Дело № 2а-606/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2018 года с.Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Ногоймоновой В.С., с участием помощника прокурора Кош-Агачского района Олчёновой И.В., представителей административного истца ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай к Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссии Республики Алтай об отмене решения, возложении обязанности зарегистрировать муниципальный список кандидатов в депутаты районного Совета депутатов,
У С Т А Н О В И Л:
Избирательное объединение «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай» (далее - Избирательное объединение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссии Республики Алтай об отмене решения, возложении обязанности зарегистрировать муниципальный список кандидатов в депутаты районного Совета депутатов, мотивируя требования тем, что решением от 15.06.2018 № 35-4 Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» назначены выборы в Совет депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Республики Алтай на 09.09.2018. Избирательным объединением 15.07.2018 в Кош-Агачскую районную территориальную избирательную комиссию представлены документы для выдвижения муниципального списка кандидатов в Совет депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район», о чем имеется подтверждение в получении документов для заверения муниципального списка кандидатов на выборах в орган местного самоуправления Кош-Агачского района. Решением Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссии от 16.07.2018 № 54/4 заверен муниципальный список кандидатов, выдвинутый Избирательным объединением. Решением Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссии Республики Алтай от 02.08.2018 № 67/8 «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Кош-Агачского районного Совета депутатов (далее - Решение), выдвинутого Избирательным объединением, отказано в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Республики Алтай, выдвинутого Избирательным объединением. Основаниями для отказа в регистрации Кош-Агачская районная территориальная избирательная комиссия указывает на отсутствие в протоколе общего собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай от 14.07.2018 № 7 итогов голосования за решение о выдвижении муниципального списка кандидатов, а также неуведомление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай о проведении общего собрания. Административный истец считает данное Решение подлежащим отмене, как незаконное и необоснованное. На политические партии возложена обязанность при проведении мероприятий, связанных с выдвижением списков кандидатов в депутаты органов местного самоуправления лишь по обязательному уведомлению избирательной комиссии соответствующего уровня. Обязанности по уведомлению территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации на политические партии не возложены, данные нормы закона являются императивными и расширительному толкованию не подлежат. Аналогичные положения содержатся в п.3.1.5 Методических рекомендаций, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 № 235/1486-6, согласно которому, при проведении мероприятий по выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в органы местного самоуправления, желательно также присутствие представителя территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации соответствующего субъекта Российской Федерации, что согласуется с положениями п.1 ст.38 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ. Для этого избирательным комиссиям рекомендуется незамедлительно после получения извещения политической партии о проведении мероприятия по выдвижению кандидатов, списка кандидатов уведомлять территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации соответствующего субъекта Российской Федерации. 10.07.2018 Избирательным объединением в Кош-Агачскую районную территориальную избирательную комиссию направлено извещение о проведении общего собрания избирательного объединения. Получение извещения, подтверждается удостоверительной надписью члена Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссии ФИО5 и отметкой о входящей корреспонденции. Избирательным объединением надлежащим образом исполнена обязанность, предусмотренная п.п. «в» п.1 ст.27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ, по уведомлению Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссии о проведении общего собрания регионального отделения.Доводы об отказе в регистрации в связи с отсутствием уведомления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай о проведении общего собрания являются несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права. Протокол общего собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай от 14.07.2018 содержит все необходимые реквизиты и оформлен в соответствии с требованиями ч.3 ст.88 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай», ст.181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. На страницах 11-12 Протокола (страницах 4-6 Выписки из протокола) содержатся итоги голосования за решение о выдвижении муниципального списка кандидатов, представленные в табличном виде и содержащие сведения об итогах тайного голосования участников общего собрания регионального отделения, также решение о выдвижении муниципального списка кандидатов утверждено в повестке дня общего собрания. В нарушение положений п.1.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона, Кош-Агачская районная территориальная избирательная комиссия не уведомила Избирательное объединение о необходимости внесения уточнений и дополнений в представленные документы. В связи с нарушением Кош-Агачской территориальной избирательной комиссией сроков уведомления о необходимости внесения уточнений и дополнений в представленные документы, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов. Административный истец просит отменить решение Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссии от 02.08.2018 № 67/8 «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Кош-Агачского районного Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай»; возложить на Кош-Агачскую территориальную избирательную комиссию обязанность зарегистрировать муниципальный список кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Республики Алтай, выдвинутый избирательным объединением Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель административного истца ФИО2 также просила удовлетворить заявленные административные исковые требования.
