ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6049/2021 от 09.12.2021 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2А-6049/2021

УИД: 66RS0003-01-2021-005259-53

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 09.12.2021

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Капралова В.Р., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) обратилось в суд с заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, в обоснование заявления указано, что в ходе проверки выявлен интернет-сайт расположенный по URL - адресу: https://smoking-shop.ru/, на страницах которого размещена информация о розничной продаже дистанционным способом, предложение о приобретении дистанционным способом, доставке дистанционным способом и (или) передаче физическому лицу дистанционным способом никотинсодержащей продукции, что в свою очередь является нарушением законодательства Российской Федерации (незаконный оборот никотинсодержащей продукции.

При анализе страницы интернет-сайта httрs:l/smоkiпg-shор.ru/, был выявлен и подтвержден факт размещения для свободного доступа неограниченного круга людей запрещенной информации, а именно: наличие предложений о заключении договора купли – продажи (притворная сделка), в том числе никотинсодержащей продукции дистанционным способом со всеми существенными условиями договора.

На данном ресурсе предлагаются к продаже жидкости для электронных сигарет (вейпов) разных производителей.

Имеется свободный доступ пользователей сети «Интернет» на данной общедоступной площадке, независимо от их возраста, вход на сайт httрs://smоkiпg-shор.ru/, свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы продукции, скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети «Интернет»

Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют. Сайт имеет красочное оформление, которое привлекает к себе внимание, побуждает к покупке никотинсодержащeй продукции.

Данный ресурс предлагает более 100 позиций никотинсодержащей продукции, предложенной, к продаже. В каждой позиции указана информация о товаре, а именно: название, описание, объем, цена в рублях, изображение упаковки и Т.Д

Согласно информации, указанной на сайте, доставка продукции осуществляется курьером почтой России.

При попытке совершить покупку никотинсодержащей продукции дистанционным способом сайте httрs://smоkiпg-shор.ru/ по ссылке httрs://smоkiпg-shор.ru/order установлено, что оформлен заказа на сайте посредством клика на ссылку предоставляет возможность осуществить заказ никотинсодержащей продукции в любом количестве любому физическому лицу (в т.ч. несовершеннолетнему).

Просит признать информацию, размещенную на информационном ресурсе в сети Интернет с URL-адресом: httрs://smоkiпg-shор.ru/ /- интернет-магазин никотинсодержащей продукции, запрещенной к распространению в Российской Федерации, по вступлении настоящего решения суда в законную силу направить его копию в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу для внесения данных информационных ресурсов в реестр единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Административное исковое заявление было принято к производству суда для рассмотрения в общем порядке.

Стороны в суд не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна, каких-либо ходатайств от сторон не поступало.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), в связи с тем, что неявившиеся лица извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, суд признаёт их явку в судебное заседание необязательной и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В силу ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Согласно части 1, части 6 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства судьей единолично. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.

Учитывая неявку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, дело с учетом положений части 7 статьи 150, ч.ч. 1, 6 статьи 292 КАС РФ рассмотрено судьей единолично в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 265.3 КАС РФ, к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Таковым органом исполнительной власти является Управление Федеральной службы по надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу, которое привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Поэтому довод представителя заинтересованного лица о том, что Управление является ненадлежащем ответчиком, безоснователен.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Частью 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п.п.3 ч.1 ст. 2 Федерального закона № 15-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу; никотинсодержащая жидкость - любая жидкость с содержанием никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, а также жидкость без содержания никотина или с его минимальным содержанием менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 3 ст. 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Федеральный закон № 15-ФЗ) Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

Кроме того, пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612 установлен запрет на продажу дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Поскольку ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ ограничена свободная продажа табачной продукции, соответственно запрет на продажу дистанционным способом распространяется на табачную продукцию.

Кроме того, согласно п. 12 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612 предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.

Согласно п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612:

"покупатель" - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"продавец" - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров дистанционным способом;

"продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма, потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции; информирование населения о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, вредном воздействии окружающего табачного дыма и вредном воздействии веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции.

Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлены запреты на распространение такой информации и ограничение доступа к информации, размещенной на странице сайта httрs://smоkiпg-shор.ru/.

В соответствии с ч. 1,2 и 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В такой реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Как уже было отмечено выше, ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, продажу несовершеннолетним табачной продукции предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В судебном заседании установлено, подтверждается скриншотами электронных страниц на информационном ресурсе в сети Интернет с URL-адресом: httрs://smоkiпg-shор.ru - интернет- магазин никотинсодержащей продукции фактически осуществляется дистанционная продажа запрещенной никотинсодержащей продукции жидкости для электронных сигарет (вейпов) разных производителей неограниченному кругу людей, с предложениями о заключении договора купли - продажи табачной продукции дистанционным способом. Вход на сайт свободный, с его содержанием может ознакомиться и скопировать любой пользователь. Имеется свободный доступ пользователей сети «Интернет» на данной общедоступной площадке, не зависимо от их возраста, к указанной информации на сайте, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Данный ресурс предлагает порядка 100 позиций никотин содержащей продукции жидкости для электронных сигарет (вейпов) разных производителей. В каждой позиции указана информация о товаре, а именно: название, описание, цена за одну единицу в рублях. Согласно информации, указанной на сайте курьерская доставка продукции осуществляется курьером и почтой России.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт распространения на интернет-странице в сети Интернет с URL-адресом: httрs://smоkiпg-shор.ru - интернет- магазин никотинсодержащей продукции жидкости для электронных сигарет (вейпов) –для свободного доступа неограниченного круга людей, предложения о заключении договоров купли - продажи, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, нарушает законодательно установленные запреты, а потому данная информация подлежит включению в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет в том числе полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на информационном ресурсе в сети Интернет с URL-адресом: httрs://smоkiпg-shор.ru - интернет- магазин никотинсодержащей продукции жидкости для электронных сигарет (вейпов), запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу для внесения данных информационных ресурсов в реестр единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья В.Р. Капралов