ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-605/20 от 18.11.2020 Шарлыкского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-605/2020

56RS0043-01-2020-000879-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 18 ноября 2020 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Морозовой С.П.,

при секретаре Егарминой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет странице, информацией, распространение которой запрещено, и обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с административным иском, указав на то, что прокуратурой в ходе проверки путём осуществления мониторинга сети Интернет выявлены интернет-страницы, на которых размещена информация о возможности получения денежных средств в долг, либо получение денежных средств в долг под расписку:

https://vk.com/club93557899;

http://dengi-za-raspisku.ru/vdolg/glavnaya;

http://zaim-v-dolg-srochno.ru/dengi/orenburg.html.

Вход на интернет-страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и воспользоваться информацией может любой интернет-пользователь, информация предоставляется неопределенному кругу лиц.

В едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вышеуказанные интернет-страницы не находятся.

По результатам изучения указанных интернет-страниц установлены многочисленные факты предложений (оферты) физических лиц, адресованных неопределенному кругу лиц о заключении договоров займа. Деятельность, которую осуществляют данные физические лица, является предпринимательской. С учетом характера деятельности (предоставление денежных средств на условиях возвратности, платности, срочности и с цело извлечения прибыли), прокурор считает, что такая деятельность подпадает под положения Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организаций», согласно которому такую деятельность могут осуществлять лишь субъекты микрофинансовой деятельности.

Поскольку микрофинансовую деятельность вправе осуществлять исключительно юридические лица, состоящие в реестре микрофинансовых организаций, доступ к информации, содержащейся на указанных Интернет сайтах необходимо ограничить.

Просил признать информацию, размещенную на интернет-сайте с URL-адресом: https://vk.com/club93557899; http://dengi-za-raspisku.ru/vdolg/glavnaya; http://zaim-v-dolg-srochno.ru/dengi/orenburg.html информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. И копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ФИО1 проезд, д. 7, стр. 2, <...>) для включения указателя интернет-сайта в сети «Интернет»: https://vk.com/club93557899; http://dengi-za-raspisku.ru/vdolg/glavnaya; http://zaim-v-dolg-srochno.ru/dengi/orenburg.html в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебное заседание административный истец прокурор Шарлыкского района Оренбургской области не явился, представил в суд заявление, за подписью заместителя прокурора Самарцева Е.А., согласно которому просил рассмотреть дело в отсутствие сотрудника прокуратуры.

От представителя заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Оренбургской области в суд поступил письменный отзыв, в котором они указали, что исходя из действующего законодательства, при поступлении в Управление Роскомнадзора по Оренбургской области решения суда о признании информации, размещенной на Интернет ресурсе, запрещенной к распространению в Российской Федерации, данный Интернет ресурс будет направлен в Роскомнадзор для внесения в «Единый реестр» при соблюдении условий, установленных законодательством.

Представители заинтересованных лиц: Хостинг-провайдер сайта ООО "В Контакте", ООО "ТаймВэб", ООО "Интернет-Про", извещенные судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, не явились.

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд полагает возможным рассмотреть административное дело без участия не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральным законодательством требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ст. 2 Закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установлении ограничений доступа к информации только федеральными законами.

В зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) (ч. 2 ст. 5).

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9).

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» (ч. 1 ст. 15.1).

В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1).

Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1).

Судом установлено, что Интернет - сайты https://vk.com/club93557899; http://dengi-za-raspisku.ru/vdolg/glavnaya; http://zaim-v-dolg-srochno.ru/dengi/orenburg.html содержат информацию о возможности получения денежных средств в долг, либо получение денежных средств в долг под расписку, что подтверждено распечатками скриншотов с указанных Интернет ресурсов, имеющихся в материалах дела.

