ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-607/2022 от 26.10.2022 Нерчинского районного суда (Забайкальский край)

УИД 75RS0029-01-2022-001674-06

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2022 года г. Нерчинск

Нерчинский районный суд Забайкальского края

В составе:

Председательствующего, судьи Помулевой Н.А.

при секретаре Плотниковой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании

дело № 2а-607/2022

по административному иску Администрации городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края к Нерчинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству, возбужденному на основании решения суда по гражданскому делу № 2-71/2022 от 26.01.2022,

У с т а н о в и л :

16 сентября 2022 года судебным приставом исполнителем Нерчинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю вынесено постановление о взыскании с Администрации городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края исполнительского сбора на сумму 50000 рублей.

Представитель Администрации городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края по доверенности Пляскина Е.М. обратилась с административным иском, в котором просила суд освободить Администрацию городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края от уплаты исполнительского сбора наложенного постановлением судебного пристава исполнителя от 16 сентября 2022 г. на сумму 50 000 рублей.

По делу назначено судебное разбирательство.

Представитель Администрации городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края по доверенности Пляскина Е.М., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель административного ответчика Нерчинского РО СП УФССП России по Забайкальскому краю для участия в судебном заседании не явилась, извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю о времени и месте судебного заседания уведомлены, в суд не явились, возражение по существу административного иска не представили, о причинах неявки не сообщили, об отложении не просили.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112).

Часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Как установлено из материалов дела 26 января 2022 года Нерчинским районным судом Забайкальского края было рассмотрено гражданское дело по иску прокурора Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Нерчинское» Забайкальского края о понуждению к действию, обеспечивающему безопасность дорожного движения.

Судом было принято решение:

- обязать администрацию городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» оборудовать перекресток улиц ... края бортовым камнем в соответствии с требованиями ГОСТ 33128-2014, ГОСТ 52607-2006, ГОСТ 52289-2019 в срок до 15.07.2022 года.

Исполнить решение не представляется возможным, в связи с отсутствием денежных средств на указанные цели в бюджете Администрации городского поселения «Нерчинское».

Вместе с тем, 16 сентября 2022 г. судебным приставом-исполнителем А.В. Гладких принимается решение о взыскании с Администрации городского поселения «Нерчинское» исполнительского сбора в размере 50000 рублей за неисполнение решения суда в добровольном порядке без уважительных причин (л.д. 10).

В судебном заседании установлено, что решение суда Администрацией городского поселения «Нерчинское» в настоящее время не исполнено в связи с отсутствием денежных средств, поскольку администрация городского поселения является бюджетным учреждением, доходы поступают с налоговых и неналоговых вычетов, что является недостаточным для исполнения решения суда, а постановление о взыскании исполнительского сбора и несет дополнительные затраты., тогда как бюджет администрации утвержден в декабре 2021 года.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Источники финансирования бюджета являются не значительными, что указывает на дефицитность бюджета.

Таким образом, судом установлено, что у Администрации городского поселения «Нерчинское» не имелось реальной возможности в установленный срок исполнить требования исполнительного документа.

Поскольку решение суда административным истцом не исполнено по причине отсутствия в бюджете необходимых денежных средств, для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, а так же представлены доказательства, свидетельствующие о принятии всех мер для исполнения решения суда, имеются основания для удовлетворения административного иска, поскольку установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют об отсутствии оснований ответственности Администрации городского поселения «Нерчинское» за нарушение обязательства. Должник – Администрация городского поселения «Нерчинское» подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.177 КАС РФ, ст. 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

Административный иск Администрации городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края к Нерчинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству, возбужденному на основании решения суда по гражданскому делу № 2-71/2022 от 26.01.2022 – удовлетворить.

Освободить Администрацию городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Нерчинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю от 16 сентября 2022 года по исполнительному производству на сумму 50000 рублей.

Решение суда по административному делу может быть обжаловано по общим правилам, установленным КАС РФ, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд, через Нерчинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий, судья –