ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6079К/16 от 12.09.2016 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело № 2а – 6079 К\16

Решение

Именем Российской Федерации

12.09.2016 года <адрес>

Коломенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Синевой И.Ю., при секретаре
судебного заседания ФИО1, с участием административного истца ФИО2, представителя административного ответчика Совета депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района Московской области - Председателя Совета депутатов городского поселения Пески ФИО8, представителей заинтересованного лица Администрации городского поселения Пески Коломенского муниципального района Московской области - Главы городского поселения Пески ФИО9, а также по доверенностям ФИО10 и ФИО6, представителя заинтересованного лица – Избирательной комиссии городского поселения Пески Коломенского муниципального района Московской области - председателя избирательной комиссии городского поселения Пески ФИО11, прокурора Сиротининой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об обжаловании решения Совета Депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района Московской области о выдвижении инициативы назначения и проведения местного референдума по изменению статуса городского поселения Пески на сельское поселение Пески,

Установил:

ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Коломенский городской суд с административным исковым заявлением об обжаловании решения Совета Депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района Московской области № 77\20-С от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении инициативы назначения и проведения местного референдума по изменению статуса городского поселения Пески на сельское поселение Пески.

Из объяснений административного истца в судебном заседании и административного искового заявления усматривается, что ФИО2, являясь жителем вышеуказанного городского поселения, считает, что обжалуемое им решение не соответствует требованиям ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», поскольку в нарушение п. 8 ст. 15 данного закона, оно было опубликовано в газете «Оптимальный выбор» - официального печатного издания Совета депутатов городского поселения Пески, с нарушением установленного пятидневного срока, а именно 21.07.2016 г., т.е. на седьмой день с момента его принятия, а также в нарушение п. 4 ст. 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией городского поселения Пески совместная с Советом депутатов данного городского поселения инициатива о проведении местного референдума не была оформлена правовым актом, который, по мнению административного истца должен был быть оформлен до принятия решения Советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ о назначении и проведении референдума.

С учетом изложенного, просит отменить решение Совета Депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района Московской области № 77\20-С от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении инициативы назначения и проведения местного референдума по изменению статуса городского поселения Пески на сельское поселение Пески.

Представитель административного ответчика Совета депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района Московской области – Председатель Совета депутатов ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, полагает, что принятое Советом депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ решение № 77\20-С о выдвижении инициативы назначения и проведения местного референдума по изменению статуса городского поселения Пески на сельское поселение Пески является законным и обоснованным. Данное решение ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в газете «Оптимальный выбор» - официальном органе Совета депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района. Нарушение пятидневного срока опубликования решения связано с тем, что данное печатное издание выходит один раз в неделю, в печать вышеуказанное решение было сдано ДД.ММ.ГГГГ и в ближайшем номере газеты было опубликовано. Считает, что допущенное нарушение не является основанием для признания спорного решения незаконным. Инициатива Администрации городского округа Коломна о проведении референдума по рассматриваемому вопросу была выражена в ряде документов. Такая инициатива возникла в 2014 году. По данному вопросу была проведена конференция жителей городского поселения. Во всех мероприятиях принимали участие представители Администрации городского поселения. Решение Совета депутатов № 77\20-С от ДД.ММ.ГГГГ подписано им, как Председателем Совета и ФИО9, как Главой городского поселения. ФИО9 присутствовал на заседании Совета, поддержал инициативу о проведении референдума.

Представители заинтересованных лиц Администрации городского поселения Пески Коломенского муниципального района Московской области - Глава городского поселения Пески ФИО9, а также по доверенностям ФИО10 и ФИО6, представитель заинтересованного лица – Избирательной комиссии городского поселения Пески Коломенского муниципального района <адрес> - председатель избирательной комиссии городского поселения Пески ФИО11 в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просили отказать, полагая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным по доводам, изложенным представителем административного ответчика, также полагают, что правовым актом, в котором выражена инициатива Администрации городского поселения Пески о проведении референдума, является Решение Совета депутатов № 77\20-С от ДД.ММ.ГГГГ г., подписанное представителями Администрации городского поселения и Советом депутатов этого же поселения.

