их сроки с соблюдением законодательных технических регламентов и рекомендаций ВСН 58-88 (р), предполагаемую стоимость работ капремонта и сроки формирования необходимого фонда; ввести данный дом в региональную программу капремонта при ее очередной актуализации в соответствии с законодательно определенными полномочиями, компетенцией и порядком, и надлежаще принятыми и откорректированными по содержанию и формулировкам решениями уполномоченных комиссий, административных органов; принять новый нормативный правовой акт с определением введения данного дома в региональную программу капремонта при ее актуализации и - указанием возникновения обязанности выбрать способ формирования фонда капитального ремонта и уплачивать взносы за капремонт с даты, определяемой ч. 3 ст. 169 и ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ: закона, имеющего большую юридическую силу; всячески содействовать и создавать условия, оказывать помощь для реализации собственниками права выбора способа формирования фонда капремонта, проведения работ по капремонту и их практической реализации в силу Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Возложить на главу ... поселения Апшеронского района обязанность принять меры в соответствии с решением суда по прекращению применения постановления от 18.05.2016г. № некоммерческой унитарной организацией «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» по отношению к собственникам помещений вновь построенного в 2014 году МКД <адрес> с 18.05.2016г., начисления платежей и пеней, направления платежных квитанций по взносам за капремонт с ДД.ММ.ГГГГ, и принять меры по перерасчету платежей и пересмотру сроков оплаты для собственников помещений названного дома, уже уплативших наперед взносы в Фонд капремонта на основании постановления от 18.05.2016г. № и актуализации региональной программы от 25.12.2015г.№, а так же обязать главу ... поселения Апшеронского района, как заказчика и застройщика МКД <адрес> принять меры по восстановлению утраченной или изданию неизданной технической документации указанного дома, и передать по акту приема-передачи уполномоченному лицу от собственников помещений техническую документацию на данный МКД на основании Перечня документов, которые входят в состав технической документации МКД, определенный в Постановлении правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (п.24 и.26), и которые являются обязательными при определении потребности, необходимости в капремонте, перечне работ и сроков по капремонту.
С даты подачи иска в суд первоначально заявленные требования, изложенные истцами в коллективном иске, не уточнялись.
В силу положений чч. 1,3 ст.42 КАС РФ граждане, являющиеся участниками административных или иных публичных правоотношений, иные лица в случаях, указанных в федеральном законе, вправе обратиться с коллективным административным исковым заявлением в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц. Основанием для такого обращения является наличие следующих условий: 1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со ст.41 КАС РФ; 2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований; 3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков); 4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав. В коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц. При этом такие лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов.
О порядке представления интересов группы лиц, поименованных в настоящем коллективном иске, а так же необходимости обеспечения избрания такого представителя и наделения его соответствующими полномочиями на ведение дела в суде административные истцы уведомлялись судом надлежащим образом, что следует, в том числе из определения суда от 06.04.2021г., направленного в адрес каждого административного истца, а также протокола судебного заседания от 26.04.2021г., из которого следует, что явившемуся в судебное заседание административному истцу ФИО34 была разъяснена данная особенность рассмотрения дел, установленных Главой 21 КАС РФ.
В судебное заседание представитель административных истцов не явился, административные истцы (граждане) извещены судом надлежащим образом.
Определением суда от 26.04.2021г. в силу положений ст. 116,117 КАС РФ судом признана обязательной явка в судебное заседание представителя административного ответчика в лице Главы Хадыженского городского поселения ФИО1
В судебном заседании ФИО1 в удовлетворении коллективного иска просила суд отказать за необоснованностью заявленных в нем требований, указала, что вопросы организации капремонта и формирования фонда, а так же правовые основания наступления такой обязанности у жителей МКД наступили в связи тем, что жители указанного жилого дома в установленном законом порядке не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем указанный МКД был внесен в реестр домов и утвержден спорным постановлением. Правовые основания к признанию спорного постановления, по мнению главы поселения ФИО1, отсутствует, порядок принятия оспариваемого постановления не нарушен.
