Дело №2а-605/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2017 года с. Павловск
Павловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Кречетовой О.А.,
при секретаре Бекметовой Ю.Ю.,
с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к индивидуальному предпринимателю ФИО4 о возложении обязанности предоставить отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов за 2015,2016 годы,
установил:
Министерство природных ресурсов Алтайского края обратилось в суд с административным иском к индивидуальному предпринимателю ФИО4 о возложении обязанности предоставить отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов за 2015,2016 годы, в обоснование требований административный истец указал, что в соответствии с ч.8 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Такой Порядок утвержден Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 17.12.2015 № 1432 и предусматривает, что отчетность должна предоставляться в Министерство природных ресурсов Алтайского края по результатам календарного года, до 15 января следующего года. ИП ФИО4 согласно сведениям единого реестра отнесена к малому предприятию, в нарушение установленного порядка не представила отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов за 2015,2016 годы в уполномоченный орган.
Определением судьи Павловского районного суда от 05 июля 2017 года было отказано в принятии искового заявления Министерства природных ресурсов Алтайского края в связи с тем, что заявление должно рассматриваться в порядке административного судопроизводства.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 августа 2017 года определение от 05 июля 2017 года было отменено, материал направлен в суд для решения вопроса о принятии искового заявления к производству в прядке надлежащего судопроизводства.
Определением судьи Павловского районного суда от 21 сентября 2017 года административный иск принят к производству суда.
Представители административного истца ФИО1, ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, указали, что ИП ФИО4 является субъектом малого предпринимательства, осуществляет деятельность на объектах, подлежащих региональному экологическому надзору, поэтому обязана представлять отчетность в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 17.12.2015 № 1432. До 31.12.2015 отчетность должна была предоставляться административным ответчиком в Росприроднадзор в соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), устанавливающий требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30, однако не предоставлялась. Поскольку с 01.01.2016 полномочия по приему отчетности переданы на региональный уровень, административные истцы считали, что имеют право требовать предоставления отчетности за 2015 год. Срок обращения в суд считали не пропущенным, также указывали на наличие уважительных причин обращения в суд в связи с занятостью, большим количеством объектов, подлежащих региональному экологическому надзору.
Административный ответчик ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена путем вручения судебного извещения 13.10.2017, что подтвердил ее представитель ФИО3, о наличии уважительных причин неявки не сообщила, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика ФИО3 административный иск не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, в частности указал на то, что при принятии иска он должен был быть оставлен без движения в силу ст. 130 КАС РФ, чего не было сделано, в результате был нарушен баланс интересов сторон. Также указал на то, что ИП ФИО4 получила статус субъекта малого предпринимательства с момента включения ее налоговым органом в соответствующий реестр, и только с этого момента несет возложенные на таких субъектов обязанности. По мнению представителя, обязанность по подаче отчетности возложены на ИП ФИО4 в силу закона, поэтому дополнительное возложение такой обязанности судебным актом не требуется и будет носить характер двойной обязанности. Также ФИО3 указал, что федеральные ведомственные акты имеют приоритет над региональными актами, в связи с чем применению подлежит действующий Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 №30, согласно которому субъекты малого предпринимательства обязаны предоставлять отчетность по отходам в территориальный орган Росприроднадзора, что, по мнению представителя административного ответчика, порождает коллизию норм, порождает неопределенность в вопрос о надлежащем административном истце. Ссылаясь на положения ст. 1 Закона Алтайского края от 11.11.2003 №52-ЗС, Закона Алтайского края от 09.11.2006 №122-ЗС, представитель считал, что региональный экологический надзор осуществляется на основании законов и нормативно-правовых актов, к которым не может быть отнесен Приказ Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 17.12.2015 № 1432. Также представитель административного ответчика заявил о пропуске административным истцом 3-х месячного срока, установленного ст.219 КАС РФ, поскольку административному истцу стало известно о нарушении ИП ФИО4 требования о сдаче отчетности 16.10.2017, тогда как с иском в суд он обратился 30.06.2017.
Выслушав пояснения представителей административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ИП ФИО4 и находит административный иск Министерства природы Алтайского края подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с п.3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, действовавшей до 01.01.2016, субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), устанавливающий требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов был утвержден Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30.
