ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-604/2018 от 04.04.2018 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2а-604/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2018 года

Октябрьский районный суд города Пензы

в составе председательствующего судьи Бобылевой Е.С.

при секретаре Хайровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное дело по административному исковому заявлению МУП «Пензадормост» к главному государственному инспектору дорожного движения по г.Пензе Рудняеву Павлу Николаевичу о признании предписаний незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец МУП «Пензадормост» обратился в суд с названным административным исковым заявлением к административному ответчику главному государственному инспектору дорожного движения по г.Пензе Рудняеву П.Н. и указал на следующее:

В адрес МУП «Пензадормост» от отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г.Пензе МУП «Пензадормост» поступили предписания: от 23.01.2018 года о ликвидации снежных валов на пешеходном переходе и ближе 5 м от него на ул.Островной, от 24.01.2018 года о ликвидации зимней скользкости в виде рыхлого снега и ликвидации снежных валов у бордюров, сужающих проезжую часть, на ул.Рахманинова от ул.Тернопольской до ул.Лозицкой и от 25.01.2018 года о ликвидации зимней скользкости в виде рыхлого снега и ликвидации снежных валов у бордюров, сужающих проезжую часть, на ул.Рахманинова от ул.Тернопольской до ул.Лозицкой. Поводом для вынесения предписаний послужили нарушения, выявленные в ходе повседневного надзора, по результатам которого не составлялось ни одного документа, однако в силу ст.ст.9 и 10 Закона N 294-ФЗ проверка деятельности юридических лиц и предпринимателей может быть как плановой, так и внеплановой. Плановая проверка проводится на основании утвержденного руководителем органа государственного контроля плана проверок, согласованного с прокуратурой (ч.ч.5-9 ст.9 Закона N 294-ФЗ). Внеплановая проверка может быть проведена на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении, согласованного с органами прокуратуры (ч.ч.8-14 ст.10 и ч.1 ст.14 Закона N 294-ФЗ). Распоряжения или приказы руководителя (заместителя) ОГИБДД по г.Пензе о проведении проверок, а также доказательства согласования этих проверок с прокуратурой, не представлялись. Срок для устранения недостатков составил 6 часов. В адрес предприятия не поступало никаких сведений и документов о проведении проверок, однако были направлены повестки о составлении административных протоколов по ч.28 ст.19.5 КоАП РФ, что является нарушением действующего законодательства. Жалоба в порядке подчиненности не подавалась. Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Ни одного документа в соответствии с данной нормой в адрес предприятия не поступало. МУП «Пензадормост» не располагает сведениями о том, каким образом, когда и кто оценивал наличие скользкости на проезжей части дорожного полотна. Вместе с тем, п.3.1.4. ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предполагает более объективную оценку наличия или отсутствия скользкости, а именно: коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора (п.3.1.4.). Так, 1 декабря 2015 года приказом Росстандарта от 11.08.2015 г. N 1121-ст в действие введен ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания», являющийся национальным стандартом Российской Федерации. Данный стандарт распространяется, в том числе, на дороги улиц г.Пензы. В соответствии с п.6.2 вышеназванного ГОСТа 33181-2014 формирование снежных валов на дорогах не допускается на расстоянии менее 15 метров до пешеходного перехода высотой более 0,5 м. Никаких актов сотрудниками ГИБДД о выявлении недостатков по эксплуатационному состоянию автомобильных дорог не составлялось. Поскольку в предписании не установлен факт наличия снежных валов на дорогах перед пешеходными переходами г.Пензе высотой более 0,5 м и коэффициент сцепления покрытия не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора, то нет оснований обязывать устранять невыявленные недостатки. Согласно действующим нормативным документам (п.3.1.5. ГОСТ 50597-93), для очистки покрытий от загрязнений отводится срок до 5 суток.

На основании вышеизложенного, ссылаясь на главу 22 КАС РФ, административный истец просил суд признать выданные предписания незаконными.

В письменном заявлении от 28.02.2018 года, представленном в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, представитель административного истца МУП «Пензадормост» по доверенности Устинов Д.Е. уточнил заявленные административные требования и просил суд признать незаконными предписания, выданные главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г.Пензе Рудняевым П.Н.: от 23.01.2018 года по ул.Островной, 25, от 24.01.2018 года по ул.Рахманинова от ул.Тернопольской до ул.Лозицкой, от 25.01.2018 года по ул.Рахманинова, от ул.Тернопольской до ул.Лозицкой, и также указал, что ссылка на ГОСТ 50597-93 при вынесении предписаний - лишь формальность, при составлении указанных предписаний в нарушение п.3.1.4., п.3.1.5.. п.5.1. ГОСТ 50597-93 не производилось ни одного технического замера, для устранения снежных валов указанным ГОСТом не предусматривается срок ликвидации в течение 6 часов с момента обнаружения.