Представитель административного истца ФИО3 просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчикаЧеркасов Д.В. просил оказать в удовлетворении административного иска, представил письменный отзыв по существу заявленных требований, из которого следует, что отсутствие в Федеральном законе от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» прямого и буквального указания на обязанность политической партии извещать уполномоченный орган (в данном случае Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай) не может означать отсутствие такой обязанности, исходя из понимания положений п.п. «б» п. 1 ст. 27 и ст. 38 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях». Анализ статей 27 и З8 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях» показывает: первое - уполномоченный орган, в данном случае Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай обладает законным правом направлять своих представителей для участия в проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях (в том числе в съездах, конференциях или общих собраниях) по выдвижению кандидатов в депутаты органов местного самоуправления; второе - на политическую партию, ее региональные отделения законом возложена обязанность допуска представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями. Необходимым условием для того, чтобы одна организация воспользовалась своим законным правом, а другая исполнила свои установленные законом обязанности при проведении открытого мероприятия является наличие информации у контролирующей организации о проведении мероприятия, которая должна поступить от организации, проводящей мероприятия. Отсутствие в уполномоченном органе информации о проведении мероприятия делает невозможным направление представителя уполномоченного органа для участия в мероприятии и, как следствие, не позволяет использовать законное право на осуществление контроля за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий. Согласно п.71 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международныхорганизаций,иностранныхнекоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456, предусмотрено, что основанием (критерием) для начала исполнения административной процедуры по участию в мероприятиях некоммерческих организаций является получение центральным аппаратом (территориальным органом) сообщения (информации) о проведении мероприятия от некоммерческих организаций, органов государственной власти или из средств массовой информации. При этом из перечисленных источников получения информации уполномоченным органом, первичным является политическая партия, так как только от этой организации информация может появиться в органах государственной власти или в средствах массовой информации, которые в свою очередь являются лишь трансляторами данной информации для уполномоченного органа. Именно региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай при проведении своего общего собрания для выдвижения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Республики Алтай обязано представить информацию о проведении данного мероприятия. Каким образом сделать уведомление о проведении указанного выше мероприятия, определяет политическая партия. Утверждение заявителя о том, что уведомлять уполномоченный орган политическая партия не обязана и это императивно закреплено в Федеральном законе № 95-ФЗ «О политических партиях» является ошибочным и при применении на практике привело бы к отсутствию контроля за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации и уставных положений политических партий со стороны Министерства юстиции Российской Федерации. Утверждения истца о том, что присутствие представителя территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации только лишь желательно, а избирательной комиссии для этого необходимо незамедлительно после получения извещения от политической партии о проведении мероприятий по выдвижению кандидатов, списка кандидатов уведомить территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, не состоятельны и противоречат приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456, которым определены источники получения информации для начала исполнения административной процедуры по участию в мероприятиях некоммерческих организаций представителей Министерства юстиции Российской Федерации. Избирательные комиссии, в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 2 статьи 8 Закона Республики Алтай от 19.02.2013 № 3-РЗ «Об избирательных комиссиях в Республике Алтай», не входят в систему органов государственной власти и, следовательно, не могут служить источником информации, достаточной для начала исполнения уполномоченным органом административной процедуры по участию в мероприятии некоммерческой организации. Ссылка в заявлении на Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденные постановлением ЦИК России от 11.06.2014 № 235/1486-6, как на нормативный акт, не является обоснованной, так как данный документ носит рекомендательный характер. Данные Методические рекомендации, как следует из преамбулы документа, подготовлены в целях единообразного применения избирательными комиссиями положений федеральных законов регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления в избирательные комиссии