ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6057/2017 от 25.09.2017 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2017 года г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., с участием представителя административного истца помощника прокурора Западного округа г.Краснодара ФИО2, представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО3, при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным бездействий,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, в котором просит признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов Краснодарского края в части непринятия необходимых мер, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию водного объекта <адрес> и возложить на министерство обязанность разработать проект экологической реабилитации <адрес>, на основании которого провести мероприятия, направленные на восстановление и экологическую реабилитацию водного объекта.

В обоснование требований указывает, что в результате проверки обращения главы администрации Полтавского сельского поселения <адрес> соблюдения законодательства об охране водных объектов установлено, что на территории <адрес> расположен объект <адрес>, протяженностью 35 км., находящаяся в федеральной собственности. В 2015 году по результатам исследования русла реки установлено, что водный объект нуждается в проведении мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации, на министерство природных ресурсов Краснодарского края возложена обязанность по проведению водохозяйственных мероприятий, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию реки, которые до настоящего времени не проведены.

В результате бездействия административного ответчика происходит загрязнение водного объекта и может привести к гибели водных биологических ресурсов, в связи с чем, предъявлен настоящий иск.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Западного округа г.Краснодара ФИО2 заявленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв на заявленные требования.

Представитель администрации Полтавского сельского поселения <адрес> по доверенности ФИО3, заявленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Представители заинтересованных лиц администрации муниципального образования <адрес>, Кубанского бассейнового водного управления, ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Учитывая надлежащее извещение заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам

Как видно из материалов дела, на территории <адрес> расположен объект <адрес>, протяженностью 35 км., находящаяся в федеральной собственности, код водного объекта 06020.

В 2015 году специалистами министерства природных ресурсов Краснодарского края совместно с представителями Кубанского бассейнового водного управления, ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», проектным институтом и администрацией <адрес> проведено комиссионное обследование русла <адрес>, по результатам исследования установлено, что водный объект нуждается в проведении мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации, на министерство природных ресурсов Краснодарского края возложена обязанность по проведению водохозяйственных мероприятий, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию реки, которые до настоящего времени не проведены.

В силу части 1 статьи 55 Водного Кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий.

Следуя положениям статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий обязан осуществлять собственник водного объекта.

В соответствии со статьей 8 ВК РФ, собственником реки ФИО1 является Российская Федерация.

В силу статьи 26 ВК РФ полномочия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, полностью расположенных на территории субъектов Российской Федерации, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, указанные меры осуществляются за счет средств федерального бюджета и включают в себя определенный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ перечень мероприятий, таких как:

- увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы;

- предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, приобретение гидрометерологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения);

проведение ледокольных, ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблению прочности льда;

- мероприятия по противопаводковой защите, включающие уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчаногравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы.

Указанный перечень мероприятий является закрытым, расширению и иному толкованию не подлежит и при этом не включает в себя восстановление и экологическую реабилитацию водоемов.

При этом согласно Положению о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции участие в реализации государственной политики, в том числе, в области водных отношений. Однако, осуществление мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов на территории Краснодарского края в полномочия министерства не входит.

Вместе с тем, мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод возможны к реализации путем их включения в государственную программу Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства», на основании Порядка планирования бюджетных ассигнований министерства природных ресурсов Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Для финансирования указанных мероприятий органы местного самоуправления представляют в министерство до 1 июля текущего года (для включения в план финансирования на следующий год) заявку и пакет документов, обосновывающих целесообразность и необходимость проведения работ. Приказ министерства находится в общем доступе на официальном сайте министерства природных ресурсов Краснодарского края в сети «Интернет» (mprkk.ru).

Указанный Порядок был доведен до глав муниципальных образований, им предлагалось предоставить обосновывающий комплект документов, необходимых для включения в план бюджетных ассигнований на плановый период в установленный Порядком срок.

Соответствующие документы с заявлением о необходимости проведения работ по предотвращению негативного воздействия вод от муниципального образования <адрес> в министерство не предоставлялись.

Довод прокурора о том, что на основании заседания Бассейнового Совета Кубанского бассейнового округа от ДД.ММ.ГГГГ на министерство возложена обязанность по проведению водохозяйственных мероприятий, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию реки ФИО1 со сроком исполнения в 2016 году не состоятелен в связи с тем, что Бассейновый Совет <адрес> осуществляет разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов, однако, не имеет полномочий по обязанию органов государственной власти к исполнению каких-либо мероприятий.

Бездействие - это виновное, противоправное поведение, выражающееся в не совершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей.

Ответственность за бездействие возможна только при наличии ряда условий.

Во-первых, на субъект возлагается обязанность действовать соответствующим образом при наступлении соответствующих юридических фактов. Во-вторых, у субъекта должна быть реальная возможность действовать соответствующим образом. В-третьих, данная обязанность должна вытекать из нормативно-правового акта или договора. Отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных обстоятельств означает прекращение бездействия и, соответственно, невозможность признания такового незаконным.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что доводы прокурора <адрес> не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, возлагают на министерство исполнение обязательств, не предусмотренных его полномочиями, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным бездействий в части непринятия необходимых мер, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию водного объекта <адрес>, возложении обязанности разработки проекта экологической реабилитации <адрес>, на основании которого провести мероприятия, направленные на восстановление и экологическую реабилитацию водного объекта, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара.

Председательствующий –