ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-605/2016 от 16.05.2016 Саянского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес изъят> 16 мая 2016 года

Дело <номер изъят>а-605/2016

Саянский городской суд <адрес изъят> в составе председательствующего судьи Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Туголуковой Т.Н., с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора <адрес изъят>Ласточкиной Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер изъят>а-605/2016 по административному иску прокурора <адрес изъят> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» о признании нормативно правового акта недействующим,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес изъят> в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» о признании положения пункта 1 раздела 1, пункта 5 раздела 1, пунктов 2,3,12 раздела 6 Порядка осуществления внутреннего муниципального контроля, утвержденного постановлением администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> противоречащими Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» и недействующими с момента вступления Закона в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе осуществления надзора за исполнением бюджетного законодательства прокуратурой выявлены нарушения в сфере нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, а именно, не приведение нормативного правового акта, регулирующего порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Во исполнение пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> утвержден порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля (далее - Порядок). Постановление опубликовано в периодическом печатном издании - общегородской газете «Саянские зори» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в главу 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации об основах государственного (муниципального) финансового контроля, в связи с чем, отдельные положения Порядка не соответствуют нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Внесены изменения в абзацы 3, 8 пункта 1 статьи 266.1 БК РФ, абзац 2 пункта 2 указанной статьи изложен в другой редакции, которыми, в частности, изменен (уточнен) перечень объектов муниципального финансового контроля, предмет финансового контроля. Так, предметом проведения проверок, ревизий и обследований органами муниципального контроля в сфере бюджетных правоотношений, кроме прочего, является соблюдение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, муниципальных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля.

Отсутствие в действующем нормативном правовом акте конкретного объема прав, условий, случаев при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля, создает для правоприменителей необоснованно широкие пределы усмотрения, возможность совершения незаконных действии в отношении граждан и организаций, что, в конечном счете, может привести в нарушению их прав, свобод.

В связи с вышеизложенным, пункт 5 раздела 1 Порядка об объектах внутреннего муниципального финансового контроля подлежит приведению в соответствие с вышеуказанными нормами БК РФ.

В абзаце втором пункта 3 стати 269.2 БК РФ указаны требования к содержанию муниципального правового акта (порядка), определяющего полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля. Так, порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего муниципального финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе, по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органов внутреннего муниципального финансового контроля.

Пункт 1 раздела 1 Порядка не содержит всех перечисленных выше требований, поэтому в него следует внести дополнения.

В пункты 2,3 статьи 270.2 БК РФ также внесены изменения, понятия «представление», «предписание» изложены в другой редакции. Пункты 2, 3 раздела 6 Порядка подлежат приведению в соответствие с вышеуказанными нормами БК РФ.

Кроме того, пункт 12 раздела 6 Порядка об ответственности за неисполнение предписаний органа внутреннего муниципального финансового контроля подлежит приведению в соответствие с пунктом 4 статьи 270.2 БК РФ: слова «местному бюджету» следует заменить словами «муниципальному образованию».

Действием на территории муниципального образования «<адрес изъят>» незаконного в части муниципального нормативного правового акта нарушаются интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации.

Прокурором в подтверждение заявленных требований суду была представлена копия газеты «Саянские зори» за ДД.ММ.ГГГГ с постановлением администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес изъят>Ласточкина Л.Е. поддержала заявленные прокурором требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика МКУ «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» - мэр городского округа Боровский О.В.исковые требования прокурора признал в полном объеме, направив в суд соответствующее заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

Судом установлено, что во исполнение пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> утвержден порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля (далее - Порядок). Постановление опубликовано в периодическом печатном издании - общегородской газете «Саянские зори» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в главу 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации об основах государственного (муниципального) финансового контроля, в связи с чем, отдельные положения Порядка не соответствуют нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Так, в соответствии с абзацами 3 и 8 пункта 1 статьи 266.1 БК РФ,объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе, юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц;юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц.

Указанные объекты проверок не предусмотрены Порядком, в связи с чем, он не соответствуют нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 266.1 БК РФ, государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, предоставивших средства из бюджета.

В действующем нормативном правовом акте не в полном объеме указаны права и условия осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, что также свидетельствует о несоответствии Порядка бюджетному законодательству.

В связи с вышеизложенным, пункт 5 раздела 1 Порядка об объектах внутреннего муниципального финансового контроля подлежит приведению в соответствие с вышеуказанными нормами БК РФ.

В абзаце втором пункта 3 стати 269.2 БК РФ указаны требования к содержанию муниципального правового акта (порядка), определяющего полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля. Так, Порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе, перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего муниципального финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе, по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органов внутреннего муниципального финансового контроля.

Пункт 1 раздела 1 Порядка не содержит всех перечисленных выше требований, поэтому в него следует внести дополнения.

В пункты 2,3 статьи 270.2 БК РФ также внесены изменения, понятия «представление», «предписание» изложены в другой редакции. Пункты 2, 3 раздела 6 Порядка подлежат приведению в соответствие с вышеуказанными нормами БК РФ.

Кроме того, пункт 12 раздела 6 Порядка об ответственности за неисполнение предписаний органа внутреннего муниципального финансового контроля подлежит приведению в соответствие с пунктом 4 статьи 270.2 БК РФ, где слова «местному бюджету» следует заменить словами «муниципальному образованию».

Действием на территории муниципального образования «<адрес изъят>» незаконного в части муниципального нормативного правового акта нарушаются интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «а» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся принятие и изменение федеральных законов, контроль за их исполнением.

В силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 4, части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства, нарушает интересы Российской Федерации, установившей единое правовое поле в данной сфере правоотношений для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых, в том числе, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В силу части 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обращение в суд с требованием о признании правового акта противоречащим федеральному законодательству, недействующим, является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ прокурор может обратиться в суд в пределах своей компетенции с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Следовательно, положения пункта 1 раздела 1, пункта 5 раздела 1, пунктов 2,3,12 раздела 6 Порядка осуществления внутреннего муниципального контроля, утвержденного постановлением администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> являются не соответствующими Бюджетному кодексу РФ и подлежат признанию недействующими с момента вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации».

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 213, 215-217 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административные исковые требования прокурора <адрес изъят> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» удовлетворить.

Признать положения пункта 1 раздела 1, пункта 5 раздела 1, пунктов 2,3,12 раздела 6 Порядка осуществления внутреннего муниципального контроля, утвержденного постановлением администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> недействующими с момента вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации».

Решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании муниципального казенного учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» - газете «Саянские зори».

Решение в течение месяца со дня его принятия может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд.

Судья: Е.Н. Гущина