Дело № 2а-603/2023
УИД 21RS0006-01-2023-000441-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2023 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Камушкиной Е.Н.,
с участием прокурора Рожнова А.А.,
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике ФИО3,
при секретаре судебного заседания Викторовой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Концепция» к администрации города Канаш Чувашской Республики о признании недействующим постановления администрации г. Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории города Канаш Чувашской Республики» в части исключения мест размещения рекламных конструкций,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Концепция» (далее - ООО «РА «Концепция», Общество) обратилось в суд с административном иском к администрации города Канаш Чувашской Республики (далее - администрация г.Канаш) о признании недействующим постановления администрации г. Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории города Канаш Чувашской Республики» в части исключения мест размещения рекламных конструкций на территории г. Канаш Чувашской Республики по адресам:
- номер № на схеме размещения, адрес: <адрес>, возле магазина «<данные изъяты>», щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 м х 3,0 м (щит), двухсторонний;
- номер № на схеме размещения, адрес: <адрес>, возле автобусной остановки «<данные изъяты>» (нечетная сторона), щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 м х 3,0 м (щит), двухсторонний;
- номер № на схеме размещения, адрес: <адрес>, щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 м х 3,0 м (щит), двухсторонний; а также об обязании административного ответчика опубликовать сведения о признании оспариваемого постановления недействующим в части в официальном печатном издании органа местного самоуправления (<данные изъяты>).
Требования мотивированы тем, что между обществом с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Коллекция» (далее - ООО «РА «Коллекция») и администрацией г.Канаш были заключены договоры на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на недвижимом имуществе муниципальной собственности города Канаш (далее - договоры на установку рекламных конструкций) по итогам определения победителя открытых аукционов, в том числе:
- № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (на размещение средств наружной рекламы по адресу: <адрес>, в зеленой полосе возле дома №, разделительная полоса);
- № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (на размещение средств наружной рекламы по адресу: <адрес>, зеленая полоса рядом с домом №);
- № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (на размещение средств наружной рекламы по адресу: <адрес>, возле автобусной остановки «<данные изъяты>» нечетная сторона).
ООО «РА «Коллекция» были выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций для размещения рекламной конструкции по указанным адресам.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «РА «Коллекция» и ООО «РА «Концепция» были заключены договоры уступки прав требования, в соответствии с которыми ООО «РА «Концепция» приняло в полном объеме принадлежащее ООО «РА «Коллекция» права на размещение средств наружной рекламы по вышеуказанным договорам на установку рекламных конструкций.
Постановлением администрации г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема размещения рекламных конструкций, в которую постановлением администрации г.Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения: исключены из схемы размещения рекламных конструкций на территории г.Канаш Чувашской Республики, в том числе:
- номер № на схеме размещения, адрес: <адрес>, возле магазина «<данные изъяты>», щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 м х 3,0 м (щит), двухсторонний;
- номер № на схеме размещения, адрес: <адрес>, возле автобусной остановки «<данные изъяты>» (нечетная сторона), щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 м х 3,0 м (щит), двухсторонний;
- номер № на схеме размещения, адрес: <адрес>, щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 м х 3,0 м (щит), двухсторонний.
Административный истец полагает, что вышеуказанным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№, которым места размещения рекламных конструкций по договорам на установку рекламных конструкций от ДД.ММ.ГГГГ№, №, № исключены из схемы размещения рекламных конструкций, администрация г. Канаш нарушила требования Федерального закона 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 08.03.2022 № 46-ФЗ), а также лишила ООО «РА «Концепция» в одностороннем порядке права пользования местами под размещение рекламными конструкциями.
ООО «РА «Концепция» ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 21.3 Федерального закона 08.03.2022 № 46-ФЗ направило в адрес административного ответчика заявление об увеличении срока действия договоров на установку рекламных конструкций на 1 год. В ответ на данное обращение администрация г. Канаш письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщила о том, что решение об увеличения срока действия договоров на установку рекламных конструкций не принято, указав, что в случае положительного решения информация будет доведена до сведения.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец повторно обратился в администрацию г. Канаш с заявлением о заключении дополнительных соглашений к договорам на установку рекламных конструкций, предусматривающих увеличение их срока действия на 1 год, на что был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в целях сохранения эстетического облика города по окончанию срока действия договоров на установку рекламных конструкций в дальнейшем размещение рекламных конструкций не планируется, то есть фактически отказал в увеличении срока действия указанных договоров.
До принятия постановления ДД.ММ.ГГГГ№ администрация г. Канаш провела публичные консультации, о проведении которых не уведомила административного истца. По результатам публичных консультаций проекта оспариваемого постановления было получено заключение об оценке регулирующего воздействия проекта, которое не содержит доказательств наличия реальных и неустранимых препятствий для сохранения и необходимости исключения из схемы мест размещения рекламных конструкций адресов по договорам на установку рекламных конструкций от ДД.ММ.ГГГГ№, №, №.