В судебном заседании 02.04.2017 года представитель административного истца МУП «Пензадормост» по доверенности Устинов Д.Е. заявленные административные исковые требования поддержал, просил суд административный иск удовлетворить, в настоящее судебное заседание, будучи извещенным, не явился, просил закончить рассмотрение дела в его отсутствие.

Административный ответчик главный государственный инспектор дорожного движения по г.Пензе Рудняев П.Н. в судебном заседании 02.04.2018 года административный иск не признал, в настоящее судебное заседание, будучи извещенным, не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика Рудняева П.Н., допущенный к участию в деле в таком качестве в порядке п.5 ст.57 КАС РФ (на основании заявления представляемого лица, сделанного в судебном заседании в устной форме, на что указано в протоколе судебного заседания), и он же, как представитель заинтересованного лица УМВД России по г.Пензе по доверенности, – Матюкин А.П. в судебном заседании 02.04.2018 года возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, просил в их удовлетворении отказать и поддержал возражения на административный иск Рудняева П.Н. (исх. № 3/16-10340 от 30.03.2018) и свои (исх. № 3/16-10341 от 30.03.2018), представленные в суд в письменном виде 30.03.2018 года, из которых следует, что вышеуказанные предписания являются законными, обоснованными и подлежат обязательному исполнению по нижеследующим основаниям:

