ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-606/20 от 05.08.2020 Братского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 05 августа 2020 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Ермилиной А.С.,

с участием старшего помощника прокурора

Братского района Иркутской области Петакчян А.Г.,

представителя административного истца Быковой Е.В.,

представителя административного ответчика Кузнецова С.А.,

заинтересованного лица Баловнева А.С.,

представителя заинтересованного лица Дамдинова Б.Д.,

заинтересованного лица Банниковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда Иркутской области административное дело №2а-606/2020 по административному исковому заявлению Иванова И.С. к Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области, заинтересованные лица: Баловнев Алексей Сергеевича, Иркутское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», уполномоченный представитель избирательного объединения Братского местного отделения КПРФ Банникова О.Н., об оспаривании решения о регистрации кандидата на должность мэра муниципального образования «...» *** от **.**.****,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Иванов И.С. обратился в Братский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области об отмене регистрации кандидата Баловнева А.С. на должность мэра муниципального образования «...» *** от **.**.****.

В обоснование административного искового заявления указал, что он является зарегистрированным кандидатом на должность мэра муниципального образования «...», решение *** от **.**.****.

Уполномоченным представителем избирательного объединения Братское местное отделение КПРФ **.**.**** в ТИК были представлены документы, о выдвижении кандидата Баловнева А.С. на должность мэра муниципального образования «Братский район». Одновременно с представлением документов, в соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» кандидатом Баловневым А.С. были представлены в ТИК документы, необходимые для выдвижения кандидата.

**.**.**** решением Братской районной ТИК *** Баловнев А.С. был зарегистрирован кандидатом на должность мэра муниципального образования «Братский район».

Вместе с тем, административный истец полагает, что решение Братской районной территориальной избирательной комиссии от **.**.******* «О регистрации Баловнева А.С. кандидатом на должность мэра муниципального образования «Братский район» является незаконным и подлежит отмене, поскольку оно принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно пп «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона, основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены пп. 3 п. 1 ст. 63 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».

Частью 4 ст. 51 Закона установлен перечень документов, представляемых уполномоченным представителем избирательного объединения при выдвижении кандидата избирательным объединением при проведении выборов главы муниципального образования. В том числе нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решение о его создании.

Баловнев А.С. был выдвинут кандидатом на должность мэра муниципального образования «Братский район» Братским местным отделением КПРФ, не подлежащим государственной регистрации в силу п. 1 ст. 15 ФЗ «О политических партиях», в связи с чем, в ТИК для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата должно было быть представлено решение о создании Братского местного отделения политической партии КПРФ. Вместе с тем, решение о создании Братского местного отделения КПРФ, выдвинувшего Баловнева А.С. на выборы мэра муниципального образования «Братский район» в Братскую территориальную избирательную комиссию не представлялось.

Более того, в соответствии со списком избирательных объединений, имеющих право принимать участие в выборах мэра муниципального образования «Братский район», главы Озернинского муниципального образования, депутатов думы Тарминского муниципального образования, дополнительных выборах депутата Думы Вихоревского муниципального образования по одномандатному избирательному округу, назначенных на 13 сентября 2020 года, размещенное на сайте ТИК, на сайте Управления министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в качестве избирательных объединений, являющихся структурными подразделениями Политической партии КПРФ значатся: Иркутское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Братское городское местное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Однако в ТИК документы представлен Братским местным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Таким образом, при выдвижении Баловнева А.С. присутствует несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», что является основанием для отказа Баловневу А.С. в регистрации в соответствии с пп. «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Также следует отметить, что в постановлении Комитета Братского местного отделения КПРФ, представленном в качестве решения о выдвижении кандидата дважды указано, что «Число членов Комитета, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения - 8». Однако в результатах голосования указано, что «За» принятие решения о выдвижении Баловнева А.С. проголосовало 7 членов Комитета. Что также является несоблюдением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», что является основанием для отказа Баловневу А.С. в регистрации в качестве кандидата в соответствии с пп. «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Определением Братского районного суда Иркутской области о принятии административного искового заявления, возбуждении производства по административному делу и подготовке административного дела к судебному разбирательству от 01.08.2020 в соответствии со ст. 47 КАС РФ к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Иркутское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

В судебном заседании 05.08.2020 определением Братского районного суда Иркутской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен уполномоченный представитель избирательного объединения Братского местного отделения КПРФ Банникова О.Н.

Административный истец Иванов И.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

В судебном заседании представитель административного истца Иванова И.С. – Быкова Е.В., действующая по доверенности, требования административного иска поддержала, просила суд признать незаконным и отменить решение о регистрации кандидата Баловнева А.С. на должность мэра муниципального образования «Братский район» №209/1879 от 24 июля 2020 года.