Аналогичную правовую позицию по делу выразил представитель заинтересованного лица, администрации МО Апшеронский район Краснодарского края ФИО2
Ранее, как следует из представленного в материалах административного дела письменных возражений на иск, представитель административного ответчика ФИО35 в возражениях на иск указал на пропуск административными истцами срока на обращения в суд с коллективным иском и по тому основанию просил отказать административным истцам в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, ранее ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие. Заявленные требования не признает, возражает против их удовлетворения. Поддерживает позицию, изложенную в ранее представленном по делу возражении.
Иные заинтересованные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены судом надлежащим образом. Заявлений от указанных лиц об отложении судебного заседания, возражения, относительно заявленных требований в суд не поступали, их явка в судебное заседание обязательной судом не признавалась.
В своем заключении по делу помощник прокурора Апшеронского района Краснодарского края Прудников Е.А. признал коллективный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части признании недействующим в части оспариваемого административными истцами постановления администрации ... поселения Апшеронского района от 18.05.2016 г.№ «О внесении изменений в постановление администрации ... поселения Апшеронского района от 22.07.2014 года № «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории ... поселения, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта», изменения Приложения к нему в новой редакции: «Реестра многоквартирных домов, расположенных на территории ... поселения, собственники помещений которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован» о включении в реестр многоквартирных домов, расположенных на территории ... поселения, собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован - многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (пункт 55 Реестра), так как администрацией ... поселения при принятии НПА была нарушена процедура, установленная нормами жилищного законодательства РФ.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, их представителей, прокурора судом, на основании ч. 5 ст. 213 КАС РФ определено рассмотреть административное дело при данной явке сторон.
Исходя из положений ст.19 КАС РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований (п.п.1 и 2 ст.20); иные административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, подведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (ст. 19).
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления
Согласно положениям ст. 33 Устава, администрации ... поселения (далее «Устав») глава района в пределах своих полномочий: представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения; подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередной сессии Совета; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края.
Судом установлено, что 27-ми квартирный трехэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принят в эксплуатацию 19.09.2014г., что следует из акта приемки законченного строительством объекта, составленного подрядчиком ООО «Кубаньстройматериал» и проектной организацией ООО «Благоустройство и Строительств.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013г. № утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы.
Постановлением главы администрации Хадыженского городского поселения от 22.07.2017г. № утвержден реестр МКД расположенных на территории поселения, собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Пунктом п. 1 указанного постановления был определен способ формирования фонда капитального ремонта МКД расположенных на территории ... поселения на счете регионального оператора - НКО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
В указанное постановление постановлением администрации ... поселения Апшеронского района от 18.05.2016г. № внесены изменения, а именно в приложение к постановлению от 22.07.2017г. № «Реестр многоквартирных домов, расположенных на территории ... поселения, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован», внесен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (п.55), в котором проживают административные истцы.
Исходя из положений ч.4 и ч.5 ст.38 КАС РФ, к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
В силу положений п.3 ч.1 ст.128, а так же ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Административное исковое заявление согласно ч. 6 ст. 208 КАС РФ о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта, следовательно, доводы представителя административного ответчика ФИО35, изложенные им ранее в письменных возражениях на коллективный иск о пропуске административными истцами срока на обращения в суд, являются не состоятельными и не подлежащими применению.
Организация проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с положениями раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 01.07.2013г. №-K3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края» (далее Закон № 2735-K3) и принятыми в соответствии с Законом № 2735-K3 подзаконными актами Краснодарского края.
В соответствии со ст. 168 ЖК РФ и ст. 20 Закона № 2735-КЗ, капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также домов, в которых имеется менее чем пять квартир.
Согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2016 года № 1295, в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 года № внесены изменения - в перечень многоквартирных домов под пунктом 9741 включен 27-ми квартирный трехэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2016 года № в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 года № внесены изменения - в перечень многоквартирных домов под пунктом 611 включен 27-ми квартирный трехэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с плановым периодом проведения капитального ремонта 2041-2043 гг.
В соответствии с частью 5.1 ст.170 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (далее - взносы) у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в региональную программу при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта (на счете регионального оператора или на специальном счете) должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов.