При принятии данного постановления не было учтено, что на момент его рассмотрения административным истцом были направлены заявления о продлении срока действия договоров на установку рекламных конструкций. Вносить изменения в схему размещения рекламных конструкций об исключении из нее мест размещения рекламных конструкций при установленной федеральным законом обязанности продлить срок действия договоров на установку рекламных конструкций администрация г. Канаш не имела права.
Определением судьи от 30 марта 2023 года к участию в деле для дачи заключения привлечен Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики (<данные изъяты>).
Протокольными определениями от 24 апреля, 06 июня, 10 августа 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике, ОСП «КЭС» ГУП ЧР «ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии, МУП «Каналсеть» МО «г. Канаш Чувашской Республики», МУП «Водоканал» МО «г. Канаш Чувашской Республики», ПАО «Ростелеком», Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ООО «Канашский издательский дом» (<данные изъяты>).
Представитель административного истца - ООО «РА «Концепция» ФИО1 административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, привела доводы, изложенные в административном иске, а также дополнила, что заявленная администрацией г. Канаш цель принятия оспариваемого постановления не соответствует действительности. Административный ответчик не представил доказательств, что сохранение исключенных мест размещения рекламных конструкций нарушит «формирование благоприятной архитектурной и информационной среды на территории города, упорядоченность установки рекламных конструкций» и будет препятствовать «снижению риска возникновения дорожно-транспортных происшествий». Также не подтвердились его доводы об участившихся случаях падения рекламных щитов в других муниципальных образованиях и о нахождении рекламных щитов в охранных зонах инженерных коммуникаций (сети водопровода, канализации и т.д.), что якобы препятствует эксплуатации рекламных конструкций. Сетевые компании сообщили, что охранных зон не имеется, также при наличии охранных зон данное обстоятельство не препятствует установке и эксплуатации рекламных конструкций. Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики также обратило внимание на то, что пояснительная записка к проекту постановления не содержит обоснования исключения мест размещения рекламных конструкций, при этом административному ответчику было указано на необходимость получения в ходе публичных консультаций мнения субъектов предпринимательской деятельности, чьи интересы затрагиваются проектом постановления. Повторно пояснительная записка с внесенными изменениями в адрес данного министерства не направлялась. Оспариваемым постановлениемзатронуты права и законные интересы ООО «РА «Концепция», поскольку административный истец, воспользовавшись мерами государственной поддержки, своевременно подал заявление о продлении срока действия договоров на установку рекламных конструкций. На момент начала административным ответчиком работы по внесению изменения в схему размещения рекламных конструкций в Арбитражном суде Чувашской Республики рассматривался спор по иску ООО «РА «Концепция» к администрации г. Канаш, в том числе о заключении дополнительных соглашений о продлении срока действия договоров на установку рекламных конструкций. Однако о проведении публичных консультациях Общество не было извещено, его мнение по проекту постановления не выяснено. Также о проведении публичных консультаций не извещен и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией г. Канаш нарушена процедура принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ№.
Представитель административного ответчика - администрации г. Канаш ФИО2 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, привела доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление и дополнении к нему (<данные изъяты>), указав, что оспариваемое постановление принято администрацией г.Канаш в соответствии с ч.5.8. ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ), п.п.15.1 ч.1 ст.15 и п.п.26.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), п. 30 ст. 7 Устава г. Канаш. Данный нормативный правовой акт был опубликован в официальном печатном издании «<данные изъяты>» и размещен на официальном сайте администрации г. Канаш. Изменения в схему размещения рекламных конструкций, утвержденные постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№, администрация г. Канаш в установленном законом порядке предварительно согласовала с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. Согласно заключению Канашской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ по результатам изучения проекта данного постановления, замечаний не имеется. Оспариваемое постановление принято с соблюдением Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов г.Канаш, утвержденного постановлением администрации г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ№. Уведомление о проведении публичных консультаций (срок приема предложений с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) было размещено на официальном сайте администрации г.Канаш, а также на сайте <данные изъяты>. О проведении публичных консультаций были извещены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики и 20 организаций, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства. Предложения Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики были учтены, в пояснительную записку к проекту оспариваемого постановления внесены изменения. В ходе оценки регулирующего воздействия проекта постановления положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов этих субъектов и бюджета г.Канаш, необоснованному ограничению конкуренции не выявлены. На момент проведения оценки регулирующего воздействия срок действий договоров размещения рекламных конструкций, заключенных с административным истцом, истек. Администрация г. Канаш в ДД.ММ.