Представитель административного ответчика - Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области, Кузнецов С.А. действующий на основании прав по должности, возражал против удовлетворения административного иска, поддержав свои письменные возражения, в которых указал, что заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующему основанию.

Уполномоченный представитель избирательного объединения «Братское местное отделение КПРФ» Банникова О.Н. 17.07.2020 в соответствии требованиями, установленными ч. 4 ст. 51 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» представила документы по выдвижению Баловнева А.С. кандидатом на должность мэра муниципального образования «Братский район», а именно:

Решение о назначении уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) избирательного объединения на одном листе;

Список уполномоченных представителей избирательного объединения на одном листе;

Письменное согласие каждого уполномоченного представителя избирательного объединения осуществлять указанную деятельность на одном листе;

Нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения «ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на одном листе;

Решение о выдвижении кандидата на одном листе;

Документ, подтверждающий согласование лица, выдвинутого кандидатом, с соответствующим органом политической партии, ее регионального отделения, иного общественного объединения, его регионального отделения, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения на одном листе.

Тем самым, избирательная комиссия полагает, что уполномоченным избирательного объединения «Братское местное отделение КПРФ» Банниковой О.Н. были соблюдены требования установленные ч. 4 ст. 51 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».

Как следует, из постановления Комитета Братского местного отделения КПРФ от **.**.****, Комитет выдвинул на должность мэра муниципального образования «Братский район» Баловнева А.С.

Постановлением Бюро Комитета Иркутского областного отделения КПРФ от 16.07.2020, Бюро Комитета Иркутского областного отделения КПРФ постановило согласовать Комитету Братского местного отделения КПРФ выдвижение кандидата на должность мэра муниципального образования «Братский район» Баловнева А.С.

Согласно ч. 5 ст. 51 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» одновременно с представлением уполномоченным представителем избирательного объединения документов, указанных в части 4 настоящей статьи, кандидат лично представляет в избирательную комиссию муниципального образования заявление о согласии баллотироваться и иные документы, предусмотренные ст. 49 настоящего Закона.

Тем самым, во исполнение вышеуказанного требования Закона области Баловнев А.С. **.**.****, выдвинул свою кандидатуру в качестве кандидата на должность мэра муниципального образования «...», выдвинутого избирательным объединением, о чем свидетельствует подтверждение.

17.07.2020, Баловнев А.С., в соответствии с требованиями установленными частью 2 статьи 59 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», представил документы на регистрацию, о чем свидетельствует подтверждение.

При рассмотрении представленных документов избирательная комиссия не усмотрела нарушений, предусмотренных статьей 60 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», порядка выдвижения кандидата на должность мэра муниципального образования «Братский район» Баловнева А.С.

Таким образом, избирательная комиссия, в силу части 1 статьи 62 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», в течение десяти дней приняла решение от 24.07.2020 №209/1879 «О регистрации Баловнева А.С. кандидатом на должность мэра муниципального образования «Братский район».

Более того, избирательная комиссия считает, что при выдвижении избирательным объединением «Братское местное отделение КПРФ» были соблюдены требования, установленные Федеральным законом от 11.07.2001 года №95-ФЗ «О политических партиях».

Таким образом, избирательная комиссия полагает, что при принятии решения Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области <данные изъяты>О регистрации Баловнева А.С. кандидатом на должность мэра муниципального образования «Братский район»» нарушений допущено не было, решение о регистрации законно и отмене не подлежит.

Заинтересованное лицо, Баловнев А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Баловнева А.С. - Дамдинов Б.Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поддержав свои письменные возражения, в которых указал, что 17.07.2020 уполномоченным представителем Братского местного отделения КПРФ Банниковой О.Н. был представлен весь пакет необходимых для выдвижения Баловнева А.С. кандидатом на должность мэра муниципального образования «Братский район» документов в Братскую районную территориальную избирательную комиссию, включая выписку из протокола II Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ от **.**.****, в котором содержится решение о создании Братского местного отделения КПРФ. Также в это же время документы лично представлял Баловнев А.С.. Прием документов осуществлял председатель Братской районной территориальной избирательной комиссии Кузнецов С.А. в присутствии секретаря Братской районной территориальной избирательной комиссии Дубынина С.В.

При приеме документов Кузнецов С.А. указал, что копия решения о создании Братского местного отделения КПРФ не относится к обязательным документам и не принял его. Это он повторил неоднократно. Таким образом, уполномоченным представителем Банниковой О.Н. были выполнены все требования избирательного законодательства по представлению всего необходимого перечня документов, включая копию решения о создании Братского местного отделения КПРФ, однако в полной мере их реализовать не удалось из-за позиции Братской районной территориальной избирательной комиссии.