Суд, выслушав стороны, прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав представленные доказательства, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 239 КАС РФ, Избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

В силу ч. 8 и 9 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением о назначении местного референдума, об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме, в суд могут обратиться граждане, органы местного самоуправления, прокурор, уполномоченные органы государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 240 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах. Срок обращения в суд ФИО2 не пропущен.

Порядок назначения и проведения местного референдума определен Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее по тексту Закон № 67-ФЗ), Законом Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», Законом Московской области от 19 ноября 2003 г. N 148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области» (принят постановлением Московской областной Думы от 29 октября 2003 г. N 2/73-П).

Согласно решению Совета депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района № 77\20-С от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении инициативы назначения и проведения местного референдума по изменению статуса городского поселения Пески на сельское поселение Пески, поддержана инициатива проведения местного референдума по изменению статуса данного городского поселения, проведение референдума назначено на ДД.ММ.ГГГГ Решение подлежит опубликованию в газете «Оптимальный выбор» (л.д. 9, 84).

В соответствии с п. 54 ст. 2 ФЗ №67-ФЗ, референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;

Согласно п. 1 и п. 5 ст. 15 данного ФЗ, назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные соответственно уровню референдума Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Местный референдум назначается в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.

В силу п. 6 ст. 15 ФЗ №67-ФЗ, голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума - не менее чем за 45 дней до дня голосования.

Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия (п. 8 ФЗ №67-ФЗ, п. 6 ст. 12 Закона Московской области от 19 ноября 2003 г. N 148/2003-ОЗ).

Принятие решения о проведении местного референдума регулируется ст. 11 указанного Закона Московской области, которая предусматривает основания для отказа в проведении референдума, являющиеся исчерпывающими.

Порядок назначения местного референдума регулируется ст. 12 Закона Московской области от 19 ноября 2003 г. N 148/2003-ОЗ.

Согласно п. 1 указанной нормы, назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, Уставом муниципального образования.

Решение Совета Депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № 77\20-С было опубликовано в газете «Оптимальный выбор» ДД.ММ.ГГГГ г., являющейся официальным печатным изданием Совета Депутатов городского поселения Пески, с нарушением установленного для публикации указанного вила решений срока, что подтверждается оригиналом печатного издания, объяснением сторон, муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ г., техническим заданием – приложение к контракту (л.д. 8, 29, 75-79).

По мнению суда, положения законодательства, регулирующего вопросы назначения и проведения референдума, не предусматривают оснований для отмены решения представительного органа местного самоуправления по причине нарушения сроков опубликования этого решения при соблюдении иных требований закона о порядке назначения и проведения местного референдума, допущенное нарушение не является существенным, не влияет на законность принятого решения о назначении и проведении местного референдума.

В этой связи, суд также соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что соблюсти требование закона о пятидневном сроке опубликования оспариваемого решения в средствах массовой информации не представилось возможным в связи с тем, что официальный печатный орган Совета Депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района выходит один раз в неделю, что подтверждается сообщением издательского дома «Оптима-Пресс» (л.д. 80). Решение для публикации в газете было передано ДД.ММ.ГГГГ и опубликовано в ближайшем номере газеты (л.д. 29, 73).

Суд считает, что доводы административного истца о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ № 77\20-С незаконным по причине отсутствия правового акта Администрации городского округа Коломна, в котором была бы выражена инициатива исполнительного органа о проведении местного референдума, не основаны на законе. Довода ФИО2 основаны на положениях ст. 22 п. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой, инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Из объяснений сторон, исследованных судом доказательств, оспариваемого решения усматривается, что инициатива о проведении референдума по вышеуказанному вопросу, является совместной: Администрации городского поселения Пески и Советом депутатов данного поселения.

Мнение ФИО2 о необходимости оформления инициативы правовым актом Администрации городского поселения Пески, принятым до издания оспариваемого решения, не основано на законе.

Во исполнение приведенного положения закона о необходимости оформления правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации о совместной инициативе проведения референдума, было принято решение Совета Депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района Московской области № 77\20-С от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении инициативы назначения и проведения местного референдума по изменению статуса городского поселения Пески на сельское поселение Пески, которое подписано Главой Администрации городского поселения Пески и Председателем Совета депутатов городского поселения Пески.