Частью 2.1 статьи 6 Закона № 2735-K3 (в редакции Закона Краснодарского края от 25.12.2015 № 3303-КЗ) предусмотрено, что обязанность по уплате у собственников помещений в многоквартирном доме, включенном в региональную программу Краснодарского края, при ее актуализации, в том числе в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы Краснодарского края, возникает по истечении пяти календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа Краснодарского края с внесенными в нее изменениями, в которую включен такой многоквартирный дом.
Таким образом, обязанность по уплате взносов у собственников помещений МКД, расположенном по адресу: <адрес>, возникла с 01.06.2016г. в связи с изданием администрацией ...... поселения Апшеронского района оспариваемого ими постановления № от 18.05.2016г., обладающего признаками нормативно-правового акта, так как оно (постановление) содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
На основании статей 153, 158 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
Частью 1 ст. 169 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Согласно частям 3, 5 ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: на специальном счете или на счете регионального оператора. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Частью 7 ст. 170 ЖК РФ определено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что отсутствие решения собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капремонта приравнивается к выбору способа формирования фонда капремонта на расчетном счете Регионального оператора.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 года № 10-П в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы РФ нормы положений ч. 1 ст. 169, частей 4 и 7 ст. 170 и ч. 4 ст. 179 ЖК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ.
Частью 5 ст. 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.(ч. 5.1 ст.170 ЖК РФ).
В силу положений ч. 6 ст. 170 ЖК РФ не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 ЖК РФ, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ).
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 ст. 213 КАС РФ, в силу положений ст. 62 КАС РФ возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Предметом судебной проверки по настоящему административному делу с учетом предмета заявленного административного иска, а так же положений Главы 21 КАС РФ является законность принятия администрацией ... поселения Апшеронского района постановления от 18.05.2016г. №, обладающего признаками нормативно-правового акта.
При разрешении дел, рассматриваемых по правилам Главы 21 КАС РФ, суд в силу положений ч.8 ст.213 КАС РФ, сохраняя независимость, обязан установить обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав административных истцов, полномочия лиц, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (п.1 ч. 8 ст. 213 КАС РФ), соблюдение положений нормативного правового акта, регулирующего процедуру принятия актов данного вида, а также положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, регулирующих эти же процедурные вопросы (п. 2 ч.8 ст. 213 КАС РФ), соответствие оспариваемого нормативного правового акта закону, разрешить вопрос о соблюдении правил опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта (п. 3 ч.8 ст. 213 КАС РФ).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, администрацией ... поселения Апшеронского района администрацией при принятии постановления от 18.05.2016г. № был нарушен порядок его принятия, установленного ст. 170 ЖК РФ.
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по данным вопросам принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В нарушение положений ст. 62, 213 КАС РФ административным ответчиком не представлены суду допустимые доказательства, свидетельствующие о соблюдении органом местного самоуправления порядка принятия решения, установленного положениями ст. 170 ЖК РФ, а именно: административным ответчиком в силу возложенного на него беремени доказывая законности принятия НПА не представил доказательства об информировании собственников помещений МКД о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, доказательства о надлежащем созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, так как такое решение ими не было принято ранее. Оспариваемое постановления было принято в течение 1 дня без учета мнения жителей МКД. При приятии оспариваемого НПА органом местного самоуправления их мнение не учитывалось и не могло быть учтено, так как на дату принятия административным ответчиком решения о включении МКД в реестр домов решения общего собрания собственников данного МКД по данному вопросу принято не было.
Данный факт следует из доводов коллективного иска жильцом МКД, а так же направленных в адрес административного ответчика письменных уведомлений, например, от 09.06.2016г., 18.05.2018г, 16.12.2018г.
Как следует из указанных обращений о необходимости проведения общего собрания собственников помещений МКД, жители были уведомлены «Центром развития ЖКХ» 17.05. 2016г., общее собрание жильцов МКД было произведено в очной форме 22.05.2016г., протокол общего собрания был сдан в отдел развития ЖКХ 22.05.2016г., оспариваемое постановление органом местного самоуправления было принято 18.05.2016г. без учета мнения собственников помещений в многоквартирном доме в нарушение установленного порядка принятия административным ответчиком оспариваемого в коллективном иске НПА.
