ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6048/2022 от 26.08.2022 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0003-01-2022-005890-42

№ 2а-6048/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа 26 августа 2022 года

Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И.Л.,

при секретаре Щурхиной Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу о признании незаконными пунктов предписания Управления Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу,

установил:

административный истец Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее Управление) обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав в его обоснование, что по итогам проведения плановой выездной и документарной проверки эффективности и качества осуществления Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан переданных Российской Федерацией полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраной объектов культурного наследия, проведенной на основании распоряжения руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Петухова Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес Управления внесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, подписанное председателем комиссии - заместителем руководителя - начальником юридического отдела Управления Минкультуры России по ПФО Горбуховым И.С. которое поступило в Управление ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Предписанием Управлению предписано:

Рассмотреть Предписание об устранении выявленных нарушений в тридцатидневный срок.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ:

Управлением исполнен пункт 2.1 Предписания, что подтверждается письмом Управления Минкультуры России по ПФО от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с письмом Управления Минкультуры России по ПФО от ДД.ММ.ГГГГ исполнение пунктов 2.2, 2.3 Предписания продлено до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением направлена жалоба на Предписание (исх. № ). Руководителем Управления Минкультуры по ПФО Петуховым Г.А. письмом от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы фактически отказано. На основании данного административный истец просит восстановить срок для подачи административного искового заявления о признании незаконными пунктов 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3 предписания Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ, действий (бездействий) Управления Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу по отказу в удовлетворении жалобы Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим в части пунктов 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3 предписания.

Таким образом, административный истец просит суд:

1. Признать незаконными пункты 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3 предписания Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, внесенного в адрес Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан по итогам проведения плановой документарной и выездной проверки эффективности и качества осуществления Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан переданных Российской Федерацией полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, проведенной на основании распоряжения руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ.

2. Признать незаконными действия (бездействие) Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу по отказу в удовлетворении жалобы Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (за исходящим № ) в части пунктов 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3 предписания Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ.

3. Обязать Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу в течении 10 дней с даты вступления решения в законную силу по настоящему административному исковому заявлению повторно рассмотреть жалобу Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим № в части пунктов 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3 предписания Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ; принять решение об отмене пунктов 2.2, 2.3, 3.1, 3.2., 3.3 предписания Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ.

Лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом. Административный ответчик Управление Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу направило в адрес суда ходатайство об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи. На основании определения судьи Кировского районного суда г. Уфы РБ Соколовой И.Л. от ДД.ММ.ГГГГ ходатайство оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия технической возможности использования системы видеоконференц-связи в здании суда. От административного ответчика в адрес суда поступило возражение на административное исковое заявление, в котором Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Исследовав и оценив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В соответствии с частью 3 статьи 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Предписание Управления Минкультуры РФ по ПФО от ДД.ММ.ГГГГ, поступило в Управление ДД.ММ.ГГГГ, а письмо Управления Минкультуры РФ по ПФО от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении жалобы на предписание поступило в Управление ДД.ММ.ГГГГ. Административный иск направлен в суд почтой ДД.ММ.ГГГГ, в срок установленный законодательством, в связи с чем, сроки подачи настоящего административного искового заявления Управлением соблюдены.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 Положения об Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан является исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан. Управление является исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации). Управление является юридическим лицом, имеет имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, самостоятельный баланс и смету, гербовую печать со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца, а также открытые в установленном порядке счета, необходимые для осуществления деятельности Управления. Финансирование обеспечения Управления осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, а в части осуществления полномочий, переданных Российской Федерацией, - за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно пунктам 2, 12 статьи 63 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 414-ФЗ) государственные органы, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за их деятельностью, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.

Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, в том числе в рамках проведения предусмотренных настоящей статьей плановых и внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается в соответствии с настоящей статьей и федеральными законами.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 39 Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 808 (далее - Порядок), при выявлении нарушений в ходе проверки осуществления переданных полномочий, а также по результатам рассмотрения документов и материалов, представленных региональным органом охраны объектов культурного наследия: региональному органу охраны объектов культурного наследия в соответствии с подпунктами 8 и 9 пункта 6 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выдаются:

предписания об устранении выявленных нарушений, включая отмену принятых решений или внесение в них изменений;

представления об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;

представления об отмене нормативных правовых актов по вопросам государственной охраны объектов культурного наследия или о внесении в них изменений.

Пунктом 33 Порядка установлено, что по результатам проверки уполномоченное лицо (председатель комиссии) составляет акт проверки.