ГГГГ отказала ООО «РА «Концепция» в продлении указанных договоров и снижении размера платы. Данный ответ не был оспорен и недействительным не признан. Кроме того, при принятии оспариваемого постановления также была учтена информация ОСП «КЭС» ГУП ЧР «ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии, МУП «Каналсеть» МО «г. Канаш Чувашской Республики», МУП «Водоканал» МО «г. Канаш Чувашской Республики», ПАО «Ростелеком» о том, что рекламные конструкции размещены на земельных участках общего пользования, которые подпадают в охранную зону сетей водоотведения и в охранную зону водопровода, на некоторых из них существуют действующие инженерные электрические сети, а также расположены линейно-кабельные сооружения ПАО «Ростелеком». Оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах его полномочий, с соблюдением порядка принятия и опубликования. Императивной нормы, которая запрещает органам местного самоуправления вносить изменения в схемы размещения рекламных конструкций, не имеется. У администрации г. Канаш не было интереса устанавливать и размещать средства наружной рекламы, проводилась плановая работа по внесению изменений и приведению схемы размещения рекламных конструкций в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике ФИО3 полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, указав, что администрация г. Канаш в соответствии с п.п.2-5 ст. 21.3 Федерального закона 08.03.2022 № 46-ФЗ в безусловном порядке обязана была заключить с ООО «РА «Концепция» дополнительные соглашения к договорам на установку рекламных конструкций не позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления от ООО «РА «Концепция». Условия для заключения дополнительного соглашения четко регламентированы данным законом и не предусматривают отказа муниципалитета по причине «сохранения эстетического облика», либо по иным основаниям. Административный ответчик не просто проигнорировал требования данного закона, но и своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ внес кардинальные изменения в схему размещения рекламных конструкций, исключив рекламные конструкции, используемые по договорам ООО «РА «Концепция». При этом провозглашенная муниципалитетом цель внесенных постановлением изменений «для формирования благоприятной архитектурной и информационной среды на территории города Канаш» является спорной, носит предвзятый и избирательный характер. Также являются неубедительными доводы администрации г.Канаш в обоснование оспариваемого постановления о случаях падения рекламных щитов в других муниципалитетах и нахождении рекламных щитов в непосредственной близости прохождения инженерных коммуникаций (сети водопровода, канализации и т.д.), поскольку все организации, в чьем введении находятся инженерные коммуникации, подтвердили, что рекламные конструкции им не мешают. Подготовка проекта оспариваемого муниципального правового акта проведена некачественно. Так, Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ указало на то, что пояснительная записка к проекту постановления не содержит обоснование исключения мест размещения рекламных конструкций. В нарушение п.п. «в» п.2.8 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов г.Канаш, утвержденного постановлением администрации г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ№, административный ответчик не известил Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике о проведении публичных консультаций по разработанному проекту постановления администрации г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ№. Кроме того, о проведении публичных консультаций не было извещено ООО «РА Концепция», чьи интересы непосредственно затрагиваются проектом обжалуемого постановления. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в письме от ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика сообщило, что проведение оценки регулирующего воздействия проектов внесения изменений в схемы размещения рекламных конструкций не входит в полномочия министерства, поэтому ссылка административного ответчика на положительную позицию данного министерства является несостоятельной. Полагает, что действия муниципалитета явно идут вразрез с государственной политикой развития и поддержки субъектов предпринимательской деятельности.
Представители заинтересованных лиц - Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ОСП «КЭС» ГУП ЧР «ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии, МУП «Каналсеть» МО «г. Канаш Чувашской Республики», МУП «Водоканал» МО «г. Канаш Чувашской Республики», ПАО «Ростелеком», извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились (<данные изъяты>).
Представитель заинтересованного лица - ООО «Канашский издательский дом», извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия (<данные изъяты>).
Суд, выслушав участников процесса, заслушав заключение прокурора Рожнова А.А., полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, а также представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».
Названное полномочие отнесено к вопросу местного значения также пунктом 30 части 1 статьи 7 Устава города Канаш Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов г. Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Устав г. Канаш).
Согласно пункту 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
В силу пункта 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 5.7 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Канаш Чувашской Республики, утвержденных решением Канашского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что схемы размещения рекламных конструкций и вносимые в них изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Схемы размещения рекламных конструкций и вносимые в них изменения должны учитывать требования пункта 3 настоящих Правил, соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности, содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схемы размещения рекламных конструкций и вносимые в них изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов города, и размещению на официальном сайте администрации города Канаш в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, принятие нормативного правового акта об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования - город Канаш, а также о внесении изменений в данную схему относится к компетенции администрации г.Канаш Чувашской Республики.