По результатам изучения указанных интернет-страниц установлены многочисленные факты предложений (оферты) физических лиц, адресованных неопределенному кругу лиц о заключении договоров займа. Деятельность, которую осуществляют данные физические лица, является предпринимательской. С учетом характера деятельности (предоставление денежных средств на условиях возвратности, платности, срочности и с цело извлечения прибыли), такая деятельность подпадает под положения Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организаций», согласно которому такую деятельность могут осуществлять лишь субъекты микрофинансовой деятельности.

Поскольку микрофинансовую деятельность вправе осуществлять исключительно юридические лица, состоящие в реестре микрофинансовых организаций, доступ к информации, содержащейся на указанных Интернет сайтах необходимо ограничить.

Содержание страниц интернет-сайтов предоставляет неограниченному кругу лиц возможность заключать договоры займов с лицами, не имеющими статус микрофинансовых организаций и ставящих цели извлечения прибыли.

Вход на указанные интернет-страницы свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение - отсутствует.

Анализ положений п. 6 ст. 10, п. 1 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность (в данном случае информация об осуществлении микрофинансовой деятельности), является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом характера деятельности (предоставление денежных средств на условиях возвратности, платности, срочности и с целью извлечения прибыли), такая деятельность подпадает под положения Федерального закона от дата № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организаций», согласно которому такую деятельность могут осуществлять лишь субъекты микрофинансовой деятельности.

Так, ст. 76.1 Федерального закона от дата № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определено, что не кредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности: 1) профессиональных участников рынка цепных бумаг: 2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; 3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; 4) акционерных инвестиционных фондов; 5) клиринговую деятельность; 6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента; 7)деятельность организатора торговли; 8)деятельность центрального депозитария; 9)деятельность субъектов страхового дела; 10) негосударственных пенсионных фондов; 11) микрофинансовых организаций: 12)кредитных потребительских кооперативов; 13) жилищных накопительных кооперативов; 14) бюро кредитных историй; 15) актуарную деятельность; 16) рейтинговых агентств; 17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; 18) ломбардов.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными орган и наци ям и, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» правовые основы микрофинансовой деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами.

Микрофинансовые организации осуществляют микрофинансовую деятельность в порядке, установленном Федеральным законом №151-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 151 –ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономно некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

В силу п.п. 2, 3 ст. 5 Федерального закона № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные указанным Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.

Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица.

В силу требований, изложенных в ст.ст. 8, 10 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на получение предоставления необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, но усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В то же время, сведений о наличии у указанных на интернет-страницах лиц лицензии или иного статуса, позволяющего предоставлять на профессиональной основе займы, не имеется, в соответствующих реестрах указанные лица не состоят.

Статьей 14.56 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена административная ответственность незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов - фактически является распространением запрещенной информации.

Как указано выше, на Интернет-сайтах с адресом https://vk.com/club93557899; http://dengi-za-raspisku.ru/vdolg/glavnaya; http://zaim-v-dolg-srochno.ru/dengi/orenburg.html содержится информация о возможности получения денежных средств в долг, либо получение денежных средств в долг под расписку, посещение указанных сайтов свободно для всех без исключения граждан. Размещенная на указанных сайтах информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по получению денежных средств и является рекламой.

В соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 9, 10, 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее -Федеральный закон № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Судом установлено, что Итернет-сайты с адресом https://vk.com/club93557899; http://dengi-za-raspisku.ru/vdolg/glavnaya; http://zaim-v-dolg-srochno.ru/dengi/orenburg.html не включены в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

В силу п. 5.1.7. постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 228) создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор).

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 228 Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу. По делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в РФ юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания спорной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Таким образом, требования изложенные в административном исковом заявлении прокурора Шарлыкского района, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на интернет-сайте с URL-адресом: https://vk.com/club93557899; http://dengi-za-raspisku.ru/vdolg/glavnaya; http://zaim-v-dolg-srochno.ru/dengi/orenburg.html информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В целях ограничения доступа к указанной информации решение суда направить в Управление Роскомнадзора по Оренбургской области, для внесения в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Шарлыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.П. Морозова