ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-606/20 от 31.01.2020 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2а-606/2020

56RS0018-01-2019-009656-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2020 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Менжинской О.В.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора г.Оренбурга - Королькова С.Ю., представителя административного ответчика - Администрации города Оренбурга и заинтересованного лица МКП «Оренбургторгсервис» – Мартыновой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора города Оренбурга к администрации города Оренбурга, Комитету потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г.Оренбурга о признании незаконными действий и обязании к принятию мер по демонтажу незаконно эксплуатирующихся нестационарных торговых объектов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Оренбурга обратился в суд с административным иском, указав, что по результатам проверки соблюдения законодательства при размещении объектов торговли на территории города Оренбурга установлены нарушения требований федерального законодательства и муниципальных нормативных правовых актов.

В соответствии с условиями Положения, между Комитетом потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга и ... заключен договор № ... от 12.10.2017 на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью ... с кадастровым номером: ... расположенном относительно ориентира: ... в кадастровом квартале ..., согласно схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 28.02.2017 № 638-п (№ ...). Организация обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим договором и требованиями действующего законодательства (п. 1.1 договора). Срок действия договора с 01.07.2017 года по 30.06.2019 года включительно.

По условиям договора № ... от 12.10.2017г. Администрация предоставляет организации право на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью ... с кадастровым номером: ... расположенном относительно ориентира: ... в кадастровом квартале ..., согласно Схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 28.02.20 1 7 № 638-п (... предприниматель обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего Договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим Договором и требованиями j действующего законодательства (п. 1.1 договора). В соответствии с пунктом 2.1. договоров период размещения нестационарного торгового объекта устанавливается сроком на 2 (два) года с 01.07.2017 по 30.06.2019 включительно.

В результате осмотра прокуратурой города Оренбурга 06.09.2019 торгового павильона по продаже продовольственных товаров, расположенного по адресу: ... установлено, что объект размещается без заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта.

Аналогичные условия между теми же лицами предусмотрены договором от 12.10.2017г. №... на размещение нестационарного объекта на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0223001:280 с местом расположения установленным от ориентира: ....

Пунктом 4.2.9 Положения, установлена обязанность предпринимателя по демонтажу нестационарного торгового объекта в течение 20-ти дней за свой счет с момента окончания срока действия договора.

Пунктом 4.2 Положения, предусмотрено, что при неосуществлении правообладателями незаконно установленного нестационарного объекта демонтажа объекта в сроки, предусмотренные п. 3.8 настоящего Порядка, демонтаж объекта осуществляется Комитетом в порядке и сроки, установленные разделами 3 и 4 настоящего Порядка.

Меры по демонтажу, эксплуатирующихся с нарушением требований закона нестационарных торговых объектов администрацией города, в лице Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города не приняты, что явилось основанием для обращения прокурора города в суд.

Истец просит суд признать действия администрации города Оренбурга в лице Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга по непринятию мер по демонтажу незаконно эксплуатирующихся с 01.07.2019 года нестационарных торговых объектов: павильонов по адресам: ... и ... незаконными.

Обязать администрацию города Оренбурга в лице комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга, в соответствии с решением Оренбургского городского Совета от 27.02.2018 № 490 «Об утверждении порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» в срок до 01.02.2019 года решить вопрос демонтажа, установленных с нарушением требований закона нестационарных торговых объектов - торговых павильонов по адресам: ...

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора г.Оренбурга - Корольков С.Ю. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Администрации города Оренбурга и заинтересованного лица МКП «Оренбургторгсервис» действующая на основании доверенностей – Мартынова К.С., в судебном заседании возражала против удовлетворения требований. Указывала на отсутствие бездействия, поскольку обстоятельство незаконного нахождения нестационарных объектов по заявленным административным истцом адресам было выявлено только 22.10.2019г. При этом, Положением предусмотрена уведомительная процедура, только по истечении которой уполномоченный орган может принять решение о демонтаже объекта за счет средств муниципального образования.

В судебное заседание представитель административного ответчика Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г.Оренбурга, представитель заинтересованного лица – ООО «Промтехмонтажстрой» не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Статьей 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с указанным законом размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Указанные изменения вступили в силу с 01.03.2015 года размещение объектов нестационарной торговли осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (ст. 39.33 ЗК РФ).

Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена постановлением администрации города Оренбурга от 28.02.2017 № 638-п «Об утверждении схемы размещения торговых объектов на территории города Оренбурга».

В рамках предоставленных полномочий п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией города разработано Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденное постановлением администрации города от 06.10.2016 № 3060-п

В соответствии с Решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2011 № 130 «Об утверждении Положения о комитете потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга» комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга разрабатывает схему размещения на территории муниципального образования «город Оренбург» нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом Правительства Оренбургской области и в соответствии с муниципальными правовыми актами и организует предоставление права на размещение на территории муниципального образования «город Оренбург» нестационарных торговых объектов в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Оренбургской области, муниципальными правовыми актами.

Судом установлено, что в соответствии с условиями Положения между Комитетом потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города заключен договор № ... от 12.10.2017 года на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью ... с кадастровым номером: ... расположенном относительно ориентира: ... в кадастровом квартале ...