В соответствии с пунктом 6.1.3 Положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07 февраля 2019 года № 121, территориальный орган в установленной сфере деятельности осуществляет контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий в отношении объектов культурного наследия с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что по итогам проведения плановой выездной и документарной проверки эффективности и качества осуществления Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан переданных Российской Федерацией полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраной объектов культурного наследия, проведенной на основании распоряжения руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Петухова Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес Управления внесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, подписанное председателем комиссии - заместителем руководителя - начальником юридического отдела Управления Минкультуры России по ПФО Горбуховым И.С, которое поступило в Управление ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2.2 вышеуказанного предписания постановлено:

Управлению на основании информации, опубликованной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», стало известно о том, что на стене объекта культурного наследия федерального значения расположенного по адресу: , красящими веществами нанесены современные надписи синего цвета.

На основании поступившего обращения Управлению также стало известно, что неустановленным лицом на территории объекта культурного наследия федерального значения расположенного по адресу: проведены работы, в результате которых часть культурного слоя памятника повреждена.

В связи с поступившим в Управление сообщением о преступлении, а также на основании информации, опубликованной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Управлением в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в органы внутренних дел направлены материалы для проведения мероприятий по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к их компетенции (заявления Управления о преступлении от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

В рамках предоставленных полномочий по государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 1, подпунктом 5 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-Ф3), руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и статьями 243, 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), Управлением проведены следующие мероприятия.

Управлением в уполномоченные органы направлены материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных статьями 243, 243.2 УК РФ. По 2 заявлениям о преступлении, направленным Управлением, уполномоченными органами приняты решения: вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. Управлением в прокуратуру района подана жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по материалам проверки по факту повреждения (нанесения надписей на стены) объекта культурного наследия федерального значения . Установлено, что прокуратурой района указанное постановление отменено, материалы проверки возвращены в уполномоченный орган на дополнительную проверку. По заявлению о преступлении, направленному Управлением по факту повреждения неустановленным лицом части культурного слоя объекта культурного наследия федерального значения Управлением в прокуратуру Туймазинского района Республики Башкортостан также подана жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 248-ФЗ выбираемые профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению и (или) устранению нарушений обязательных требований должны быть соразмерными характеру нарушений обязательных требований, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям.

Вместе с тем пунктом 2.2 Предписания Управлению фактически повторно предписывается провести мероприятия по государственному контролю (надзору) по указанным объектам археологического наследия, что противоречит положениям Федерального закона № 248-ФЗ о защите прав и законных интересов контролируемых лиц. При этом в Предписании не указывается какие мероприятия необходимо провести Управлению в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) и установленные действующим законодательством основания для проведения указанных мероприятий.

По вопросу формирования Управлением программ проверок по основаниям истечения сроков (завершения периода) проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, установленных актами технического состояния следующих объектов культурного наследия федерального значения Управление сообщает следующее.

ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Управления составлен Акт технического состояния объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в отношении объекта культурного наследия

Также ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Управления составлен Акт технического состояния объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в отношении объекта культурного наследия .

Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что программа проверок формируется федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональными органами охраны объектов культурного наследия на основании разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданного данным органом, а также на основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о государственном контроле (надзоре).

Согласно пункту 48 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года № 1093, программа проверок формируется контрольным органом на основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.

Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Монумент «Дружба», сооруженный в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России».

Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения , расположенного по адресу:

В соответствии с пунктом 9 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения, порядок подтверждения лицом, указанным в пункте 11 настоящей статьи, выполнения содержащихся в нем требований устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Вышеназванные охранные обязательства утверждены Управлением в соответствии со статьями 9.1, 47.6 Федерального закона № 73-Ф3, Порядком подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 июля 2020 года № 774 утверждены новая форма охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и порядок его подготовки и утверждения (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ под ). Приказ Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу.

Указанные охранные обязательства утверждены Управлением в соответствии с формой, утвержденной (предусмотренной) приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, утратившим силу. Указанные охранные обязательства не содержат в себе (не предусматривают) состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объектов культурного наследия.

Пунктом 2 статьи 47.2 Федерального закона № 73-Ф3 установлено, что состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Составленные Управлением акты технического состояния вышеназванных объектов культурного наследия не являются приложениями к указанным охранным обязательствам, данные акты технического состояния составлены позднее утверждения приказами Управления № охранных обязательств. Охранными обязательствами, утвержденными Управлением, состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объектов культурного наследия не установлены.

Между тем, в охранных обязательствах, оформляемых по новой форме в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объектов культурного наследия, указанные сведения (данные) являются неотъемлемой частью охранных обязательств (приложением к охранным обязательствам).