документов для выдвижения кандидатов, списков кандидатов, заверения списков кандидатов, регистрации кандидатов, списков кандидатов. Иными словами, рекомендации содержат предложения по применению существующих норм избирательного права именно избирательными комиссиями и не создают обязанности по извещению уполномоченного органа - Минюста России избирательной комиссией, а также ни в коей мере не освобождают политическую партию от обязанности самостоятельно уведомить уполномоченный орган о проводимом мероприятии. Более того, как указано выше, сообщение избирательной комиссии не является источником информации, достаточной для начала исполнения уполномоченным органом административной процедуры по участию в мероприятии некоммерческой организации. Наличие представителя избирательной комиссии на открытом мероприятии политической партии или ее регионального отделения не может подменить собой присутствие представителя территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации. Функции и полномочий представителей избирательной комиссии и территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации при проведении открытых мероприятий, организованных политическими партиями по выдвижению кандидатов, списков кандидатов различны. Федеральным законом № 95-ФЗ «О политических партиях» прямо предусмотрено, что уполномоченные органы осуществляют контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий. Объем функций и полномочий представителя избирательной комиссии при участии в мероприятии по выдвижению кандидатов, списков кандидатов законодательно не определен. Исходя из специфики деятельности избирательной комиссии, представитель комиссии на мероприятии может визуально наблюдать за соблюдением тайны голосования при выдвижении кандидатов, списков кандидатов, выдачи бюллетеней для голосования, без права ознакомления с документами политической партии в ходе мероприятия. На страницах 11-12 протокола собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай от 14.07.2018 № 7 (Выписка из протокола № 7, страницы 5-6) представлены, результаты протокола № 4 счетной комиссии, составленного по итогам тайного голосования за выдвижение конкретного кандидата внутри муниципального списка кандидатов. Согласно п.п.59 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный или иной выборный орган местного самоуправления, а также указанный список, заверенный либо зарегистрированный организующей выборы избирательной комиссией. Голосование за каждого отдельно взятого кандидата внутри списка, а не за единый список в смысле данной нормы не может означать голосование за список кандидатов, как за единое целое. Как показывают результаты тайного голосования на страницах 11-12 вышеуказанного протокола № 7 (выписка из протокола № 7, страницы 5-6), итоги голосования за кандидатов разные и вывести общий итог голосования за выдвижение единого списка кандидатов в целях выполнения требований, предусмотренных п.3 ч.3 ст.88 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай» к указанию итогов голосования за решение о выдвижении муниципального списка кандидатов, невозможно. В приложении № 2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11.06.2014 № 235/1486-6 приведена рекомендуемая форма Протокола съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения, где результаты голосования определены одной строкой («За» - ___чел., «Против» - ____ чел.) вне зависимости выдвинут кандидат или список кандидатов. Отсутствие в протоколе собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай от 14.07.2018 № 7 итогов голосования за выдвижение муниципального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район Республики Алтай свидетельствует о нарушении установленного законом порядка выдвижения муниципального списка кандидатов, что, в свою очередь, привело к оформлению решения о выдвижении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Республики Алтай с нарушением требований Закона Республики Алтай № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай». При таких обстоятельствах своевременное уведомление комиссией избирательного объединения о выявленных недостатках в любом случае не позволило бы их устранить, поскольку указанные недостатки могут быть устранены лишь посредством проведения надлежащего выдвижения муниципального списка кандидатов, а период выдвижения, предусмотренный частью 1 статьи 21 Закона Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» завершился 15.07.2018. Вывод административного истца о том, что в связи с нарушением сроков уведомления о выявленных недостатках Кош-Агачская районная территориальная избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов не основан на нормах закона.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав заключение помощника прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12.06.2002 № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) закреплено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии частью 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В судебном заседании установлено, что решением от 15.06.2018 № 35-4 Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» назначены выборы в Совет депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Республики Алтай на 09.09.2018.
