дело № 2а-606/2021
10RS0013-01-2021-001040-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2021 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Панасенко Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Т.А.Савкиной
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хмары К.А, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Хмара К.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что хх.хх.хх г. он направил в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым № площадью 403 кв.м, местоположение - ..., вид разрешенного использования - ведение огородничества. хх.хх.хх г. письмом № ответчиком отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что земельный участок расположен в водоохраной зоне и прибрежно-защитной полосе водного объекта - р.Деревянка. Указывая, что нормы Водного кодекса Российской Федерации не содержат запрета на предоставление земельных участков в водоохранных зонах, само по себе нахождение земельного участка в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе не препятствует его использованию, а распространяет ряд ограничений на использование земельного участка в части применения на нем пестицидов и агрохимикатов, распашки земель, истец просит признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от хх.хх.хх г.№ об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым №, площадью 403 кв.м, местоположение: ..., земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала № вид разрешенного использования - ведение огородничества и обязать ответчика в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в законную силу решения суда осуществить подготовку проекта договора аренды указанного земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанного договора для подписания заявителю.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Прионежского муниципального района.
В судебное заседание истец не явился, извещен о рассмотрении дела, его представитель Тинькин К.Ю. исковые требования поддержал.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о рассмотрении дела, представлены возражения на исковое заявление.
Представитель администрации Прионежского муниципального района Томилов В.И., действуя на основании доверенности, пояснил, что в администрации отсутствуют сведения о предоставлении земельного участка.
Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что хх.хх.хх г. Хмара К.А. обратился с заявлением в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым № с целью использования - ведение огородничества, площадью 403 кв.м, расположенного по адресу: ..., земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала №.
Письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г.№ Хмара К.А. отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - р.Деревянка, использование земельного участка с видом разрешенного использования «для огородничества» предусматривает осуществление гражданином сельскохозяйственной деятельности, что влечет за собой нарушение требований, установленный в ст.65 Водного кодекса Российской Федерации, в то время как использование указанного земельного участка для целей, не связанных с осуществлением сельскохозяйственной деятельности, противоречит ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Сведения Единого государственного реестра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым №, дата присвоения кадастрового номера - хх.хх.хх г., местоположение - ..., земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала №, площадь 403 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для огородничества, вид права - собственность, сведения о правообладателе, ограничениях, обременениях отсутствуют.
Согласно Правилам землепользования и застройки Деревянского сельского поселения, земельный участок с кадастровым № расположен в территориальной зоне -Ж - жилая зона, ведение огородничества в указанной зоне относится к вспомогательным видам разрешенного использования земельных участков.
Указанный земельный участок расположен в прибрежной защитной полосе и водоохраной зоне р. Деревянка, которая является рыбохозяйственным водным объектом высшей категории.
Исходя из положений статей 104, 105 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: водоохранная (рыбоохранная) зона; прибрежная защитная полоса.
В силу п.2 ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с ч.1 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Исходя из ч.2 указанной статьи в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч.13 ст.65 указанного кодекса ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (ч. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем нахождение земельного участка в пределах водоохранной (рыбоохранной) зоны или прибрежной защитной полосы не относится к предусмотренным ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации случаям, ограничивающим его в обороте.
На основании п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. № П/0412 вид разрешенного использования «ведение огородничества» (код 13.1) предполагает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Земельный участок с кадастровым № поставлен на кадастровый учет и может быть использован в соответствии с видом его разрешенного использования, указанным в Едином государственном реестре недвижимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения, нарушающим право истца на получение земельного участка в аренду.
В соответствии с подп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Исходя из положений в п.5 ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, на основании п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Хмары К.А. от хх.хх.хх г. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым № и при отсутствии иных оснований для отказа в срок не более чем тридцать дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым № площадью 403 кв.м, расположенного по адресу: ..., земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала № в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанного договора для подписания заявителю.
В силу ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Хмары К.А. о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от хх.хх.хх г.№ об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым № площадью 403 кв.м, расположенного по адресу: ..., земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала №, вид разрешенного использования - для огородничества незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Хмары К.А. от хх.хх.хх г. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым № и при отсутствии иных оснований для отказа в срок не более чем тридцать дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым № площадью 403 кв.м, расположенного по адресу: ..., земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала № в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанного договора для подписания заявителю.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Хмары К.А. расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2021 г.