Согласно п.2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами, независимо от формы собственности, и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц, независимо от формы собственности, и иных организаций, должностных лиц и граждан. Пунктом 8 вышеуказанного Положения определено, что руководители подразделений Госавтоинспекции на районном уровне являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе, по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе «Байконур», а их заместители - заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе, по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе «Байконур». Указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями территориальных органов МВД по субъектам Российской Федерации по представлениям руководителей территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе, по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, руководителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур», согласованным с руководителями подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне. Согласно приказу начальника УМВД России по Пензенской области № 25л.с. от 24.03.2017 года, с 04.04.2017 года Рудняев П.Н. назначен на должность начальника отдела ГИБДД УМВД России по г.Пензе. При этом подп.«б» п.12 вышеназванного Положения установлено, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах. Согласно п.9.7 приказа МВД России от 30 марта 2015 г. N 380 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог», сотрудники при исполнении государственной функции имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Таким образом, главные государственные инспектора безопасности дорожного движения при исполнении вышеуказанной государственной функции имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними административными регламентами. Согласно п.2 ст.30 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора), согласно их компетенции, в порядке, установленном Правительством РФ. 19.08.2013 года постановлением Правительства РФ № 716 утверждено Положение о порядке осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с которым 30.03.2015 года приказом МВД РФ утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог. В соответствии с п.33 данного Административного регламента к административным процедурам относится, в том числе, осуществление плановых и внеплановых проверок, а также надзор за дорожным движением. При этом выдача предписаний, согласно п.73, п.87.3 регламента, предусмотрена по результатам как плановых, внеплановых проверок, так и надзора за дорожным движением. Согласно п.п.81, 82 Административного регламента, надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения. При надзоре за дорожным движением осуществляется: выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог; получение информации о выполнении требований о прекращении противоправных действий, выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований безопасности, внесенных в соответствии с федеральным законом представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений о проведении мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, а также о проведении или завершении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту автомобильных дорог и вводе в эксплуатацию. Порядок надзора за дорожным движением определён п.п.81-87 вышеуказанного регламента и состоит из нижеуказанных действий. Основанием для начала осуществления административной процедуры является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу. При надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе: расстояния видимости; ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; наличие элементов водоотвода; наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; продольная ровность и колейность дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; средняя скорость движения транспортного потока; места производства работ на дороге; система информационного и маршрутного ориентирования; объекты дорожного сервиса: средства наружной рекламы. В зимний период дополнительно контролируется соблюдение обязательных требований безопасности: к срокам ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки; местам формирования и времени уборки снежных валов; осуществлению мероприятий по снегозадержанию и противолавинных мероприятий. В случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда. При выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные п.17 настоящего Административного регламента, с учетом следующих особенностей: обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах. Кроме того, пунктами 36-77.3 Административного регламента определен порядок проведения плановых и внеплановых проверок, который соответствует требованиями Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. При этом п.50 регламента установлено, что предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог; предоставляемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем услуги (выполняемая работа) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований безопасности. В свою очередь, при надзоре за дорожным движением, согласно п.83 приказа МВД № 380 от 30.03.2015 года, устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог и не затрагивается деятельность юридических лиц. Вышеуказанные предписания по установленным фактам несоответствия обязательным требованиям безопасности автомобильных дорог, были выданы в качестве мер реагирования, предусмотренных регламентом, в связи с чем соблюдение порядка проведения проверок, согласно Федеральному закону от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, не требуется. Помимо того, пунктами 71, 86 данного приказа определено, что при выявлении нарушений обязательных требований по результатам надзора за дорожным движением оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, по результатам проверки (плановой, внеплановой) оформляется акт проверки, при этом пунктом 17.7 установлено, что руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации или индивидуальному предпринимателю (уполномоченному представителю предпринимателя) направляется акт проверки, в связи с чем акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда в адрес юридического лица не направляется. Таким образом, обязанность надзорного органа направлять поднадзорному лицу уведомление о начале осуществления административной процедуры по надзору за дорожным движением, согласовывать её с прокуратурой и направлять акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) отсутствует. В то же время, оспариваемые предписания были выданы в соответствии с приказом МВД № 380 от 30.03.2015 года в качестве мер реагирования на акты о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленные сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Пензе в ходе надзора за дорожным движением, а именно, по фактам несоответствия улиц, указанных в предписаниях, требованиям абзаца № 1 раздела 3, п.3.1.6, п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93, а именно, наличия снежных валов на пешеходном переходе и ближе 5 метров от него, обнаруженным 22.01.2018 г., в 14 час. 50 мин., на ул.Островной в г.Пензе, и сужения проезжей части снежными валами, обнаруженным 23.01.2018 г., в 9 час. 59 мин., на ул.Рахманинова в г.Пензе. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Раздел 3 ГОСТ Р 50597-93 устанавливает, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна, должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Пунктом 3.1.6 названного государственного стандарта предусмотрены сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно -эксплуатационных характеристик, которые составляют: для дорог группы А - 4 часа, для дорог группы Б - 5 часов, для дорог группы В - 6 часов. При этом нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ. Пунктом 3.1.8 вышеуказанного ГОСТа установлено, что формирование снежных валов не допускается: на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; ближе 5 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; на тротуарах. Согласно п.2.1 раздела «Дорожная классификация зимней скользкости» ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р, виды снежно-ледяных отложений, образующихся на дорожном покрытии, по внешним признакам подразделяют на: рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед. Пунктом 5.2 ГОСТ Р50597-93 установлено, что контроль линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц, следует осуществлять с помощью линейки или рулетки. Контроль других параметров, не имеющих количественной оценки, осуществляется визуально. В соответствии с п.6.1.1 ОДМ «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», утвержденного письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис, непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающего работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы автомобильных дорог. Пунктом 6.1.5 данного документа определено, что уровень зимнего содержания принимается соответственно требованиям табл.6.1, согласованной с ГОСТ Р 50597-93, из которой следует, что ширина очистки проезжей части улиц и дорог, интенсивность движения на которых составляет более 500 автомобилей в сутки, должна составлять 100%. Из анализа вышеперечисленных норм следует, что под зимней скользкостью и снежными валами в ГОСТ Р50597-93 подразумеваются различные снежно-ледяные отложения, образующиеся на поверхности дороги ввиду выпадения осадков или перепада температур, которые не имеют отношения к элементам обустройства и материалам, из которых выполнено дорожное покрытие, и их физическому состоянию. При этом данные недостатки не имеют количественной оценки, установленной ГОСТ Р50597-93, в связи с чем могут быть обнаружены только визуально. Кроме того, согласно решению Коллегии евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 г. N 159 «О перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), и перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе, правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования», утверждён Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827. Согласно данному перечню, ГОСТ 33181-2014 применяется на добровольной основе для обеспечения соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Пунктом 5 вышеуказанного регламента установлено, что требования данного технического регламента не распространяются на автомобильные дороги, не относящиеся к автомобильным дорогам общего пользования, - такие, как автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях. Абзацем вторым вышеуказанного регламента определено, что технические требования настоящего технического регламента при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации также не распространяются на улицы населенных пунктов. Согласно ч.3 ст.7 ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Таким образом, требования ГОСТ 33181-2014 не распространяются на улицы населённого пункта, и данный стандарт не может быть применён при оценке степени соответствия нормам безопасности улиц г.Пензы, на которых были выявлены нарушения, и на основании которых были вынесены оспариваемые предписания, в отличие от требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», который, в свою очередь, не определяет количественных показателей для снежных валов и зимней скользкости в виде рыхлого снега, выявляемых визуально. В связи с этим акты о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленные сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Пензе в ходе надзора за дорожным движением по фактам несоответствия улиц, указанных в оспариваемых предписаниях, требованиям абзаца № 1 раздела 3, п.3.1.6, п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93, а именно, фактам наличия снежных валов на пешеходном переходе и ближе 5 метров от него, обнаруженным 22.01.2018 года, в 14 час. 50 мин., на ул.Островной в г.Пензе, и сужения проезжей части снежными валами, обнаруженным 23.01.2018 года, в 9 час. 59 мин., на ул.Рахманинова в г.Пензе, составлены объективно и правомерно, а предписания от 23.01.2018 года - о ликвидации снежных валов на пешеходном переходе и ближе 5 метров от него на ул.Островной, от 24.01.2018 года - о ликвидации зимней скользкости в виде рыхлого снега и ликвидации снежных валов у бордюров, сужающих проезжую часть, на ул.Рахманинова от ул.Тернопольской до ул.Лозицкой и предписание от 25.01.2018 года о ликвидации зимней скользкости в виде рыхлого снега и ликвидации снежных валов у бордюров, сужающих проезжую часть, на ул.Рахманинова от ул.Тернопольской до ул.Лозицкой были выданы законно и являются обязательными к исполнению. Законность оспариваемых предписаний была проверена мировым судьей судебного участка № 7 Октябрьского района г.Пензы при рассмотрении протоколов об административном правонарушении по ч.28 ст.19.5. КоАП РФ, составленным по фактам неисполнения требований данных предписаний, составленных 29.01.2018 года и 30.01.2018 года. В результате, постановлениями: № 5-129 от 02.03.2018 года и № 5-132 от 07.03.2018 года предписания были признаны законными, а МУП «Пензадормост» признано виновным в их неисполнении. Кроме того, в 2017 году МУП «Пензадормост» уже обжаловало постановления мирового суда о привлечении к административной ответственности по ст.19.5. КоАП РФ по фактам несвоевременного исполнения предписаний, ссылаясь на аналогичные обстоятельства о незаконности предписаний ввиду несоблюдения порядка надзора за деятельностью юридических лиц и неправильного применения требований стандартов в части зимнего содержания дорог, однако данные доводы были отклонены как апелляционной, так и надзорной инстанцией.