В силу положений п. 3-5 ст. 67 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает поселение, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину, проживающему на территории поселения, возможность ознакомления с муниципальными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, соглашениями, заключенными между органами местного самоуправления, получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в поселении.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления поселения вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.»
При официальном опубликовании муниципального правового акта указывается, что данное опубликование является официальным. Официальное опубликование производится за счет местного бюджета
Из разъяснений, изложенных в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 г. Москва "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что нарушение требований к форме нормативного правового акта, порядку его опубликования или регистрации не является основанием для отказа в принятии к производству заявления об оспаривании нормативного правового акта, поскольку такой акт может применяться и нарушать права, свободы, законные интересы граждан, организаций (часть 8 статьи 213 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы. (п. 29 Постановления)
Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме (п. 31 Постановления).
Акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта. (п. 40 Постановления)
Сведения об официальном опубликовании постановления администрации ... поселения Апшеронского района № от 18.05.2016г., а равно постановления от 22.07.2014г. №, материалы административного дела не содержат, доказательства получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере ЖКХ жителями МКД административным ответчиком не представлены, следовательно, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации ... поселения Апшеронского района № от 18.05.2016г. оспариваемое жителями МКД принято без учета положений принятия такого решения установленного частями 5 и 5.1 ст. 170 ЖК РФ, без учета мнения жильцов МКД, которые на дату вынесения постановления в установленном законном порядке на общем собрании не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта МКД, решение органа государственного жилищного надзора со дня получения от информации от органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора принимаемое в порядке ч. 4 ст. 172 ЖК РФ отсутствует, как и не представлены суду доказательства указывающие на надлежащее уведомление собственников МКД о принятом решении, в том числе с использованием системы. (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ).
Установленные в ходе судебного заседания юридические факты ненадлежащего принятия органом местного самоуправления обжалуемого административными истцами постановления администрации ... поселения Апшеронского района № от 18.05.2016г., которое было принято фактически в течение суток, а равно не предоставления административным истцом допустимых доказательств официального опубликования нормативного правового акта, влечет признание постановления администрации ...... поселения Апшеронского района № от 18.05.2016 г.. недействующим в части со дня вступления его в законную силу о включении в реестр многоквартирных домов, расположенных на территории Хадыженского городского поселения, многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. (Пункт № 55 Реестра приложения к постановлению).
Рассматриваемый судом коллективный административный иск в данной части подлежит частичному удовлетворению, так как формировании фонда капитального ремонта на специальном счете принято с нарушением положений статей 44, 46, 170, 176 ЖК РФ.
В силу ст.13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, так же нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Как следует из содержания ст.ст.2,7,48,78 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятые органами местного самоуправления по вопросам местного значения муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер, а также решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Из разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями.
Учитывая требования, которые были заявлены административными истцами в рассмотренном судом коллективном иске, а так же принимая во внимание вышеуказанные разъяснения Пленума ВС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения остальной части коллективного иска истцов, так как данные материально-правовые требования являются производными от первоначально заявленного требования и подлежат исполнению в ином порядке, при вступления настоящего решения суда в законную силу, которое в силу положений обязательности судебного акта (ст. 16 КАС РФ) порождает для сторон определенные права и обязанности в контексте рассмотренного судом спора и принятого по нему решения.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ КАС РФ,
РЕШИЛ:
Коллективный административный иск собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, об оспаривании отдельных положений нормативно-правового акта органа местного самоуправления удовлетворить частично.
Признать постановление администрации ... поселения Апшеронского района № от 18.05.2016г. «О внесении изменений в постановление администрации ... поселения Апшеронского района от 22.07.2014 года № «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории ... поселения, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта», в части изменения Приложения к нему в новой редакции: «Реестра многоквартирных домов, расположенных на территории ... поселения, собственники помещений которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован», недействующим в части, со дня вступления постановления администрации ... поселения Апшеронского района № от 18.05.2016 года в законную силу, о включении в реестр многоквартирных домов, расположенных на территории ... поселения, собственники помещений которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован - многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (пункт 55 Реестра)
В удовлетворении остальной части коллективного административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Апшеронский районный суд Краснодарского края.
Судья А.В. Бахмутов