Согласно схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 28.02.2017 № 638-п (№ 373), предприниматель обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим договором и требованиями действующего законодательства (п. 1.1 договора). Срок действия договора с 01.07.2017 по 30.06.2019 года включительно.

По условиям договора № ... от 12.10.2017 Администрация предоставляет организации право на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью ..., с кадастровым номером: ... расположенном относительно ориентира: ... в кадастровом квартале ... согласно схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 28.02.2017 № 638-п (№ 388), предприниматель обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим Договором и требованиями действующего законодательства (п. 1.1 договора). В соответствии с пунктом 2.1. договоров период размещения нестационарного торгового объекта устанавливается сроком на 2 (два) года с 01.07.2017 по 30.06.2019 года включительно.

Прокуратурой города Оренбурга проведена проверка в сфере соблюдения законодательства при размещении объектов торговли на территории города Оренбурга. В результате осмотра прокуратурой города Оренбурга 06.09.2019 установлено наличие торговых павильонов по продаже продовольственных товаров, расположенных по вышеуказанным адресам, и находящимся в отсутствие действующего договора на право размещения нестационарного торгового объекта.

Из норм пункта 4.2.9. Положения следует, что предприниматель обязан прекратить осуществление торговой деятельности, освободить занимаемое место и демонтировать нестационарный торговый объект в течение 30-ти дней за свой счет с момента окончания срока действия настоящего Договора.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами административного истца о том, что рассматриваемые нестационарные торговые объекты располагались начиная с 30.07.2019г. по вышеуказанным адресам в нарушение норм федерального законодательства Федеральному закону от 28.12.20 09 № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного постановлением администрации города от 06.10.2016 №3060-п.

Решением Оренбургского городского Совета от 27.02.2018 № 490 «Об утверждении порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» утвержден Порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Оренбург».

Порядок регламентирует деятельность по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории муниципального образования «город Оренбург».

Из пункта 4.2 порядка следует, что при неосуществлении правообладателем(ями) незаконно установленного нестационарного объекта демонтажа объекта в сроки, предусмотренные пунктом 3.8 настоящего Порядка, демонтаж объекта осуществляется Комитетом в порядке и сроки, установленные разделами 3 и 4 настоящего Порядка.

Однако из представленных ответчиком документов следует, что заседание межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов на территории МО «город Оренбург» состоялось лишь 01.11.2019г., а распоряжение о демонтаже и уведомление владельцу объектов было вынесены только 06.11.2019г.

Доводы административного ответчика о том, что о неисполнении обязанности по демонтажу объектов стало известно только 22.10.2019г., суд полагает не имеющими значения, поскольку с учетом истечения установленных договорами № ... и № ... от 12.10.2017 срока размещения объектов истекающего 30.06.2019г., административному ответчику могло и должно быть известно данное обстоятельство, а по истечению 30-ти дневного срока проверить соблюдение владельцем нестационарного объекта обязательства о его демонтаже. Доводы о наличии судебных споров с владельцем нестационарных торговых объектов, так же не имеют какого либо значения, поскольку предметом таковых являлись требования о взыскании суммы за использование земельного участка, а не право на его использование в период последующий истечению срока договора.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами административного истца о наличии бездействия со стороны административного ответчика имевшего место в период с 31.07.2019 по 21.10.2019г. выразившегося в непринятии мер по демонтажу незаконно эксплуатирующихся с 01.07.2019 года нестационарных торговых объектов

Рассматривая требования об обязании административного ответчика к решению вопроса о демонтаже нестационарных торговых объектов, суд полагает их подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.

Согласно актов выездной проверки от 30.01.2020 года №..., расположенный по адресу: г.Оренбург, относительно ориентира ... нестационарный торговый объект демонтирован силами ... Демонтаж нестационарного торгового объекта расположенного по адресу: ..., относительно ориентира ..., до настоящего времени не завершен, каких либо доказательств выполнения предусмотренных разделами 3 и 4 утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 27.02.2018г. N Порядка мер, направленных на демонтаж незаконно размещенных нестационарных объектов, после направления уведомления владельцу, административным ответчиком в материалы дела не представлено.

В соответствии с положениями ст. 227 ч.3 п.1 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая при этом необходимость предоставления ответчику Администрации города Оренбурга разумных сроков для решения вопроса демонтажа торгового павильона по адресу г.Оренбург, ул.Чкалова, д.20, суд полагает необходимым установить ответчику срок для их окончания не позднее 16.03.2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора города Оренбурга – удовлетворить частично.

Признать действия администрации города Оренбурга в лице Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга по непринятию мер по демонтажу незаконно эксплуатирующихся с 01.07.2019 года нестационарных торговых объектов: павильонов по адресам: ... - незаконными.

Обязать Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга в соответствии с порядком установленным решением Оренбургского городского Совета от 27.02.2018г. №490 "Об утверждении порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" в срок до 16.03.2020 года решить вопрос демонтажа нестационарного торгового объекта расположенного по адресу: ...

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись Месяц О.К.

Мотивированное решение составлено 14 февраля 2020г.

Судья: подпись Месяц О.К.