На основании изложенного Матюкин А.П. просил в удовлетворении заявленных МУП «Пензадормост» в административном исковом заявлении требований о признании незаконными предписаний: от 23.01.2018 года о ликвидации снежных валов на пешеходном переходе и ближе 5 метров от него на ул.Островной, от 24.01.2018 года о ликвидации зимней скользкости в виде рыхлого снега и ликвидации снежных валов у бордюров, сужающих проезжую часть, на ул.Рахманинова от ул.Тернопольской до ул.Лозицкой и от 25.01.2018 года о ликвидации зимней скользкости в виде рыхлого снега и ликвидации снежных валов у бордюров, сужающих проезжую часть, на ул.Рахманинова от ул.Тернопольской до ул.Лозицкой отказать.

В настоящее судебное заседание представитель административного ответчика Пудняева П.Н. и заинтересованного лица УМВД России по г.Пензе Матюкин А.П., будучи извещенным, не явился, в письменном заявлении просил закончить рассмотрение дела в его отсутствие.

ОГИБДД УМВД России по г.Пензе определением судьи от 28.02.2018 года исключен из состава заинтересованных лиц, так как Отдел не является юридическим лицом.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ст.1 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства, путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно п.1 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

В соответствии с п.12 ст.3 названного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ст.3 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения, согласно пункту 6 части 1 статьи 13 того же Федерального закона, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п.2 ст.12 ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, наряду с прочим, содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В силу п.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения; все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна, согласно абзацу 1 раздела 3 ГОСТа Р 50597-93, должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Согласно п.3.1.6 и таблице 4 ГОСТа Р 50597-93, нормативный срок ликвидации зимней скользкости с момента ее обнаружения до полной ликвидации для дороги группы В (с интенсивностью движения менее 1 000 автомобилей в сутки) составляет 6 часов.