Учитывая изложенное, формирование программы проверок следует проводить на основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством. Вместе с тем, составленные Управлением акты технического состояния вышеназванных объектов культурного наследия не являются приложениями к указанным охранным обязательствам, данные акты технического состояния составлены позднее утверждения приказами Управления № охранных обязательств. Охранными обязательствами, утвержденными Управлением, состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объектов культурного наследия не установлены. В связи с чем, оснований для формирования программы проверок по указанным объектам культурного наследия, судом не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что пункт 2.2 предписания Управления Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным.

Пунктом 2.3 предписания Управления Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

Согласно предписания Управления от 13 февраля , внесенного по итогам проведения внеплановой документарной проверки в адрес Акционерного общества «Белорецкий металлургический комбинат», в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписано провести работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения расположенного по адресу: , в соответствии с требованиями действующего законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ указанное юридическое лицо обратилось в Управление с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения (на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия) от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением утверждено и выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения (на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, а именно задание на разработку проектной документации по консервации объекта культурного наследия (в том числе противоаварийным работам).

В связи с вышеизложенным, Управлением в адрес правообладателя указанного объекта культурного наследия предписание об устранении выявленных нарушений не выдавалось. Указанное юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по части 18 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение ранее выданного предписания Управления.

Управлением приняты меры, установленные законодательством, результатом которых стало принятие мер к получению задания на проведение работ. Дальнейшие действия должны осуществляться в порядке, установленном законом.

Предписание Управления Минкультуры России по ПФО не содержит конкретных действий, которые необходимо совершить в рамках исполнения пункта 2.3 Предписания.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что пункт 2.3 предписания Управления Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным.

Согласно пункта 3.1 Порядка подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок), таблица «Состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объекта культурного наследия» (приложение к охранному обязательству) заполняется на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ (далее - соответствующий орган охраны) акта технического состояния объекта культурного наследия с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с указанием реквизитов письма, содержащего мнение собственника или иного законного владельца такого объекта.

В соответствии с 2.9 Порядка в подразделе 1.7 «Сведения о границах территории объекта культурного наследия» указываются сведения о наименовании, дате и номере решения органа охраны объектов культурного наследия об утверждении границ территории объекта культурного наследия в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия».

Таким образом, для утверждения Управлением охранных обязательств необходимо составление акта технического состояния и утверждение границ объекта археологического наследия.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, с составлением актов технического состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности.

Таким образом работа по составлению актов технического состояния на все объекты археологического наследия на территории Республики Башкортостан должна осуществляться в течение пяти лет. Кроме того, в связи с отсутствием достаточного федерального финансирования не разработаны проекты границ всех объектов археологического наследия федерального значения.

Исходя из смысла статьи 13 Федерального закона № 73-ФЗ источником финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения является федеральный бюджет Российской Федерации. По состоянию на февраль 2022 года на территории Республики Башкортостан установлено 1218 объектов археологического наследия федерального значения.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ из 1218 объектов археологического наследия, утверждено 217 границ территорий (18%). Подготовлено 13 охранных обязательств. Учитывая вышеуказанное, положения действующего законодательства, количество объектов археологического наследия, Управление считает неисполнимым (в том числе в связи с незначительными сроками исполнения) требование пункта 3.1 Предписания о разработке и утверждении Управлением в срок до ДД.ММ.ГГГГ охранных обязательств на земельные участки, в пределах которых расположены объекты археологического наследия.

С данным доводом истца суд полагает необходимым согласиться, предписание должно быть исполнимым.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что пункт 3.1 предписания Управления Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ в представленной редакции следует признать неисполнимым, поскольку детально не установлен закрытый перечень земельных участков, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия, в отношении которых надлежит организовать работу по разработке и утверждению охранных обязательств. Суд считает необходимым обязать административного ответчика Управление Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу изменить п. 3.1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ в части конкретизации объектов.

Указанные охранные обязательства были утверждены на основании положений приказа Министерства культуры Российской Федерации от 1 июля 2015 года № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)».

При этом приказ Министерства культуры Российской Федерации от 13 июля 2020 года № 774 «Об утверждении формы охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и порядка его подготовки и утверждения», которым признан утратившим силу приказ Министерства культуры Российской Федерации от 1 июля 2015 года № 1887, не содержит положений об обязании утвердить новые охранные обязательства взамен ранее утвержденных, а также о принятии решений об отмене ранее утвержденных охранных обязательств.

В соответствии с письменными возражениями административного ответчика пункт 3.2. Предписания Управления содержит требование о приведении в соответствие с действующим законодательством охранных обязательств на объекты культурного наследия федерального значения (памятники архитектуры и монументального искусства), а не «об обязании утвердить новые охранные обязательства взамен ранее утвержденных».