Более того, в нарушение требований п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Братская районная территориальная избирательная комиссия не уведомила ни Баловнева А.С., ни Банникову О.Н. об имеющихся недостатках в документах, в связи с чем, они были повторно лишены возможности представить в Братскую районную территориальную избирательную комиссию решение о создании Братского местного отделения КПРФ.

В отношении Списка избирательных объединений, имеющих право принимать участие в выборах мэра муниципального образования «Братский район», а также депутатов и глав иных муниципальных образований Братского района необходимо отметить, что на территории Братского района и города Братска с момента создания всегда действовало Братское местное отделение КПРФ. По всей видимости, в указанном Списке Братское местное отделение КПРФ ошибочно указано как Братское городское местное отделение КПРФ.

В отношении замечания о том, что для принятия решения, как указано в Постановлении Комитета Братского местного отделения КПРФ, необходимо 8 человек, а «за» проголосовало 7, считает, что в протоколе Постановления упоминание на 8 человек касается необходимого кворума для принятия решения. Как видно из протокола в голосовании приняло участие - 11 человек, из которых 7 проголосовало «за», 4 - «против», то есть кворум для принятия решения имелся.

Уполномоченный представитель избирательного объединения Братского местного отделения КПРФ Банникова О.Н., действующая на основании прав по должности, просила суд в удовлетворении административного искового заявления Иванова И.С. об отмене решения Братской районной территориальной избирательной комиссии от 24.07.2020 *** «О регистрации Баловнева А.С. кандидатом на должность мэра муниципального образования «Братский район» отказать. Дополнительно пояснила, что при приеме документов о выдвижении кандидата на должность мэра муниципального образования «Братский район», председателем Братской районной территориальной избирательной комиссии Кузнецовым С.А., копия решения о создании Братского местного отделения КПРФ не была принята с основным пакетом документов. Мотивом возврата решения было ненадобность. При этом, письменных подтверждений тому составлено не было.

Представитель заинтересованного лица – Иркутского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, проверив материалы административного дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., полагавшей, что административное исковое заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд пришел к следующему.

Из положений ст. 239 КАС РФ следует, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отмене регистрации кандидата, в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации..

В соответствии с п.п. 5 и 7 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.

Пунктом 13 ст. 20 данного Федерального закона предусмотрено, что решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось участниками судебного разбирательства, решением №80 Думы Братского района от **.**.**** на **.**.**** назначены выборы мэра муниципального образования «Братский район». Указанное Постановление было опубликовано **.**.****.

Решением Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области от **.**.******* Иванов И.В., <данные изъяты> года рождения, зарегистрирован кандидатом на должность мэра муниципального образования «...».

Из представленного в материалы дела подтверждения от 17.07.2020 следует, что от уполномоченного представителя избирательного объединения «Братское местное отделение КПРФ» Банниковой О.Н. в 10 часов 05 минут приняты документы по выдвижению Баловнева А.С. кандидатом на должность мэра муниципального образования «Братский район», а именно:

Решение о назначении уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) избирательного объединения на одном листе;

Список уполномоченных представителей избирательного объединения на одном листе;

Письменное согласие каждого уполномоченного представителя избирательного объединения осуществлять указанную деятельность на одном листе;

Нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения на одном листе;

Решение о выдвижении кандидата на одном листе;

Документ, подтверждающий согласование лица, выдвинутого кандидатом, с соответствующим органом политической партии, ее регионального отделения, иного общественного объединения, его регионального отделения, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения на одном листе.

В соответствии с постановлением II Пленума Братского местного отделения КПРФ от 16.07.2020 уполномоченным представителем избирательного объединения Братского местного отделения КПРФ по выборам мэра муниципального образования «Братский район», выборам главы Озернинского муниципального образования, дополнительным выборам депутата Думы Вихоревского муниципального образования четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №12, назначена Банникова О.Н.

В Списке уполномоченных представителей избирательного объединения Братское местное отделение КПРФ на одном листе указана только Банникова О.Н.

Согласно представленному заявлению от **.**.****, Банникова О.Н. дала согласие быть уполномоченным представителем избирательного объединения Братского местного отделения КПРФ.

Постановлением Комитета Братского местного отделения КПРФ от **.**.**** кандидатом на должность мэра муниципального образования «Братский район» выдвинут Баловнев А.С. Число членов Комитета, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения (большинство присутствующих) – 8; результаты голосования: «за» - 7 чел., «против» - 4 чел.