Пунктами 3 - 6 указанного Порядка предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ внесены изменения в правовое регулирование, ряд статей, в том числе статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", изложены в новой редакции, которая действует с 01.01.2016 (п.4 ст. 24 Закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).
В частности, в силу ст. 6 Закона «Об отходах производства и потребления» с 01.01.2016 к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля.
Кроме того, п.7 ст. 18 указанного Федерального закона №89-ФЗ устанавливает, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. 8 ст. 18 Закона "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Алтайского края №52-ЗС от 11.11.2003 в ст.2 определено, что органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим региональный государственный экологический надзор на территории края, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (до 01.01.2017 – соответственно Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края).
Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 17.12.2015 № 1432 (в ред. от 23.05.2017) утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее- Порядок от 17.12.2015), который вступил в силу с 01.01.2016.
Согласно пунктам 2-6 Порядка от 17.12.2015 этот нормативно-правовой акт предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Указанные субъекты представляют Отчетность в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Министерство) в уведомительном порядке. Отчетный период составляет один календарный год. В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности субъектом малого и среднего предпринимательства в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя - субъекта малого и среднего предпринимательства. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетность составляется по форме, указанной в Приложении к данному Порядку, на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на оптическом носителе (CD/DVD диск), - представляется в Министерство.
Также указанным Порядком от 17.12.2015 установлены требования к содержанию и форме отчетности, формы отчета.
На основании п.14 п.15 Порядка от 17.12.2015 отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в Министерство или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Министерство регистрирует Отчетность, представленную отчитывающимися субъектами малого и среднего предпринимательства, и ведет учет и контроль отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов.
Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 152 утверждено Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края", в силу подпунктов 17 и 21 пункта 2.1 Положения Министерство, помимо прочего, наделено следующими полномочиями: в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Алтайского края, осуществляет региональный государственный экологический надзор (включая региональный государственный надзор в области обращения с отходами); осуществляет прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и устанавливает порядок ее представления и контроля.
Пунктом 2.2 Положения Министерству с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право предъявлять иски о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а также иные иски и заявления, связанные с реализацией полномочий Министерства.
Доводы представителя административного ответчика о том, что Приказ Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 17.12.2015 № 1432 не является нормативно-правовым актом и не подлежит применению, Министерство природных ресурсов Алтайского края является ненадлежащим истцом по заявленным требованиям судом отклоняются, как основанные на неверном толковании правовых норм, поскольку п.8 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» прямо предусматривает необходимость установления порядка предоставления отчетности уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, каковым и являлось на 17.12.2015 Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Вопреки доводам представителя административного ответчика какого-либо противоречия в правовом регулировании не имеется, федеральным законодателем и нормативно-правовыми актами регионального уровня четко определен орган, который с 01.01.2016 полномочен принимать соответствующую отчетность, а также порядок предоставления такой отчетности- Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, которое с 01.01.2017 реорганизовано в Министерство природных ресурсов Алтайского края.
Таким образом, с 01.01.2016 на субъектов малого и среднего предпринимательства возложена обязанность по предоставлению отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в Министерство природных ресурсов Алтайского края (ранее Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края), до 01.01.2016 такая обязанность у них отсутствовала.
Поскольку полномочия по приему отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, предоставлены Министерству природных ресурсов Алтайского края только с 01.01.2016, с этой же даты вступил в силу Порядок предоставления такой отчетности, утвержденный Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 17.12.2015 № 1432, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца к ИП ФИО4 о предоставлении соответствующей отчетности за 2015 год не основаны на законе.
Доказательств того факта, что федеральным органом исполнительной власти (Росприроднадзором) переданы административному истцу полномочия требовать от административного ответчика предоставления указанной отчетности за 2015 год суду не представлено. С учетом изложенного суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца в части возложения на ИП ФИО4 обязанности по предоставлению отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов за 2015 год.
Вместе с тем, суд находит доводы административного истца о необходимости возложения на ИП ФИО4 обязанности по предоставлению такой отчетности за 2016 год заслуживающими внимания.
Как следует из приведенных выше правовых норм отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов обязаны представлять субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Понятие термина «субъекты малого и среднего предпринимательства» дано в п.1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» -это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
В ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ установлены категории субъектов малого и среднего предпринимательства и условия, определяющие отнесение хозяйствующих субъектов по категориям.