Судом установлено, что на основании договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на недвижимом имуществе муниципальной собственности города Канаш от ДД.ММ.ГГГГ№, №, № администрация г.Канаш предоставила ООО «РА «Коллекция» право на размещение средств наружной рекламы на участке земель общего пользования в г. Канаш соответственно по следующим адресам: <адрес>, в зеленой полосе возле дома №, разделительная полоса; <адрес>, зеленая полоса рядом с домом №; <адрес>, возле автобусной остановки «<данные изъяты>» нечетная сторона; срок действия договоров с момента подписания и до ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «РА «Коллекция» и ООО «РА «Концепция» были заключены договоры уступки прав требования, в соответствии с которыми ООО «РА «Концепция» приняло в полном объеме принадлежащее ООО «РА «Коллекция» права на размещение средств наружной рекламы по вышеперечисленным договорам (<данные изъяты>).
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена прилагаемая схема размещения рекламных конструкций на территории г.Канаш Чувашской Республики (<данные изъяты>), в которой содержатся, в том числе:
- номер № на схеме размещения, адрес: <адрес>, возле магазина «<данные изъяты>», щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 м х 3,0 м (щит), двухсторонний;
- номер № на схеме размещения, адрес: <адрес>, возле автобусной остановки «<данные изъяты>» (нечетная сторона), щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0м х3,0 м (щит), двухсторонний;
- номер № на схеме размещения, адрес: <адрес>, перекресток <адрес>, возле <адрес>, щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 м х 3,0 м (щит), двухсторонний.
Постановлением администрации г.Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ в схему размещения рекламных конструкций на территории г.Канаш Чувашской Республики, утвержденную постановлением администрации г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ№, внесены изменения: исключены из схемы размещения рекламных конструкций на территории г.Канаш Чувашской Республики, в том числе номера №, №, №.
Данное постановление было размещено на официальном сайте администрации г.Канаш ДД.ММ.ГГГГ в информационно-коммуникационной сети Интернет и опубликовано в периодическом печатном издании «<данные изъяты>» муниципального образования «Город Канаш», что не оспаривалось участвующими в деле лицами (<данные изъяты>).
Проверяя доводы административного иска о нарушении процедуры принятия постановления администрации г.Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, суд исходит из следующего.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ определен уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики по предварительному согласованию схемы размещения рекламных конструкций и вносимых в нее изменений - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики; а также утвержден Порядок предварительного согласования схемы размещения рекламных конструкций и вносимых в нее изменений.
В соответствии с пунктами 3 - 6 Порядка предварительного согласования схемы размещения рекламных конструкций и вносимых в нее изменений органы местного самоуправления до утверждения направляют на предварительное согласование в уполномоченный орган схему размещения рекламных конструкций, которая должна содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня получения схемы размещения рекламных конструкций направляет для рассмотрения ее копию в Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, которые рассматривают схему размещения рекламных конструкций, готовят заключения в пределах своей компетенции и направляют их в уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления на рассмотрение. На основании представленных заключений заинтересованных органов в течение 10 рабочих дней со дня их получения уполномоченный орган готовит заключение о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании схемы размещения рекламных конструкций.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Канаш направила в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики заявление, в котором просила согласовать внесение изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории г.Канаш Чувашской Республики (в соответствии с приложением), а именно удаление 6 мест размещения рекламных конструкций, в том числе мест размещения рекламных конструкций, указанных в схеме размещения под номерами №, №, № (<данные изъяты>).
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, в свою очередь, в соответствии с вышеуказанным Порядком предварительного согласования схемы размещения рекламных конструкций и вносимых в нее изменений, направило вышеуказанные материалы на рассмотрение в Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, которые предварительно согласовали (приняли к сведению) внесение изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории г.Канаш Чувашской Республики (<данные изъяты>).
В заключении от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики предварительно согласовало администрации г.Канаш изменения, вносимые в схему размещения рекламных конструкций на территории г.Канаш Чувашской Республики (<данные изъяты>).
Из положений действующего законодательства следует, что вопросы количества мест размещения рекламных конструкций в городском округе, а также возможности и необходимости размещения таких конструкций на том или ином участке городского округа относятся к усмотрению лица, утверждающего схему расположения таких конструкций, и органов, с которыми осуществляется согласование схемы.
Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ допускается внесение изменений в ранее утвержденную схему размещения рекламных конструкций.
Подобная возможность имеется даже в случае выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и реальной установки и эксплуатации конструкции - часть 20.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, которой предусмотрено, что в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 настоящей статьи, владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета.