Данный максимальный временной предел и был установлен административным ответчиком административному истцу в оспариваемых предписаниях в качестве срока их выполнения.

При этом суд отмечает, что оспариваемое предписание от 24.01.2018 года, как видно из представленных в суд административным ответчиком документов, административному истцу надлежаще вручено не было, поэтому, в отличие от рассматриваемых предписаний от 23.01.2018 года и от 25.01.2018 года, его неисполнение (срок исполнения – 6 часов с момента получения) не повлекло негативных последствий для МУП «Пензадормост» в виде привлечения к административной ответственности по ч.28 ст.19.5. КоАП РФ, однако административные исковые требования уточнены не были.

В силу п.3.1.8. ГОСТа Р 50597-93 формирование снежных валов не допускается: на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; ближе 5 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; на тротуарах.

В соответствии с п.5.2. ГОСТа Р 50597-93 контроль линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц, следует осуществлять с помощью линейки или рулетки; контроль других параметров, не имеющих количественной оценки, осуществляется визуально.

Согласно абзацам 1-4 пункта 2.1 раздела 2 «Дорожная классификация зимней скользкости» Отраслевого дорожного методического документа (далее – ОДМ) «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р, все виды снежно-ледяных отложений, образующихся на дорожном покрытии, по внешним признакам подразделяют на рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед; определяют каждый вид скользкости по следующим признакам:

- рыхлый снег откладывается на дорожном покрытии в виде ровного по толщине слоя; плотность свежевыпавшего снега может изменяться от 0,06 до 0,20 г/см3; в зависимости от содержания влаги снег может быть сухим, влажным и мокрым; при наличии слоя рыхлого снега на дорожном покрытии коэффициент сцепления шин с покрытием снижается до 0,2;

- снежный накат представляет собой слой снега, уплотненного колесами проходящего автотранспорта; он может иметь различную толщину - от нескольких миллиметров до нескольких десятков миллиметров - и плотность от 0,3 до 0,6 г/см3; коэффициент сцепления шин с поверхностью снежного наката составляет от 0,1 до 0,25;

- стекловидный лед появляется на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм и изредка в виде матовой белой шероховатой корки толщиной до 10 мм и более; отложения стекловидного льда имеют плотность от 0,7 до 0,9 г/см3, а коэффициент сцепления составляет от 0,08 до 0,15; этот вид зимней скользкости является наиболее опасным; отложения льда в виде матово-белой корки имеют плотность от 0,5 до 0,7 г/см3.

При этом снежный вал – это накопление снега в виде продольного вала, образованного в результате сдвигания снега с дорожного покрытия.

Таким образом, под зимней скользкостью и снежными валами подразумеваются различные снежные и снежно-ледяные отложения, образующиеся на поверхности дорог ввиду выпадения осадков или перепада температур, которые не имеют отношения к элементам обустройства дорог и материалам, из которых выполнено дорожное покрытие, а также их физическому состоянию.

Данные недостатки дорожного покрытия не имеют количественной оценки, установленной ГОСТ Р 50597-93, в связи с чем могут быть обнаружены только визуально.

В соответствии с п.6.1.1 ОДМ «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», утвержденного письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис, непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающего работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы автомобильных дорог.

Пунктом 6.1.5 того же ОДМ «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» определено, что уровень зимнего содержания принимается соответственно требованиям табл.6.1, согласованной с ГОСТ Р 50597-93, из которой следует, что ширина очистки проезжей части улиц и дорог, интенсивность движения на которых составляет от 100 до 500 автомобилей в сутки, должна составлять 100%.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 22.01.2018 года, в 14:50 мин., на участке дороги по адресу: г.Пенза, ул.Островная, напротив дома № 25, на пешеходном переходе, имеется снежный вал, затрудняющий движение пешеходов, в связи с чем в тот же день ИДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г.Пензе ФИО7 составил акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, а 23.01.2018 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г.Пензе Рудняевым П.Н. было выдано предписание МУП «Пензадормост» о необходимости устранения выявленного нарушения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области безопасности дорожного движения, а именно, п.3.1.8 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», - в 6-часовой срок ликвидировать снежные валы на пешеходном переходе и ближе 5 метров от него на ул.Островной, 25, информацию о ходе выполнения предписания представить по адресу: г.Пенза, ул.Толбухина, 12.

Копия названного предписания от 23.01.2018 года была вручена сотруднику МУП «Пензадормост» в 16:00 час. 23.01.2018 года, что видно из отметки на оригинале предписания, но в установленный срок оно выполнено не было.