Охранные обязательства, утвержденные приказами Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан на 16 объектов культурного наследия федерального значения, являющихся памятниками архитектуры и истории, не содержат состава и сроков работ по сохранению объектов культурного наследия; информации о мнении собственника о составе и сроках работ по сохранению объекта культурного наследия; описания предмета охраны и сведений о наименовании, дате и номере акта соответствующего органа охраны, утвердившего предмет охраны; сведений о границах территории объекта культурного наследия. В соответствии с п. 8 ст. 47.6 Федерального закона № 73-Ф3 установлено требование о внесении изменений в охранное обязательство соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном для утверждения охранного обязательства.

Приказом Минкультуры России от 13.07.2020 N 774 утвержден Порядок подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (приложение к вышеназванному приказу), который п. 1.4 предусматривает внесение изменений в охранное обязательство.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование пункта 3.2 Предписания Управления Минкультуры России по ПФО о приведении в соответствие с действующим законодательством охранных обязательств на объекты культурного наследия федерального значения является законным и обоснованным.

По фактам утверждения Управлением предметов охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, без включения всех элементов указанных в проектах предметы охраны объектов культурного наследия, Управление поясняет следующее.

Положениями статей 9.1, 9.2, 33 Федерального закона № 73-Ф3, Порядком определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 года № 28, не установлена обязанность органа охраны памятников утверждать предмет охраны памятника, руководствуясь исключительно представленным предметом охраны.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 указанного Порядка разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия (далее - проект предмета охраны объекта культурного наследия) может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ.

То есть фактически законодательством не установлены требования к квалификации лиц, осуществляющих разработку предмета охраны объекта культурного наследия.

Также законодательством не установлены конкретные требования к отдельным элементам объекта культурного наследия, которые должны быть отражены в предмете охраны объекта культурного наследия.

Вместе с тем, Управление считает, что, учитывая объем текстового описания, а также фотографических материалов, содержащихся в приказах Управления об утверждении предметов охраны объектов культурного наследия, указанных в пункте 3.3 Предписания, Управлением не допущено нарушений действующего законодательства, предметы охраны объектов культурного наследия установлены в соответствии с имеющимися требованиями.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что пункт 3.3 предписания Управления Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ в представленной редакции следует признать неисполнимым, поскольку детально не установлен перечень мероприятий, которые надлежит реализовать для приведения утвержденных предметов охраны объектов культурного наследия федерального значения в соответствие с разработанными проектами предмета охраны и действующим законодательством. Суд считает необходимым обязать административного ответчика Управление Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу изменить п. 3.3. предписания от ДД.ММ.ГГГГ в части конкретизации необходимых мероприятий.

В соответствии с п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений. Учитывая изложенное, суд считает необходимым в целях защиты прав, свобод и законных интересов истца обязать административного ответчика Управление Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу изменить п. 3.1, п. 3.3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ в части конкретизации необходимых мероприятий.

Учитывая изложенное выше, имеются основания для удовлетворения иска в части требования о признании незаконными действия (бездействие) Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу по отказу в удовлетворении жалобы Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (за исходящим ) в части пунктов 2.2, 2.3, 3.1, 3.3 предписания Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения требования об обязании Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу в течении 10 дней с даты вступления решения в законную силу по настоящему административному исковому заявлению повторно рассмотреть жалобу Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим № в части пунктов 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3 предписания Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ; принять решение об отмене пунктов 2.2, 2.3, 3.1, 3.2., 3.3 предписания Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные требования по существу повторяют удовлетворенные судом исковые требования и разрешение данных требований не приведет к восстановлению оспариваемых прав административного истца с учетом частичного удовлетворения исковых требований судом.

В силу части 1 статьи+ 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

Разрешение вопроса о необходимости повторного рассмотрения жалобы относится к исключительной компетенции административного ответчика, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ к Управлению Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу о признании незаконными пунктов предписания Управления Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу – удовлетворить частично.

Признать незаконным пункты 2.2, 2.3 предписания Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, внесенного в адрес Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан по итогам проведения плановой документарной и выездной проверки эффективности и качества осуществления Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан переданных Российской Федерацией полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, проведенной на основании распоряжения руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем возложения обязанности на административного ответчика Управление Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу по изменению пункта 3.3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ в части конкретизации проведения необходимых мероприятий, пункта 3.1 в части конкретизации объектов археологического наследия, в отношении которых надлежит организовать работу по разработке и утверждению охранных обязательств.

Признать незаконными действия (бездействие) Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу по отказу в удовлетворении жалобы Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (за исходящим ) в части пунктов 2.2, 2.3, 3.1, 3.3 предписания Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.

Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.

Судья Соколова И. Л.

Решение суда в окончательной форме принято 09 сентября 2022.