Постановлением Бюро Комитета Иркутского областного отделения КПРФ от 16.07.2020, Бюро Комитета Иркутского областного отделения КПРФ постановило согласовать Комитету Братского местного отделения КПРФ выдвижение кандидата на должность мэра муниципального образования «Братский район» Баловнева А.С.

16.07.2020 Братским местным отделением КПРФ принято постановление «О наименовании избирательного объединения и его эмблеме, используемых в избирательных документах», полным наименованием избирательного объединения определено как полное наименование «Братское местное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», краткое наименование избирательного объединения – «Братское местное отделение КПРФ». Эмблемой избирательного объединения «Братское местное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» считать эмблему КПРФ (Приложение 1 и 2).

Свидетельством от 06.09.2012 подтверждается, что Иркутское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» прошло государственную регистрацию в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области.

Кроме того, в соответствии с подтверждением от 17.07.2020 Братской районной территориальной избирательной комиссией Иркутской области от Баловнева А.С. приняты документы о выдвижении кандидата на должность мэра муниципального образования «Братский район», выдвинутого избирательным объединением. Данное обстоятельство, а также перечень представленных Баловневым А.С. документов, участниками процесса не оспаривалось в судебном заседании.

Решением Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области *** от **.**.**** Баловнев А.С. зарегистрирован кандидатом на должность мэра муниципального образования «Братский район».

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

В соответствии с подпунктами «в», «а2» пункта 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются соответственно: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 63 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области»», основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

Частью 4 ст. 51 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» определен перечень документов, предоставляемый уполномоченным представителем избирательного объединения при выдвижении кандидата избирательным объединением. В данный перечень, в том числе входит нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решение о его создании (п.4).

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.

Из Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» следует, что в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии. Местное отделение КПРФ создается и действует на территории соответствующего органа местного самоуправления (муниципального образования) субъекта Российской Федерации с учетом особенностей его административно-территориального деления (район, город и так далее). Местные отделения входят в состав соответствующих региональных отделений КПРФ. Местное отделение КПРФ подлежит государственной регистрации только в случае принятия соответствующего решения ЦК КПРФ или его Президиумом (п.п. 3.1, 3.4).

Местное отделение КПРФ (городское, районное и так далее) создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учетом особенностей административно-территориального деления субъекта РФ (п. 5.1).

В судебном заседании установлено, что решение о создании Братского местного отделения КПРФ принято на II Пленуме Комитета Иркутского областного отделения КПРФ, что подтверждается выпиской из протокола от 15.05.1993.

При этом, постановлением VIII Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ от 06.12.2014 Братское местное отделение КПРФ было реорганизовано на Братское городское и Братское районное местное отделение КПРФ. Затем постановлением VI Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ от 04.06.2016 Братского городское местное партийное отделение и Братское районное местное партийное отделение были объединены в одно – Братское местное отделение КПРФ.

Постановлением I Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ утверждён список местных отделений, не имеющих права юридического лица, но обладающих правом в соответствии с Уставом КПРФ принимать участие в выборах и референдумах.

В списке под порядковым номером 7 указано Братское местное отделение КПРФ (состоят на учете члены КПРФ г. Братска и Братского района).

Принимая во внимание, что Братское местное отделение КПРФ не имеет прав юридического лица, в связи с чем, государственную регистрацию не проходило.

Согласно ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. При этом, Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Статьей 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» установлено, что уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения. Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.

Из п. 6.3 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», следует, что выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта РФ и органах местного самоуправления, отнесено к компетенции Конференции регионального отделения КПРФ. В полномочия Бюро Комитета местного отделения КПРФ согласно п. 5.12 Устава отнесено извещение избирательной комиссии соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и иные выборные должности в органах местного самоуправления.

Конференция считается правомочной, если на ее заседании присутствуют более половины избранных делегатов. Решение конференции принимаются большинством голосов делегатов, присутствующих на конференции, при наличии кворума (п.5.4).

Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные правовые нормы, суд пришел к выводу, что поскольку Братское местное отделение КПРФ не является юридическим лицом, в силу ч.4 ст. 51 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», уполномоченный представитель политического объединения был обязан представить в Братскую районную территориальную избирательную комиссию свидетельство о государственной регистрации Иркутского областного отделения КПРФ, а также решение о создании Братского местного отделения КПРФ.

Однако, как было установлено из пояснений председателя Братской районной территориальной избирательной комиссии Кузнецова С.А., что решение о создании Братского местного отделения КПРФ при приеме документов о выдвижении кандидата на должность мэра муниципального образования «Братский район», выдвинутого избирательным объединением представлен не был, однако, он посчитал представленный пакет документов достаточным для регистрации Баловнева А.С. в качестве кандидата на должность мэра муниципального образования «Братский район».