Последнее не оспаривалось административным истцом, следует из протокола об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, составленного 29.01.2018 года, в 14 час. 30 мин., в г.Пензе, по ул.Толбухина, 12, государственным инспектором ДН отделения ДН ОГИБДД УМВД России по г.Пензе ФИО8 в отношении МУП «Пензадормост» по ч.28 ст.19.5 КоАП РФ, согласно которому, 23.01.2018 года, в 22 час. 00 мин., МУП «Пензадормост» не приняло меры по ликвидации снежного вала на пешеходном переходе и ближе 5 метров от него по адресу: г.Пенза, ул.Островная, 25.

К настоящему времени в законную силу не вступило, но мировым судьей судебного участка № 7 Октябрьского района г.Пензы вынесено, постановление от 02.03.2018 года по делу № 5-129/18, которым МУП «Пензадормост» признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.28 ст.19.5. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб..

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 23.01.2018 года, в 09:59 мин., на участке дороги по адресу: г.Пенза, ул.Рахманинова, 17, выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, в виде отсутствия горизонтальной линии разметки, сужения проезжей части, в связи с чем в тот же день дежурный ОБДПС ГИБДД УМВД России по г.Пензе ФИО9 составил акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, а 25.01.2018 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г.Пензе Рудняевым П.Н. было выдано предписание МУП «Пензадормост» о необходимости устранения выявленного нарушения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области безопасности дорожного движения, а именно, п.п.3.1.1, 3.1.3, 3.1.6, 3.1.8 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», - в 6-часовой срок ликвидировать зимнюю скользкость в виде рыхлого снега и ликвидировать снежные валы у бордюров, сужающие проезжую часть, в г.Пензе, на ул.Рахманинова, от ул.Тернопольской до ул.Лозицкой, информацию о ходе выполнения предписания представить по адресу: г.Пенза, ул.Толбухина, 12.

Копия названного предписания от 25.01.2018 года была вручена сотруднику МУП «Пензадормост» в 14:30 час. 25.01.2018 года, что видно из отметки на оригинале предписания, но в установленный срок оно выполнено не было.

Последнее не оспаривалось административным истцом, следует из протокола об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, составленного 30.01.2018 года, в 11 час. 00 мин., в г.Пензе, по ул.Толбухина, 12, государственным инспектором ДН отделения ДН ОГИБДД УМВД России по г.Пензе ФИО8 в отношении МУП «Пензадормост» по ч.28 ст.19.5 КоАП РФ, согласно которому, 25.01.2018 года, в 20 час. 30 мин., МУП «Пензадормост» не приняло меры по ликвидации сужающих проезжую часть снежных валов у бордюров на участке по ул.Рахманинова, от ул.Тернопольской до ул.Лозицкой.

К настоящему времени в законную силу не вступило, но мировым судьей судебного участка № 7 Октябрьского района г.Пензы вынесено, постановление от 07.03.2018 года по делу № 5-132/18, которым МУП «Пензадормост» признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.28 ст.19.5. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб..

Часть 28 статьи 19.5. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 настоящей статьи, а часть 27 статьи 19.5. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за Невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства (часть 27 введена Федеральным законом от 07.03.2017 N 26-ФЗ, до этого ей соответствовала часть 1 статьи 19.5. КоАП РФ).

При этом следует отметить, что, как видно из представленных в суд представителем административного ответчика документов, ранее МУП «Пензадормост» привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.19.5. КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, а именно, 31.01.2017 года в отношении него госинспектором отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г.Пензе ФИО8 составлялся протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, а то, что оно не приняло меры по выполнению в срок законного предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г.Пензе от 25.01.2017 года в срок 6 часов с момента получения по ликвидации снежного вала, расположенного ближе 5 метров от пешеходного перехода по адресу: г.Пенза, ул.Карпинского, напротив дома № 44, ул.Островная, напротив дома № 32, в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Октябрьского района г.Пензы от 15.03.2017 года по делу № 5-137/17 МУП «Пензадормост» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб..

Из названного постановления следует, что МУП «Пензадормост» в срок до 26.01.2017 года не исполнило предписание отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г.Пензе от 25.01.2017 года, в частности, не ликвидировало в шестичасовой срок с момента получения предписания снежные валы у пешеходных переходов на расстоянии 5 метров от них на ул.Карпинского напротив дома № 44 и на ул.Островной напротив дома № 32 г.Пензы и не представило письменно информацию о ходе выполнения предписания.