Согласно протоколу заседания Совета депутатов городского поселения Пески, рассматриваемый вопрос был в повестке дня Совета, по которому выступали, как председатель Совета депутатов ФИО3, так и Глава Администрации городского поселения Пески ФИО9, поддержавшие инициативу (л.д. 85-109).

Глава Администрации городского поселения Пески Коломенского муниципального района ФИО9, дававший объяснения в судебном заседании, пояснил, что инициатива о проведении референдума была поддержана Администрацией городского поселения, такая инициатива была выдвинута в 2014 г., о чем свидетельствует проведенная ДД.ММ.ГГГГ конференция граждан указанного городского поселения, в проведении которой ФИО9 принимал участие, высказывался за проведение референдума по рассматриваемому вопросу (л.д. 120-124).

Также об участии в выдвижении инициативы о проведении референдума исполнительным органом власти городского поселения Пески свидетельствуют следующие доказательства: Распоряжение Главы Администрации городского поселения Пески Коломенского муниципального района ФИО9от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанностей по подготовке на проведение референдума на территории городского поселения Пески на сотрудника Администрации городского поселения (л.д. 110), Решение № 163\57-С от ДД.ММ.ГГГГ г., подписанное Председателем Совета депутатов городского поселения Пески, Главой городского поселения Пески о поддержании предложения Главы городского поселения Пески об изменении типа и категории поселка городского типа – рабочего поселка Пески на сельский населенный пункт – <адрес> (л.д. 111), Постановление Главы городского поселения Пески от ДД.ММ.ГГГГ об изменении типа и категории поселка городского типа – рабочего поселка Пески на сельский населенный пункт – <адрес> (л.д. 112), Решение Совета депутатов городского поселения Пески № 164\57-С от ДД.ММ.ГГГГ Об изменении статуса городского поселения Пески, подписанное Председателем Совета депутатов и Главой городского поселения Пески (л.д. 113), Решение Совета Депутатов городского поселения Пески от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу, аналогичному отраженному в оспариваемом решении (л.д. 119).

Таким образом, в представленных доказательствах нашла свое отражение совместная инициатива Совета депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района и Администрации городского поселения Пески о проведении местного референдума по вопросу изменения статуса городского поселения Пески, которая была закреплена в правовом акте - решении Совета Депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района Московской области № 77\20-С от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении инициативы назначения и проведения местного референдума по изменению статуса городского поселения Пески на сельское поселение Пески, подписанном Главой Администрации городского поселения Пески и Председателем Совета депутатов городского поселения Пески.

Рассмотрев дело, суд приходит к однозначному выводу, что оспариваемое решение полностью отвечает требованиям вышеназванного законодательства, регулирующего порядок назначения и проведения местного референдума, отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены принятого Советом депутатов городского поселения Пески решения о проведении референдума о выдвижении инициативы назначения и проведения местного референдума по изменению статуса городского поселения Пески на сельское поселение Пески.

Иные доводы, изложенные в административном исковом заявлении, а также административным истцом в судебном заседании, не могут повлечь за собой отмену вышеуказанного решения.

Суд соглашается с доводами прокурора, что в свете положений ч. 1 ст. 239 КАС РФ, права и интересы административного истца – участника местного референдума по рассматриваемому вопросу, принятым Советом депутатов городского поселения Пески оспариваемым решением на участие в референдуме не нарушаются, доказательств в этой части ФИО2 не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ, основанием для признания решений, действий (бездействий) незаконными является установленные судом нарушения законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом. Таких нарушений при принятии оспариваемого решения не установлено.

В соответствии с изложенным, основания для отмены решения Совета Депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района Московской области № 77\20-С от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении инициативы назначения и проведения местного референдума по изменению статуса городского поселения Пески на сельское поселение Пески, отсутствуют.

Руководствуясь ст. 175-180, 239, 244 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 об обжаловании решения Совета Депутатов городского поселения Пески Коломенского муниципального района Московской области № 77\20-С от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении инициативы назначения и проведения местного референдума по изменению статуса городского поселения Пески на сельское поселение Пески, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Федеральный судья И.Ю. Синева

Мотивированная часть решения составлена ДД.ММ.ГГГГ г.

Федеральный судья И.Ю. Синева