ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-605/19 от 14.02.2019 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

№2а-605/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2019 г. г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Щербакова А.В.,

при секретаре Жирковой Т.Ю.,

с участием: представителя административного истца Полякова М.А. /доверенность (номер обезличен)от (дата обезличена)/,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Орловской области), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование иска административный истец указал, что в результате проверки, проведенной по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, установлено, что продукция, реализуемая через интернет-магазин (информация скрыта)», на сайте (информация скрыта)/, а именно, биологически активные добавки (далее – БАДы), не соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», что подтверждается экспертным заключением. В составе БАДов обнаружены растительные и гормональные компоненты, входящие в перечень запрещенных для использования к пище, консервант (собрат калия) запрещенный для продукции, предназначенной для детского питания, а также в составе одного из образцов обнаружен продукт дикий клеверный мед), наиболее часто вызывающий аллергические реакции. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанного сайта и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Размещение в сети Интернет в свободном доступе подобной информации является незаконным. По изложенным основаниям Управление Роспотребнадзора по Орловской области просило признать информацию о дистационном способе продажи биологически активных добавок и лекарственных средств, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте (информация скрыта)/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области включить сведения о доменном имени и (или) указателе страницы сайта (информация скрыта)/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Орловской области по доверенности Поляков М.А. заявленные требования поддержал на доводах, изложенных в заявлении, просил суд удовлетворить административный иск.

Административный ответчик – представитель Управления Роскомнадзора по Орловской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 40 КАС РФ государственные органы, должностные лица могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно статье 40 Закона Российской Федерации №2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при осуществлении которого уполномоченный орган вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей, неопределенного круга лиц.

На основании постановления правительства РФ №154 от 06.04.2004 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

В силу пункта 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (номер обезличен) от 09.07.2012, Управление Роспотребнадзора по Орловской области имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав неопределенного круга потребителей.

На основании статьи 2 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ( далее – Закон об информации) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Пунктом 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу пунктов 1, 5 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В настоящем административном иске Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, заявляя требование о признании информации запрещенной, ставит вопрос об установлении правового состояния спорного информационного материала, который имеет юридическое значение для разрешения вопроса о его включении по правилам части 2 статьи 15.1 Закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и как следствие прекращения права на его распространение.

При разрешении спора судом было установлено, что (дата обезличена) была проведена экспертиза продукции, размещенной на сайте (информация скрыта)/, по заключению которой установлено, что ни один из образцов биологически активных добавок не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

Согласно экспертному заключению Центра коллективного пользования ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» от 26.01.2018 в состав биологически активной добавки входит гормон мелатонин, который в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к лекарственным средствам. В составе БАДов обнаружены растительные и гормональные компоненты, входящие в перечень запрещенных для использования к пище, консервант (собрат калия) запрещенный для продукции, предназначенной для детского питания, а также в составе одного из образцов обнаружен продукт дикий клеверный мед), наиболее часто вызывающий аллергические реакции.

В соответствии с пунктом 7.4.3 СанПиН 2.3.2.1290-03, реализуемы БАДы должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией.

Согласно пункту 7.4.6 СанПиН 2.3.2.1290-03 не допускается реализация БАД: не прошедших государственной регистрации; без удостоверения о качестве и безопасности; не соответствующих санитарным правилам и нормам; с истекшим сроком годности; при отсутствии надлежащих условий реализации; без этикетки, а также в случае, когда информация на этикетке не соответствует согласованной при государственной регистрации; при отсутствии на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Розничная торговля БАД осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски) (пункт 7.4.1).

При этом согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ №36 от 20.05.2009 «О надзоре за биологически активными добавками к пище (БАД)» розничная торговля БАД вне установленных пунктом 7.4.1 СанПиН 2.3.2.1290-03 объектов, в том числе путем дистанционной продажи и продажи через дистрибьюторов, является нарушением санитарно-эпидемиологических требований.

Статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.

Постановлением Правительства РФ №612 от 27.09.2007 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, пунктом 5 которых установлен запрет на покупку дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

В перечень товаров, свободная реализация которых запрещена, включены лекарственные средства (Указ Президента РФ №179 от 22.02.1992).

Таким образом, как следует из вышеприведенных норм действующего законодательства, на территории Российской Федерации продажа биологически активных добавок дистанционным способом через интернет не допускается.

Между тем, информация, размещенная на сайте (информация скрыта)/, демонстрирует возможность приобретения биологически активных добавок дистанционным способом, то есть носит противоправный характер и является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Частью 1 статьи 15.1 Закона об информации установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

Согласно части 5 статьи 15.1 Закона об информации одним из оснований включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что информация, размещенная на сайте (информация скрыта)/ о возможности приобретения биологически активных добавок, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, и, как следствие, данная информация подлежит включению в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на сайте (информация скрыта)/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области включить сведения о доменном имени и (или) указателе страницы сайта (информация скрыта) в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19.02.2019.

Судья: А.В. Щербаков