Данные пояснения также нашли свое подтверждение в письменных доказательствах, находящихся в материалах административного дела, в частности в подтверждении от 17.07.2020.

Вместе с тем, с выводом председателя Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области нельзя согласиться, поскольку он противоречит требованиям ч. 4 ст. 51 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», и, следовательно, в силу п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пп. 3 п. 1 ст. 63 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», у Братской районной территориальной избирательной комиссия Иркутской области не имелось законных оснований для регистрации Баловнева А.С. кандидатом на должность мэра муниципального образования «Братский район», в связи с чем, административное исковое заявление Иванова И.С. заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

Довод заинтересованного лица Баловнева А.С. и его представителя о том, что, суд находит несостоятельным, поскольку он не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

При этом, доводы заинтересованных лиц Баловнева А.С., его представителя, а также заинтересованного лица уполномоченного представителя избирательного объединения Братского местного отделения КПРФ Банниковой О.Н., допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей Попова В.В. и Богачева А.В. о том, что 17.07.2020 в Братскую районную территориальную избирательную комиссию представлялось решение о создании Братского местного отделения КПРФ, при этом председатель комиссии отказался принять указанный документ, суд признает несостоятельными, поскольку они противоречат письменным материалам дела, а также пояснением председателя Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области Кузнецова С.А., не доверять которым у суда оснований нет.

Более того, согласно Подтверждению, подписанному Кузнецовым А.С. и Банниковой О.Н. данный документ в Братскую районную территориальную избирательную комиссию не представлялся. Никаких оговорок, замечаний, занесенных уполномоченным представителем избирательного объединения Братского местного отделения КПРФ Банниковой О.Н. документ не содержит.

Кроме того, указанная ссылка об отказе принять недостающий документ, который прямо указан в перечне необходимых, в связи с ненадобностью, заинтересованных лиц, а также свидетелей Попова В.В. и Богачева А.В., допрошенных в ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя заинтересованного лица Баловнева А.С.- Дамдинова Б.Д., вызывает у суда сомнения, поскольку, несмотря на отсутствие прямого указания на документы, перечисленные в подтверждении, председателем Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области были приняты без оговорок приложения 1 и 2 к Постановлению II Пленума Комитета Братского местного отделения КПРФ об эмблеме и сведения об эмблеме.

Иных доказательств, объективно и достоверно свидетельствующих о представлении в Братскую районную территориальную избирательную комиссию решения о создании избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, в материалы дела не представлено.

Довод административного истца Иванова И.С. о том, что в Списке избирательных объединений, имеющих право принимать участие в выборах назначенных на 13 сентября 2020 года, размещенном на сайте ТИК, на сайте Управления министерства юстиции Российской Федерации не значится Братское местное отделение Политической партии КПРФ в качестве структурного подразделения Политической партии КПРФ, не имеет правового значения, поскольку не свидетельствует о нарушении требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательной комиссией при принятии решения.

Проверяя довод административного истца о том, что при принятии решения о выдвижении Баловнева А.С. в качестве кандидата на должность мэра муниципального образования «Братский район» политическим объединением не был обеспечен кворум, суд пришел к выводу, что он не нашел своего подтверждения, поскольку из постановления Комитета Братского местного отделения КПРФ следует, что для принятия решения необходимо 8 голосов, что свидетельствует о том, что комитетом определен кворум для принятия решения. Более того, в соответствии с Уставом, Конференция считается правомочной, если на ее заседании присутствует более половины избранных делегатов, решение принимается большинством голосов делегатов, присутствующих на Конференции, при наличии кворума (п. 5.4). На Конференции от 16.07.2020 из 13 членов Комитета, в голосовании приняло участие 11 делегатов, из которых 7 проголосовало «за», 4 - «против».

При этом, ссылка представителя заинтересованного лица Баловнева А.С. о том, что в нарушение требований п. 1.1. ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Братская районная территориальная избирательная комиссия не уведомила ни Баловнева А.С., ни Банникову О.Н. об имеющихся недостатках в документах, в связи с чем, кандидат был повторно лишен возможности представить в Братскую районную территориальную избирательную комиссию решение о создании Братского местного отделения КПРФ, не может повлиять на выводы суда об обоснованности заявленных административных исковых требований Иванова И.С.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 243-244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Иванова Игоря Сергеевича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области *** от **.**.**** о регистрации кандидата Баловнева А.С. на должность мэра муниципального образования «Братский район».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Братский районный суд Иркутской области в течение пяти дней со дня принятия решения судом.

Судья Е.Н. Громова

Дата изготовления мотивированного решения суда – 05.08.2020.