Решением судьи Октябрьского районного суда г.Пензы от 27.04.2017 года, принятым по делу № 12-197/17 по жалобе МУП «Пензадормост», названное выше постановление мирового судьи судебного участка № 7 Октябрьского района г.Пензы от 15.03.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5. КоАП РФ, в отношении МУП «Пензадормост», оставлено без изменения, а жалоба МУП «Пензадормост» - без удовлетворения.

Постановлением от 10.07.2017 года по делу № 4а-310/2017 и.о. председателя Пензенского областного суда ФИО10 были оставлены без изменения: постановление мирового судьи судебного участка № 7 Октябрьского района г.Пензы 17 марта 2017 года и решение судьи Октябрьского районного суда г.Пензы от 27 апреля 2017 года в отношении МУП «Пензадормост» по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, а жалоба МУП «Пензадормост» - без удовлетворения.

Из данного постановления и.о. председателя Пензенского областного суда ФИО10 следует, что факт совершения МУП «Пензадормост» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5. КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, законность предписания органа, виновность МУП в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, мировым судьей установлены правильно, отсутствие в актах указаний на применение сотрудниками ГИБДД измерительных приборов при определении наличия снежных валов ближе 5 метров от пешеходных переходов не свидетельствует о недопустимости составленных актов осмотра, к которым прилагается фототаблица, из которой наглядно видно наличие нарушений, а доводы жалобы о том, что ОГИБДД УМВД России по г.Пензе обязано направлять поднадзорному лицу уведомление о начале осуществления административной процедуры по надзору за дорожным движением, а также акт о выявленных нарушениях, дана оценка мировым судьей, оснований не согласиться с которой не имеется (такая обязанность у надзорного органа отсутствует).

В данном случае применительно к выявленным 22.01.208 года недостаткам в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) ИДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г.Пензе была произведена фотофиксация недостатков (две фотографии – в деле), а применительно к выявленным 23.01.208 года недостаткам в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) дежурным ОБДПС ГИБДД УМВД России по г.Пензе также была произведена фотофиксация недостатков (три фотографии – в деле), и составлена схема к протоколу осмотра дорожно-транспортного происшествия с участием двух понятых, из которой видны замеры проезжей части дороги.

В силу п.6 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с положениями п.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность, в том числе, и содержание дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения городского округа и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Исходя из положений указанных правовых норм, соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе, и в части осуществления контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Как видно из материалов дела, МУП «Пензадормост» имело возможность обеспечить безопасность дорожного движения при содержании дорог, но им не были приняты все необходимые для этого меры.

Согласно п.1 и абз.1 и 2 п.2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 года N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения; Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами, независимо от формы собственности, и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства; решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц, независимо от формы собственности, и иных организаций, должностных лиц и граждан.

В силу п.8 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации руководители подразделений Госавтоинспекции на районном уровне являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе, по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе "Байконур", а их заместители - заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе, по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе "Байконур"; указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями территориальных органов Министерства внутренних дел по субъектам Российской Федерации по представлениям руководителей территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе, по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, руководителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур", согласованным с руководителями подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

Из подп. «б» п.12 названного Положения следует, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

В соответствии с п.2 ст.30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017 года) "О безопасности дорожного движения" федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора), согласно их компетенции, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст.2 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации; порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними административными регламентами.

Согласно подп.9.7. п.9 Административного регламента МВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 30.03.2015 года № 380, сотрудники при исполнении государственной функции имеют право: давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах главные инспектора безопасности дорожного движения при исполнении вышеуказанной государственной функции имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Приказом начальника УМВД России по Пензенской области № 24 л.с. от 24.03.2017 года Рудняев П.Н. с 04.04.2017 года назначен на должность начальника отдела ГИБДД УМВД России по г.Пензе, в связи с чем он является должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, правомочным давать предписания об устранении нарушений законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, Рудняев П.Н. правомочен был давать МУП «Пензадормост» оспариваемые предписания.

В силу п.33 Административного регламента МВД РФ исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: 33.1. Организация плановой проверки (подп.33.1.); организация внеплановой проверки (подп.33.2.); проведение проверки (подп.33.3.); оформление результатов проверки (подп.33.4.); систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (подп.33.5.); надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме (подп.33.6.).

В соответствии п.50 названного Административного регламента предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог; предоставляемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем услуги (выполняемая работа) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований безопасности.