15.07.2018 уполномоченным представителем избирательного объединения Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай в Кош-Агачскую районную территориальную избирательную комиссию представлены документы для выдвижения муниципального списка кандидатов в Совет депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Республики Алтай.
Решением Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссии от 16.07.2018 № 54/4 заверен муниципальный список кандидатов в депутаты Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» в количестве 16 человек, выдвинутый избирательным объединением Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА».
Решением Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссии Республики Алтай от 02.08.2018 № 67/8 «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Кош-Агачского районного Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай»» отказано в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Кош-Агачского районного Совета депутатов, выдвинутого указанным избирательным объединением.
Из данного решения следует, что основанием к отказу в регистрации списка кандидатов послужили отсутствие в протоколе общего собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай от 14.07.2018 № 7, итогов голосования за решение о выдвижении муниципального списка кандидатов, а также неуведомление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай о проведении общего собрания.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ от 11.07.2001 «О политических партиях» (далее - Федерального закона № 95-ФЗ от 11.07.2001) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями.
В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ от 11.07.2001 на политической партии, ее региональных отделениях и иных структурных подразделениях лежит обязанность извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Аналогичная позиция изложена в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 № 235/1486-6 (пункт 3.1).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью политических партий.
На мероприятиях, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, желательно присутствие представителя территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации соответствующего субъекта Российской Федерации, что согласуется с положениями пункта 1 статьи 38 Федерального закона № 95-ФЗ. Для этого избирательным комиссиям рекомендуется незамедлительно после получения извещения политической партии о проведении мероприятия по выдвижению кандидатов, списка кандидатов уведомлять территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации соответствующего субъекта Российской Федерации о данном факте (пункт 3.1.5 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 № 235/1486-6).
Исходя из анализа вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что в соответствии с нормами избирательного законодательства у административного истца отсутствовала обязанность по уведомлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай.
10.07.2018 в Кош-Агачскую районную территориальную избирательную комиссию Республики Алтай поступило извещение от избирательного объединения Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай о том, что 14.07.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: <...>, состоится общее собрание по вопросу выдвижения списка кандидатов в депутаты по единому избирательному округу, списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» шестого созыва по одномандатным избирательным округам. Начало регистрации в 10 часов 00 минут.
То есть обязанность, предусмотренная «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ от 11.07.2001, административным истцом исполнена.
Пунктом 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, к числу которых относятся: несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 указанного Федерального закона (подпункт «а»); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с поименованным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт «б»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт «б.1»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных поименованным Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт «б.2»); наличие среди подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом (подпункт «в»); если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт «в.1»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума (подпункт «г»).
Аналогичные основания отказа в регистрации списка кандидатов предусмотрены в статье 92 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 №14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай» (далее - Закона Республики Алтай от 05.05.2011 №14-РЗ). Перечень оснований отказа в регистрации муниципального списка кандидатов является исчерпывающим.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 88 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 №14-РЗ решение избирательного объединения о выдвижении муниципального списка кандидатов оформляется протоколом, в котором указывается решение о выдвижении муниципального списка кандидатов и итоги голосования за это решение (с приложением муниципального списка кандидатов).
В оспариваемом решении административный ответчик указал, что в нарушение данного требования в представленном административным истцом протоколе № 7 от 14.07.2018 итоги голосования за решение о выдвижении муниципального списка кандидатов отсутствуют (стр. 4 - 6), вследствие чего в соответствии с пунктом 3части 1 статьи 92 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 №14-РЗ пришел к выводу о наличии основании для отказа в регистрации муниципального списка кандидатов.
Суд соглашается с данным выводом административного ответчика по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, избирательное объединение вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которого предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 названного Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с частью 1 статья 21 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 №14-РЗ период выдвижения кандидатов заканчивается за 55 дней до дня голосования.
Применительно к выборам депутатов районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район», назначенным на 09.09.2018, выдвижение кандидатов закончилось 15.07.2018.