Таким образом, администрацией г.Канаш порядок согласования схемы размещения рекламных конструкций с уполномоченным органом - Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики не был нарушен, оспариваемое постановление принято в пределах полномочий исполнительного органа местного самоуправления, с соблюдением формы и порядка опубликования (обнародования) нормативного правового акта.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о нарушении администрацией г.Канаш процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в связи с допущенными нарушениями порядка проведения оценки регулирующего воздействия его проекта.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением: 1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы; 2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения; 3) проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов (часть 5 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ)
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 42 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».
Законом Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перечне муниципальных и городских округов Чувашской Республики, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным, и о критериях включения их в указанный перечень» город Канаш включен в перечень муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным.
На основании вышеуказанных положений закона, статьи 7 Устава г.Канаш постановлением администрации г. Канаш от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов г. Канаш Чувашской Республики (далее - Порядок) (<данные изъяты>).
Как указано в пункте 1.2 Порядка, процедура оценки регулирующего воздействия проектов актов заключается в анализе проблем и целей правового регулирования общественных отношений, выявлении альтернативных вариантов его введения, а также определении связанных с ним выгод и издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, выявлении положений, необоснованно ограничивающих конкуренцию, в целях выбора наиболее эффективного варианта правового регулирования и осуществления последующего мониторинга его реализации.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка при оценке регулирующего воздействия проекта акта проводятся: предварительная оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - предварительная оценка); углубленная оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - углубленная оценка) и публичные консультации по проекту акта (далее - публичные консультации).
Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что предварительная оценка проводится в целях определения:
а) наличия в проекте акта положений, которыми устанавливаются новые или изменяются ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами города Канаш Чувашской Республики обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности;
б) последствий нового правового регулирования в части обязательных требований для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанностей для субъектов инвестиционной деятельности, влекущих:
невозможность исполнения субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности возложенных на них обязательных требований, а также субъектами инвестиционной деятельности обязанностей вследствие противоречий или пробелов в законодательстве, отсутствия необходимых организационных или технических условий у органов местного самоуправления города Канаш Чувашской Республики;
возникновение у субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, дополнительных расходов при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
возникновение дополнительных расходов бюджета города Канаш Чувашской Республики, связанных с созданием необходимых правовых, организационных и информационных условий применения проекта акта органом местного самоуправления города Канаш Чувашской Республики.
Согласно пункту 2.7 Порядка в целях проведения публичных консультаций разработчик проекта акта (уполномоченное подразделение) в течение 3 рабочих дней после проведения предварительной оценки регулирующего воздействия проекта акта размещает на официальном сайте <данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомление о проведении публичных консультаций, к которому прилагаются проект акта, в отношении которого проводится углубленная оценка, пояснительная записка к нему, а также перечень вопросов по проекту акта, обсуждаемых в ходе публичных консультаций.
Как предусмотрено в пункте 2.8 Порядка в течение 1 рабочего дня со дня размещения уведомления на сайте <данные изъяты> разработчик проекта акта (уполномоченное подразделение) извещает о проведении публичных консультаций:
а) отдел экономики и имущественных отношений администрации г.Канаш Чувашской Республики - ответственный подразделение за организационное обеспечение ОРВ проектов актов, контроль качества исполнения структурными подразделениями администрации города Канаш Чувашской Республики процедур ОРВ проектов актов;
б) заинтересованные органы государственной власти Чувашской Республики;
в) Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике;
г) региональные (местные) объединения предпринимателей, научно-экспертные организации, некоммерческие организации, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также различные социальные группы;
д) иные организации, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
Публичные консультации могут также проводиться посредством обсуждения проекта акта с участием региональных объединений предпринимателей, научно-экспертных организаций, некоммерческих организаций, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также различных социальных групп в постоянно действующих или специально создаваемых в этих целях консультативных органах, рабочих группах в соответствии с положениями об этих органах (рабочих группах); в виде неформальных (кратких) телефонных переговоров с представителями заинтересованных сторон, анкетирования, целевой рассылки опросных листов и иными способами, а также на круглых столах, конференциях, заседаниях общественных советов и иных аналогичных мероприятиях с участием субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых могут быть затронуты вводимым правовым регулированием (пункт 2.9 Порядка).
Публичные консультации должны быть завершены не ранее 15 календарных дней и не позднее 30 календарных дней с даты размещения проекта акта на сайте <данные изъяты> (пункт 2.10 Порядка).
Разработчик проекта акта (уполномоченное подразделение) в срок не позднее 10 календарных дней со дня окончания срока окончания публичных консультаций, рассматривает предложения, поступившие в установленный в уведомлении срок и оформляет справку о результатах публичных консультаций. В справке о результатах публичных консультаций указывается обзор полученных в результате публичных консультаций, комментариев и замечаний к проекту акта, указываются участники, с которыми были проведены консультации, основные результаты консультаций, включая предложения о возможных выгодах и затратах предлагаемого варианта достижения поставленной цели, об альтернативных способах решения проблемы и оценке их последствий (пункт 2.11 Порядка).
