дело № 2а-607/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Илекского района
Оренбургской области
Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Волобоевой Л.К.,
с участием помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Масловой А.С.,
при секретаре судебного заседания Голямова С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным административный исковым заявлением в обосновании заявленных требований административный истец указывает, что прокуратурой Илекского района в ходе мониторинга исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области выявлены нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Так, административным ответчиком не разработана и не утверждена муниципальная программа в области энергосбережения и о повышении энергетической эффективности, в результате неисполнения муниципальным образованием указанных требований, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области до 01.02.2024: разработать и утвердить муниципальную программу об энергосбережении и повышению энергетической эффективности МО Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Маслова А.С. настаивала на удовлетворении административного искового заявления по основаниям, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика МО администрации Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области Нестеров А.А. в судебном заседании участие не принимает, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, обратилась в адрес суда с заявлением, содержащим просьбу о рассмотрении дела в его отсутствие. Возражений относительно иска суду не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, выслушав административного истца помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Маслову А.С., изучив представленные материалы дела, считает административное исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Так, согласно п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 4 Закона Оренбургской области "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений в числе других обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Согласно ст. 8 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: - разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; - информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;- осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Исходя из "Методических рекомендаций по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ", указанных в письме Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 09-05-05/48843, муниципальная программа - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования. В ходе проверки установлено, что администрацией МО Красноярский сельсовет не в полном объеме соблюдаются требования указанного законодательства. Администрацией МО Красноярский сельсовет до настоящего времени не разработана и не утверждена муниципальная программа об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В нарушение требований п. 2, п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", администрацией МО Красноярский сельсовет не осуществляется обеспечение мероприятий по энергосбережению объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и меры по повышению их энергетической эффективности в части касающейся опубликования в средствах массовой информации муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области, информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов. Кроме этого, администрацией МО Красноярский сельсовет не исполняются обязанности, установленные требованиями п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 22 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": не обеспечено регулярное распространение информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона, социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. С учетом вышеизложенного и исходя из понятий (терминов) установленных п. 1, п. 3 и п. 4 ст. 1 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": - энергетический ресурс - это носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии); - энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, в т.ч. коммунальных); - энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, следует, что отсутствие разработанной программы об энергосбережении и энергетической эффективности, не выполнение других вышеуказанных требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, не позволит уменьшить объем использования энергетических ресурсов с сохранением или с повышением полезного эффекта от их использования. Данное обстоятельство влияет на уровень жизнеобеспечения и благосостояния населения (неопределенного круга лиц), проживающего и пребывающего на территории МО Красноярский сельсовет, в т.ч. на качественное развитие систем коммунальной инфраструктуры и на получение соответствующих коммунальных услуг надлежащего качества и объема в виде энергоснабжения (электро-, тепло-, и газоснабжения), а также на благоустройство данного муниципального образования, т.к. снижение объема использования энергетических ресурсов при сохранении или росте полезного эффекта от их использования, позволит уменьшить расходы местного бюджета, и соответственно использовать их для других целей направленных на удовлетворение потребностей граждан (неопределенного круга лиц), проживающих и пребывающих на территории МО Красноярский сельсовет, согласно требованиям ст. 6 БК РФ, исходя из которых следует, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, в т.ч. по повышению энергоснабжения и повышению энергетической эффективности. Согласно рапорта помощника прокурора от ДД.ММ.ГГГГ разработка и реализация муниципальных программ в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности в администрации Красноярского сельсовета не разработаны. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения администрацией сельсовета не устранены, обратного суду не представлено. Анализ представленных доказательств свидетельствует о том, что администрацией МО Красноярский сельсовет ненадлежащим образом осуществляются возложенные на нее обязанности, по разработке и утверждению муниципальный программы в сфере энергосбережения и повышению энергетической эффективности, информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, что недопустимо, так как ставит под угрозу энергоснабжение, и влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (граждан проживающих и пребывающих на территории МО Красноярский сельсовет), а также муниципального образования Красноярский сельсовет. Данный факт подтвержден материалами дела, и ответчик не оспаривает. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд,
решил:
административные исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области до 01.02.2024 разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности МО Красноярский сельсовет Илекского района Оренбургской области
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Илекского районного суда
Оренбургской области Л.К. Волобоева