Согласно п.73 того же Административного регламента, в случае выявления нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается предписание и принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении.

В силу п.81. Административного регламента МВД РФ основанием для начала осуществления административной процедуры является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу; надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.

В соответствии с п.82 того же Административного регламента при надзоре за дорожным движением осуществляется: выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог; получение информации о выполнении требований о прекращении противоправных действий, выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований безопасности, внесенных в соответствии с федеральным законом представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений, о проведении мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, а также о проведении или завершении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту автомобильных дорог и вводе в эксплуатацию.

В силу п.83. Административного регламента МВД РФ при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе: расстояния видимости; ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; наличие элементов водоотвода; наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; продольная ровность и колейность дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; средняя скорость движения транспортного потока; места производства работ на дороге; система информационного и маршрутного ориентирования; объекты дорожного сервиса; средства наружной рекламы.

Согласно п.84 названного Административного регламента, в зимний период дополнительно контролируется соблюдение обязательных требований безопасности: к срокам ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки; местам формирования и времени уборки снежных валов; осуществлению мероприятий по снегозадержанию и противолавинных мероприятий.

Из п.87.3. Административного регламента МВД РФ следует, что обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

При таких обстоятельствах вышеуказанные предписания по установленным фактам несоответствия обязательным требованиям безопасности автомобильных дорог были выданы в качестве мер реагирования, предусмотренных Административным регламентом МВД РФ, в связи с чем, как верно указано представителем административного ответчика и заинтересованного лица, соблюдение порядка проведения проверок, согласно ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, не требуется.

Таким образом, оспариваемые предписания были выданы в соответствии с приказом МВД № 380 от 30.03.2015 года в качестве мер реагирования на акты о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленные сотрудниками ОБДПС ГИБДД УМВД России по г.Пензе в ходе надзора за дорожным движением, а именно, по фактам несоответствия улиц, указанных в предписаниях, требованиям п.п.3.1.1, 3.1.3, 3.1.6, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93, а именно, наличия снежных валов на пешеходном переходе и ближе 5 метров от него, обнаруженным 22.01.2018 г., в 14 час. 50 мин., на ул.Островной в г.Пензе, напротив дома № 25, и зимней скользкости в виде рыхлого снега, а также сужения проезжей части дороги снежными валами у бордюров, обнаруженным 23.01.2018 г., в 9 час. 59 мин., на ул.Рахманинова в г.Пензе, от ул.Тернопольской до ул.Лозицкой.

Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 N 159 (ред. от 28.02.2017) "О Перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), и Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе, правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования" утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827, и Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе, правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827.

Как следует из "ГОСТ 33181-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания" (введен в действие приказом Росстандарта от 11.08.2015 N 1121-ст), настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к уровню зимнего содержания.

Согласно п.3 ст.7 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании", технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента; технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе, в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения; технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Таким образом, требования ГОСТ 33181-2014 не распространяются на улицы населённого пункта, и данный стандарт не может быть применен при оценке степени соответствия нормам безопасности улиц г.Пензы, на которых были выявлены нарушения, и на основании которых были вынесены оспариваемые предписания, в отличие от требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», который, в свою очередь, не определяет количественных показателей для снежных валов и зимней скользкости в виде рыхлого снега, выявляемых визуально.

При таких обстоятельствах акты о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленные сотрудниками ОБДПС ГИБДД УМВД России по г.Пензе в ходе надзора за дорожным движением, по фактам несоответствия улиц, указанных в оспариваемых предписаниях, требованиям вышеназванным требованиям ГОСТ Р 50597-93, составлены объективно и правомерно, а предписания: от 23.01.2018 года о ликвидации снежных валов на пешеходном переходе и ближе 5 метров от него на ул.Островной, 25 и от 25.01.2018 года о ликвидации зимней скользкости в виде рыхлого снега и ликвидации снежных валов у бордюров, сужающих проезжую часть дороги на ул.Рахманинова, от ул.Тернопольской до ул.Лозицкой, были выданы законно и являлись обязательными к исполнению, в связи с чем суд приходит к выводу об оставлении без удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.

Доводы административного истца, приведенные в административном исковом заявлении, основаниями для его удовлетворения ввиду установленного судом при рассмотрении данного дела не являются.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования МУП «Пензадормост» к главному государственному инспектору дорожного движения по г.Пензе Рудняеву Павлу Николаевичу о признании предписаний незаконными оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 09.04.2018 года.

СУДЬЯ