ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-604/20 от 11.06.2020 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело №2а-604/2020

76RS0008-01-2020-000407-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2020 г. г. Переславль-Залесский

Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Ивановой Ю.И., при секретаре Александровой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области к УФССП России по Ярославской области, Переславскому РОСП УФССП по Ярославской области, ФИО1 об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от него,

УСТАНОВИЛ:

Представитель администрации городского округа г. Переславля-Залесского по доверенности – ФИО2, обратилась в суд с административным иском к Переславскому РОСП УФССП по Ярославской области, просит освободить от взыскания исполнительного сбора или уменьшить размер взыскиваемого с истца исполнительного сбора, установленного постановлением административного ответчика от 27.02.2019 года, на 12 500 рублей.

Требование мотивирует тем, что администрация городского округа г. Переславля-Залесского является должником по исполнительному производству от <дата скрыта><номер скрыт>-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа ФС<номер скрыт> от <дата скрыта> выданного Переславским районным судом. Предметом исполнения являются работы по рекультивации трех земельных участков общей площадью 12 236 кв.м. Работы надлежало исполнить до 01.11.2018г. Определением Переславского районного суда от 26.04.2019г. была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 01.09.2019г. Работы исполнены частично. 21.01.2020г. МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского» направлено заявление о проведении государственной экспертизы проектной документации и результаты инженерных изысканий по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов. В настоящее время проводится проверка достоверности определения сметной стоимости выполнения работ по рекультивации полигона ТБО по адресу: Ярославская область, Переславский район, 147 км Федеральной трассы Москва-Холмогоры. При получении положительного заключения будет проводиться электронный аукцион для определения подрядной организации и заключения муниципального контракта на выполнение работ по рекультивации указанного полигона. В связи с неисполнением административным истцом решения суда в установленный срок, постановлением Переславского РОСП от 27.02.2019г. с администрации городского округа города Переславля-Залесского взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Ссылаясь на ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», административный истец просит от исполнительского сбора освободить или уменьшить его размер.

Представитель административного истца в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие. Дополнительно в письменной форме сообщил, что в результате проверки документации по вопросу государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий документы вернулись на доработку и устранение замечаний.

Судом к участи в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФССП России по Ярославской области, судебный пристав ФИО1, которая вынесла постановление о взыскании исполнительский сбор.

В судебном заседании административные ответчики, а так же заинтересованные лица не участвовали. Руководитель заинтересованного лица МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского» ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Решением Переславского районного суда от 05.12.2019 года на администрацию городского округа г.Переславль-Залесский возложена обязанность в срок до 01 ноября 2018 года организовать проведение рекультивации нарушенных земельных участков общей площадью 12 236 кв.м, а именно:

-земельного участка площадью 9 700 кв.м, примыкающего с северной и северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером <номер скрыт>

-земельного участка площадью 2 212 кв.м, примыкающего с восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером <номер скрыт>

-земельного участка площадью 324 кв.м, примыкающего с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером <номер скрыт>

Мотивированное решение было изготовлено 14.12.2016г., не обжаловалось, вступило в законную силу 17.01.2017г. На основании определения суда от 26.04.2019г. администрации города была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 01.09.2019г. Решение суда исполнено не было.

На основании исполнительного листа, выданного судом, судебным приставом-исполнителем в соответствии с постановлением от <дата скрыта>. возбуждено исполнительное производство <номер скрыт>-ИП. Данное постановление получено должником <дата скрыта> (л.д.41). Пунктом 2 постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.

18 декабря 2018 года должником получено требование судебного пристава Переславского РОСП об исполнении решения суда в 7-дневный срок и предупреждение о последствиях уклонения от исполнения решения суда (л.д. 39).

Постановлением судебного пристава от 27.02.2019г. с администрации городского округа г.Переславля-Залесского взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, поскольку должником не представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительного документа в установленный срок (л.д.37).

В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

По общему правилу ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Одно из таких изъятий предусмотрено непосредственно в ч. 13 ст. 30 данного Федерального закона для случаев предъявления к исполнению исполнительных документов, в которых установлен срок исполнения: срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в таком исполнительном документе; если же исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Согласно ч. 1 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).

Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 23.12.2010 N 01-8, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По смыслу и содержанию постановления должнику следует надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Таким образом, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей

Должник вправе в порядке, установленном названным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).

Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбор.

Оснований для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора, суд не находит, в том числе и с учетом требований ст.ст. 38, 161 БК РФ.

Вместе с тем, суд соглашается с доводом истца о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора на величину, предельно установленную законом - 12 500 рублей. При этом суд учитывает, что должник является бюджетной организацией, обязанной использовать денежные средства по целевому назначению.

Судом установлено, что длительное неисполнение решения суда связано с необходимостью проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по рекультивации земельных участков. При этом, разработка проекта рекультивации нарушенных земельных участков решением суда была возложена на МУП «Спектр».

Во исполнение указанного выше решения суда Постановлением Администрации г. Переславля-Залесского от 09.06.2017 №ПОС 03-0698/17 полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: Ярославская область, Переславский район, на земельном участке с кадастровым номером <номер скрыт>, для приема твердых отходов закрыт с <дата скрыта> Были заключены и выполнены муниципальные контракты №143/17 от 02.10.2017, №135/17 от 18.09.2017, №136/17 от 22.09.2017 по засыпке поверхностного слоя земельных участков общей площадью 1362 кв.м. В течении 2017-2018г.г. МУП «Спектр» заключены договора на проведение инженерно-геологических изысканий для выполнения проекта «Рекультивация полигона твердых коммунальных отходов». 01.02.2018г. МУП «Спектр» и ООО «ГеоТехПроект» заключили договор о разработке проектной документации рекультивации полигона твердых коммунальных отходов. Постановлением Администрации городского округа г. Переславля-Залесского от 16.03.2018 №ПОС 03-0266/18 и от 18.04.2018 №ПОС.03-0462/18 назначено проведение публичных слушаний по общественному обсуждению проекта рекультивации полигона твердых коммунальных отходов, подготовленному ООО «ЭКОАУДИТ». 20.06.2018г. в Министерство природных ресурсов и экологии РФ было направлено заявление о согласовании рекультивации полигона ТБО. 01.08.2018 в межрегиональное управление Росприроднадзора по Ярославской Костромской областям направлено заявление о проведении государственной экологической экспертизы проекта Полигона ТБО. 05.10.2018 и 11.10.2018 в межрегиональное управление Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям направлена информация по устранению замечаний. Приказом Межрегионального Управления Росприроднадзора по Ярославской Костромской областям от 12.10.2018 №177 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации. 31.10.2018 директору ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» направлено заявление о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости выполнения работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов. 10.01.2019 заключен муниципальный контракт №879/КУ на проверку сметной стоимости выполнения работ со сроком исполнения услуги по муниципальному контракту в течение 90 дней. 19.03.2019 в ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» направлена дополнительная информация по сметной стоимости выполнения работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов, и проверка достоверности определения сметной стоимости выполнения работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов не окончена. 03.03.2020г. в ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» направлено заявление о проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. В ответ на это заявление направлена информация от 05.03.2020г. об устранении ряда недостатков.

Из материалов дела следует, что до настоящего времени весь перечень недостатков не устранен.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на 12500 рублей.

В соответствие с разъяснениями Пленума Верховного Суда (п.74 Постановления от 17.11.2015г. №50) уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области на основании постановления от <дата скрыта> в сумме 50 000 рублей, в рамках исполнительного производства <номер скрыт>-ИП, на 12 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Судья Иванова Ю.И.

Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2020г.