Справка о результатах публичных консультаций подписывается заместителем главы администрации города Канаш Чувашской Республики, курирующим сферу регулирования проекта акта (лицом, исполняющим его обязанности) и в течение 2 рабочих дней со дня подписания размещается разработчиком проекта акта (уполномоченным подразделением) на сайте <данные изъяты> (пункт 2.12 Порядка).
Как видно из материалов дела, на сайте <данные изъяты> в сети «Интернет» администрацией г.Канаш было опубликовано уведомление о проведении публичных консультаций, к которому приложен проект постановления администрации города Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории города Канаш Чувашской Республики», пояснительная записка к нему, перечень вопросов к проекту данного постановления, указан срок проведения публичных консультаций с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
По результатам публичных консультаций заместителем главы - начальником отдела строительства администрации г. Канаш Ц. подготовлена справка о результатах публичных консультаций проекта оспариваемого постановления (<данные изъяты>), содержащая сведения о том, что было направлено 22 извещения о проведении публичных консультаций органам, организациям и иным лицам, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования, а именно: ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ИП М., ИП Г., ИП М., АУ «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО <данные изъяты>», ИП С., ООО «<данные изъяты>», АО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ИП И., ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», АО «<данные изъяты>», АО «<данные изъяты>», Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики. Получено 16 ответов, при этом у 15 участников публичных консультаций замечания и предложения отсутствовали.
Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ указало, что подготовка предложений к проекту постановления не представляется возможной, поскольку пояснительная записка к проекту постановления не содержит обоснование исключения мест размещения рекламных конструкций, также обращено внимание на то, что необходимо получить в ходе публичных консультаций мнения субъектов предпринимательской деятельности, чьи интересы затрагиваются проектом постановления (<данные изъяты>). Согласно справке о результатах публичных консультаций проекта оспариваемого постановления позиция Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики учтена. Так, в пояснительную записку к проекту оспариваемого постановления ДД.ММ.ГГГГ, то есть после истечения срока проведения публичных консультаций, внесена информация, обосновывающая исключение мест размещения рекламных конструкций (<данные изъяты>): «В виду участившихся случаев падения рекламных щитов в других муниципальных образованиях, принято решение по мере окончания сроков действия договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на недвижимом имуществе муниципальной собственности г.Канаш выводить места размещения рекламных конструкций из утвержденной постановлением администрации г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ схемы размещения рекламных конструкций на территории г. Канаш Чувашской Республики. Часть рекламных щитов находится в непосредственной близости прохождения инженерных коммуникаций (сети водопровода, канализации и т.д.) в отношении которых установлены охранные зоны. При этом императивной нормы, запрещающей органу местного самоуправления, вносить изменения в схему размещения рекламных конструкций, исключая ранее существовавшие места, не имеется. Положения действующего законодательства не ставят в зависимость внесение изменений в схему размещения рекламных конструкций от ранее выданных разрешений и ранее существовавшего места размещения рекламы. Проект постановления также направлен на: формирование благоприятной архитектурной и информационной среды на территории города; упорядоченность установки рекламных конструкций; снижение риска возникновения дорожно-транспортных происшествий».
Вместе с тем, в материалах дела сведений о том, что указанная информация администрацией г. Канаш была направлена в Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, а также, что пояснительная записка к проекту оспариваемого постановления (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) была доведена до сведения остальных участников публичных консультаций, не имеется.
Административным ответчиком в подтверждении доводов о том, что часть рекламных конструкций находится в непосредственный близости прохождения инженерных коммуникаций, в отношении которых установлены охранные зоны, представлены сообщения МУП «Водоканал» МО «г. Канаш Чувашской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ и МУП «Каналсеть» МО «г. Канаш Чувашской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ, ОСП «КЭС» ГУП ЧР «ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ, ПАО «Ростелеком» от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), что свидетельствует о том, что данная информация поступила после разработки проекта оспариваемого постановления и проведения публичных консультаций, то есть изначально разработчиком проекта постановления не принималась во внимание.
При этом в ходе судебного разбирательства из ОСП «КЭС» ГУП ЧР «ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии поступила информация от ДД.ММ.ГГГГ о том, что охранные зоны инженерных сетей данной организации в пределах земельных участков, на которых установлены рекламные конструкции, отсутствуют (<данные изъяты>). Из сообщения ПАО «Ростелеком» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кабельные линии связи, расположенные рядом с рекламными конструкциями, не могут являться препятствием для использования земельного участка и рекламной конструкции в соответствии с их целевым назначением, так как фактически находятся под землей и не мешают каким-либо образом осуществлять хозяйственную деятельность (<данные изъяты>). МУП «Водоканал» МО «г. Канаш Чувашской Республики» в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ указало, что не возражает в размещении рекламных конструкций при соблюдении СП42.13330.2011 (<данные изъяты>). Таким образом, каких-либо возражений, препятствий в размещении рекламных конструкций по адресам, указанным в оспариваемом постановлении, со стороны указанных организаций не имеется.