В силу п.1 ст. 4 Закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 этой статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно п. 1.1 ст. 4 Закона для отнесения индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: до ста человек для малых предприятий, от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий.
доход индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (до 01 августа 2016 года максимально 2 млрд. руб.).
Для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, категория определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 указанной статьи (п.3 ст.4 Закона).
С 01.01.2016 действует ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которой сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 данного Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей
На основании п.4 ст.4.1 Закона внесение сведений об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 данной статьи.
Таким образом, наличие у индивидуального предпринимателя статуса субъекта малого или среднего предпринимательства зависит от объективных критериев (доход и численность работников), соответственно, внесение сведений о ИП в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства носит правоподтверждающий, информационный характер, и не является определяющим при установлении такого статуса. Налоговым органом при внесении сведений в единый реестр используются сведения о доходе и численности работников ИП за предшествующий календарный год.
Судом установлено, что ФИО4 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 02.09.1998 (ОГРНИП <***>), деятельность ею не прекращена до дня рассмотрения дела. Основной вид деятельности ИП - торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах, дополнительные виды деятельности – торговля непродовольственными товарами различных видов.
01.08.2016 ИП ФИО4, на основании данных за 2015 год, включена налоговым органом в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие, данная запись является действительной.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что на протяжении 2016 года ИП ФИО4 являлась субъектом малого предпринимательства, что административным ответчиком не опровергнуто.
Согласно п.1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. (п.4 ст. 65 Закона №7-ФЗ).
Порядок организации и осуществления на территории Алтайского края регионального государственного экологического надзора утвержден Постановлением Администрации Алтайского края от 26.12.2012 № 729.
При этом п.6 и п.7 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Судом установлено, что в пользовании ИП ФИО4 имеется ряд объектов, которые используются ею при осуществлении предпринимательской деятельности, в частности: нежилое помещение по адресу: <адрес>; нежилое помещение по адресу: <адрес> нежилое здание по адресу: <адрес>; что подтверждается выпиской из ЕГРН, пояснениями представителя административного ответчика, показаниями свидетеля ФИО5
02.09.2016 Главным управление природных ресурсов и экологии Алтайского края ИП ФИО4 выдано разрешение №202/2016 на срок до 25.07.2021 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объекте: промплощадка по адресу: <адрес>.
Данная площадка предприятия (котельная, торговые помещения) по адресу: <адрес> (введена в эксплуатацию 02.09.1998) поставлена Министерством природных ресурсов Алтайского края на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 4 категории, что подтверждается свидетельством №BFOB0JOM от 16.05.2017.
Исходя из изложенного, принимая во внимание установленные Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903 критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, суд приходит к выводу о том, что объекты, используемые ФИО4 в ее деятельности, не подлежат федеральному экологическому надзору, соответственно, по принципу исключения, они подлежат региональному экологическому надзору.
Также судом установлено, что в результате предпринимательской деятельности ИП ФИО4 на используемых объектах образовывались отходы.
Так, согласно приказу ИП ФИО4 №17-п от 31.12.2015 ответственными по обращению с отходами потребления назначены администратор Гримзина Т.О., бухгалтер ФИО6, на которых также возложена обязанность по проведению производственного экологического контроля в магазинах «Дарья», «Дашенька» и «Дашуля», бухгалтеру ФИО6 поручено вести учет накопления и передачи опасных отходов потребления сторонним организациям, имеющим лицензию по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и отходов потребления, заполнять формы отчетности и своевременно направлять их в соответствующие органы.
Кроме того, административным ответчиком представлена копия декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, представленная 09.03.2017 в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, к которой прилагается расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления, из которого следует, что за 2016 год на объектах, используемых ИП ФИО4, образовались отходы в общей массе 20,667 тонн, которые размещены на полигоне ООО «Авангард», <адрес><адрес>
Свидетель ФИО6 показала, что на нее возложена обязанность по предоставлению отчетности по отходам у ИП ФИО4, она предоставляет расчет платы за загрязнение окружающей среды, расчет предоставлялся единый по трем используемым ИП объектам – магазинам «Дарья», «Дашенька», «Дашуля», расположенным на <адрес> в <адрес>. О том, что необходимо было представлять отчеты в Минприроды Алтайского края она не знала, требований таких им не предъявляли. ИП ФИО4 осуществляет деятельность на трех объектах в <адрес>: <адрес>, накопление отходов производится по адресу <адрес>, затем отходы передаются для размещения.