В материалы дела при подаче административного иска представителем административного истца ФИО3 представлена заверенная им же копия протокола № 7 от 14.07.2018 общего собрания Избирательного объединения.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца ФИО3, перед заверением копии данного протокола он сличал его с подлинником.
В судебном заседании установлено, что копия протокола № 7 от 14.07.2018, представленная при подаче настоящего иска, имеет разночтения с копией указанного протокола (удостоверенного судом), приобщенного в ходе судебного заседания по настоящему делу, а именно на страницах 11-12 «результаты тайного голосования», оформленные в виде таблицы, в столбце «За» напротив фамилий каждого кандидата имеются различные показатели в количестве голосов, отданных за них.
Как пояснила представитель административного истца ФИО2, это стало возможным из-за сбоя компьютерной техники при распечатывании скан-образа данного протокола № 7 от 14.07.2018.
Сравнивая страницы 11, 12 копии протокола № 7 от 14.07.2018 (удостоверенного судом), представленной в ходе настоящего судебного заседания, со страницами 4-5 выписки из указанного протокола № 7 от 14.07.2018, представленной 15.07.2018 уполномоченным представителем Избирательного объединения ФИО6 в Кош-Агачскую территориальную избирательную комиссию Республики Алтай,судом установлено, что разночтений в указанных документах не имеется.
Анализируя страницы 11, 12 копии протокола № 7 от 14.07.2018 (удостоверенного судом), представленной в ходе настоящего судебного заседания, со страницами 4-5 выписки из указанного протокола № 7 от 14.07.2018, представленной 15.07.2018 уполномоченным представителем Избирательного объединения в Кош-Агачскую территориальную избирательную комиссию Республики Алтай, суд приходит к следующему выводу.
Поскольку под таблицей, в которой зафиксированы результаты тайного голосования, не отражено, сколько участников общего собрания Избирательного объединения проголосовали «За» список кандидатов, а сколько «Против» либо «Воздержались», и напротив фамилий каждого из кандидатов в соответствующих столбцах «За», «Против», «Воздержался» имеются различные количественные показатели, из данных сведений невозможно определить волеизъявление каждого участника общего собрания Избирательного объединения о голосовании именно за муниципальный список кандидатов, а не за каждого кандидата в отдельности.
Таким образом, суд соглашается с выводом Кош-Агачской территориальной избирательной комиссии Республики Алтай, отраженным в решении № 67/8 от 02.08.2018 о нарушении Избирательным объединением требований пункта 3 части 3 статьи 88 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 №14-РЗ в связи с отсутствием итогов голосования за муниципальный список кандидатов в депутаты районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район».
То есть административным истцом не соблюдены требования к выдвижению списка кандидатов, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях».
В связи с тем, что Избирательное объединение представило документы в избирательную комиссию для заверениямуниципального списка кандидатов в депутаты районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» в последний день длявыдвижения кандидатов (15.07.2018), а также, учитывая, что заменить представленный документ (протокол № 7 от 14.07.2018), оформленный с нарушением требований закона, Избирательное объединение вправе было только путем проведения нового общего собрания, неуведомление административным ответчиком в порядке п.1.1 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ административного истца о выявленных недостатках, не могло повлиять на регистрацию избирательной комиссией списка кандидатов Избирательного объединения в связи истечением срока выдвижения кандидатов 15.07.2018.
Данного обстоятельства достаточно для принятия Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссией решения об отказе избирательному объединению Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Кош-Агачского районного Совета депутатов.
При таких обстоятельствах административные исковые требования избирательного объединения Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.173-180, 244 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Отказать в полном объеме в удовлетоврении административных исковых требований избирательного объединения Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай, предъявленных к Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссии Республики Алтай, об отмене решения Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссии от 02.08.2018 №67/8 «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Кош-Агачского районного Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай; возложении на Кош-Агачскую территориальную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать муниципальный список кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Республики Алтай, выдвинутый избирательным объединением Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Алтай.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение пяти со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья В.А. Алеховиков
Мотивированное решение изготовлено 15.08.2018