Судом также установлено, что в нарушение п.п. «в» п.2.8 Порядка о проведении публичных консультаций по проекту оспариваемого постановления Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике не извещался, административным ответчиком данный факт не отрицается (<данные изъяты>).
Кроме того, судом установлено, что при проверке оценки регулирующего воздействия проекта оспариваемого постановления в ходе публичных консультаций не выяснено мнение субъекта предпринимательской деятельности, чьи интересы непосредственно затрагиваются проектом постановления, - ООО «РА «Концепция».
В соответствии со статьей 21.3 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ до 1 марта 2023 года лицо, заключившее договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, либо на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в орган государственной власти, орган местного самоуправления с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от наличия или отсутствия задолженности по такому договору (пункт 2).
Срок, на который увеличивается срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с дополнительным соглашением, составляет один год, если в заявлении о заключении дополнительного соглашения не указан меньший срок, на который должен быть увеличен срок действия такого договора. При этом общий срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с учетом дополнительного соглашения может превысить предельный срок действия договора, установленный в соответствии с ч.5 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (пункт 3).
Орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан без проведения торгов заключить дополнительное соглашение в срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи заявления (пункт 4).
В случае заключения дополнительного соглашения орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа продлевает срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на срок, на который продлевается срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с дополнительным соглашением, на основании заявления лица, которому выдано данное разрешение, поданного в порядке, предусмотренном ч.7 ст.19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». При этом такое продление срока не требует уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (пункт 5).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «РА «Концепция» направило в адрес администрации г.Канаш письмо, в котором просило подписать дополнительные соглашения об увеличении срока действия договоров на установку рекламных конструкций на 1 год (<данные изъяты>).
Администрация г. Канаш в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщила о том, что решение об увеличения срока действия договоров на установку рекламных конструкций не принято, в случае положительного решения информация будет доведена до сведения (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец повторно обратился в администрацию г. Канаш с заявлением о заключении дополнительных соглашений к договорам на установку рекламных конструкций, предусматривающих увеличение их срока действия на 1 год (<данные изъяты>).
Администрация г. Канаш в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщила о том, что в целях сохранения эстетического облика города по окончанию срока действия договоров на установку рекламных конструкций в дальнейшем размещение рекламных конструкций не планируется (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ к производству Арбитражного суда Чувашской Республики принято исковое заявление ООО «РА «Концепция» к администрации г. Канаш, в том числе об обязании внести изменения в вышеуказанные договоры на размещение рекламных конструкций от ДД.ММ.ГГГГ№, №№, установив срок действия договоров до ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ производство по данному делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему административному делу (<данные изъяты>).
На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Федеральное законодательство установило и закрепило обязанность оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов, в том числе в целях определения возникновения у субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, дополнительных расходов при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности; а также возникновения дополнительных расходов местного бюджета города, связанных с созданием необходимых правовых, организационных и информационных условий применения проекта акта органом местного самоуправления.
Доводы административного ответчика о том, что ООО «РА «Концепция» не было извещено о проведении публичных консультаций в связи с истечением срока действия договоров на установку рекламных конструкций, суд находит несостоятельными, поскольку на момент обсуждения проекта оспариваемого постановления административному ответчику достоверно было известно, что ООО «РА «Концепция» выразило намерение воспользоваться государственной поддержкой, предусмотренной статьей 21.3 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ, а именно, обратилось в администрацию г. Канаш с заявлением о заключении дополнительных соглашений о продлении сроков действия договоров на размещение рекламных конструкций на 1 год, а также о том, что Арбитражным судом Чувашской Республики рассматривается спор между административным истцом и административным ответчиком об обязании внести изменения в вышеуказанные договоры на размещение рекламных конструкций в части срока действия договоров.
Как указано в пояснительной записке от ДД.ММ.ГГГГ к проекту оспариваемого постановления, принято решение выводить места размещения рекламных конструкций из утвержденной постановлением администрации г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ№ схемы размещения рекламных конструкций на территории г.Канаш по мере окончания сроков действия договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на недвижимом имуществе муниципальной собственности г.Канаш. По мнению суда, при наличии у администрации г.Канаш обязанности, предусмотренной статьей 21.3 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ, заключить без проведения торгов дополнительные соглашения с ООО «РА «Концепция» об увеличении срока действия договоров на установку рекламных конструкций, а также в связи с рассмотрением Арбитражным судом Чувашской Республики вышеуказанного иска ООО «РА «Концепция» к администрации г.Канаш, решение по которому не принято, ссылаться на окончание срока действия договоров на установку рекламных конструкций преждевременно.