Таким образом, судом установлено, что ИП ФИО4 является субъектом малого предпринимательства, осуществляла в 2016 году предпринимательскую деятельность на объектах, находящихся в <адрес> Алтайского края, подлежащих региональному экологическому надзору, в результате ее деятельности образовывались отходы, в связи с чем на административном ответчике лежит обязанность по представлению отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в порядке, установленном Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер>.
Доказательств того факта, что указанная отчетность была представлена в уполномоченный орган в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ либо до дня рассмотрения административного дела ИП ФИО4 не представила. Административный истец факт предоставления ИП ФИО4 такой отчетности отрицал. Таким образом, судом установлено, что возложенная на административного ответчика обязанность по предоставлению соответствующей отчетности в добровольном порядке не исполнена.
В связи с изложенным доводы представителя административного ответчика о возложении на ИП ФИО4 повторной обязанности по представлению отчетности суд отклоняет как безосновательные.
Доводы представителя административного ответчика о том, что предоставление указанной отчетности не имеет смысла, суд отклоняет.
Статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам охраны окружающей среды, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, относит: научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды, которое заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды (пункты 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).
Исходя из положений пункта 1 и 2 статьи 22 упомянутого закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, являясь одним из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Из приведенных законоположений следует, что соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (в частности нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) в совокупности должно ограничивать негативное воздействие на отдельные компоненты окружающей среды как от одного природопользователя, так и от всех природопользователей, расположенных на определенной территории, и таким образом обеспечивать нормативное состояние качества окружающей среды.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ под нормативами образования отходов понимается установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (абзац тринадцатый). Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (абзац двенадцатый).
Лимиты на размещение отходов в силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами (п.6 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 30.05.2016 № 901 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору».
В силу п.1 указанный Порядок устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимого количества отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
Согласно п.2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - субъекты малого и среднего предпринимательства), представляют в Министерство отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке.
Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства является количество отходов, фактически направленное на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Таким образом, на основании отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, Министерством природных ресурсов Алтайского края определяются лимиты на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства, что призвано ограничивать негативное воздействие на отдельные компоненты окружающей среды от данной категории природопользователей, и таким образом обеспечивать нормативное состояние качества окружающей среды.
Доводы представителя административного ответчика о незнании ИП ФИО4 положений законодательства, не предъявлении административным истцом каких-либо требований в досудебном порядке судом отклоняются, поскольку незнание закона не освобождает лицо от обязанности выполнения возложенных на него обязанностей, обязательный досудебный порядок для подобных споров не установлен.
Также суд не принимает во внимание доводы представителя административного ответчика о пропуске административным истцом 3-х месячного срока обращения в суд, установленного ст.219 КАС РФ, поскольку данный срок установлен для подачи административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (глава 22 КАС РФ), доводы представителя административного ответчика о применении положений данной статьи к иску органа исполнительной власти субъекта федерации о возложении на административного ответчика обязанности по устранению длящегося нарушения действующего природоохранного законодательства, несостоятельны. В данном случае административный иск предъявлен в разумный срок после истечения срока подачи отчетности, актуальности не утратил, поскольку истребуемая отчетность служит лимитом на размещение ИП ФИО4 отходов и необходима в целях определения предельно допустимого количества отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
Доводы представителя административного ответчика о процессуальных нарушениях, допущенных при принятии административного иска к производству суда, нарушении баланса интересов сторон, отклоняются как безосновательные, поскольку административный иск содержал необходимые сведения, был принят к производству суда в установленном порядке, копия его направлена административному ответчику, который получил его 26.09.2017, ознакомился с материалами дела, реализовал свое право на участие в судебном заседании посредством представителя.
С учетом изложенного, административный иск подлежит частичному удовлетворению, суд возлагает на ИП ФИО4 обязанность представить в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов за 2016 год (за период с 01.01.2016 по 31.12.2016) по форме, установленной Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 17.12.2015 № 1432.
Для исполнения решения суда административному ответчику следует установить разумный срок в 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к индивидуальному предпринимателю ФИО4 удовлетворить частично.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО4 обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов за 2016 год (за период с 01.01.2016 по 31.12.2016) в соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденным Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 17.12.2015 № 1432.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Павловский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья О.А.Кречетова