При этом администрация г. Канаш в ходе обсуждения проекта обжалуемого постановления ни в пояснительной записке, ни в сводном отчете о результатах публичных консультаций, ни в заключении об оценке регулирующего воздействия проекта постановления не отразила информацию о том, что на рассмотрении в суде находится спор с ООО «РА «Концепция» по поводу заключения дополнительных соглашений о продлении сроков действия договоров на размещение рекламных конструкций, не привела с учетом возможных вариантов разрешения данного спора варианты решения проблемы и достижения поставленных целей, в том числе положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности, а также бюджета г. Канаш Чувашской Республики.
Как следует из оспариваемого постановленияадминистрации г.Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, из схемы размещения рекламных конструкций на территории г.Канаш Чувашской Республики, утвержденной постановлением администрации г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ№, исключено также место размещение рекламной конструкции под номером № (адрес: <адрес>), предоставленное администрацией г. Канаш ООО «Канашский издательский дом» (ранее - ЗАО «Канашский издательский дом») на основании договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на недвижимом имуществе муниципальной собственности города Канаш от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
В материалах дела сведений о том, что ООО «Канашский издательский дом» обращалось в администрацию г.Канаш о продлении срока вышеуказанного договора, а также, что на момент обсуждения и принятия оспариваемого постановления администрацией г. Канаш заключен с иным лицом договор на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на недвижимом имуществе муниципальной собственности г.Канаш на данном участке земель общего пользования, не имеется.
Более того, как следует из справки о результатах публичных консультаций проекта оспариваемого постановления ООО «Канашский издательский дом» было извещено о проведении публичных консультаций, предложений и замечаний в адрес администрации г. Канаш не направило (<данные изъяты>). В ходе рассмотрения настоящего административного дела ООО «Канашский издательский дом», будучи привлеченным к участию в деле в качестве заинтересованного лица, о нарушении своих прав оспариваемым постановлением не заявило (<данные изъяты>).
Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что на стадии проекта постановление администрации г.Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории города Канаш Чувашской Республики» в части исключения из схемы размещения рекламных конструкций на территории г. Канаш Чувашской Республики, утвержденной постановлением администрации г.Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, мест размещения рекламных конструкций под номерами №, №, № на схеме размещения, фактически не проходило процедуру оценки регулирующего воздействия в соответствии с требованиями Порядка, тем самым оно принято с нарушением установленного порядка его принятия в оспариваемой части, что привело к нарушению прав административного истца.
При указанных обстоятельствах, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ).
Как следует из пояснений представителя административного истца и не опровергнуто административным ответчиком, рекламные конструкции ООО «РА «Концепция» до настоящего времени размещены по указанным в обжалуемом постановлении адресам, при этом ООО «РА «Концепция» вносит администрации г.Канаш арендную плату, что свидетельствует о том, что фактически нормативный акт в оспариваемой части не применялся.
Учитывая изложенное, суд считает возможным признать оспариваемый акт недействующим в оспариваемой части с момента принятия.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно пункту 4 статьи 6 Устава г.Канаш муниципальные правовые акты города Канаш, имеющие нормативный характер, публикуются в газете «<данные изъяты>» или в периодическом печатном издании «<данные изъяты>» муниципального образования город Канаш.
Руководствуясь статьями 175-177, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Концепция» к администрации города Канаш Чувашской Республики удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление администрации города Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории города Канаш Чувашской Республики» в части исключения из схемы размещения рекламных конструкций на территории г. Канаш Чувашской Республики, утвержденной постановлением администрации г.Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, следующих адресов размещения рекламных конструкций:
- номер № на схеме размещения, адрес: <адрес>, возле магазина «<данные изъяты>», щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 м х 3,0 м (щит), двухсторонний;
- номер № на схеме размещения, адрес: <адрес>, возле автобусной остановки «<данные изъяты>» (нечетная сторона), щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 м х 3,0 м (щит), двухсторонний;
- номер № на схеме размещения, адрес: <адрес>, щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 м х 3,0 м (щит), двухсторонний.
Возложить на администрацию города Канаш Чувашской Республики обязанность опубликовать сообщение о данном решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «<данные изъяты>» или периодическом печатном издании «<данные изъяты>» муниципального образования город Канаш.
На решение могут быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Камушкина
Мотивированное решение составлено 08 сентября 2023 года