ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6089/18 от 25.09.2018 Невского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-6089/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Михалиной Ю.В.,

при секретаре Даниленко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации Невского района об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с административным иском, в котором просят признать незаконным решение администрации Невского района от 13.04.2018 об отказе в принятии из на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения; обязать принять их семью из двух человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование требований административный истец указала, что они обратились в администрацию Невского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, между тем, им было отказано в предоставлении данной услуги ввиду неподтверждения проживания в Санкт-Петербургу в общей сложности не менее 10 лет. Между тем, посчитав указанное решение незаконным, поскольку ответчик не принял в расчет справку о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, истцы обратились в суд с настоящим иском.

В ходе судебного разбирательства от истцов поступило уточненное административное исковое заявление об установлении факта проживания ФИО1, ФИО2 в Санкт-Петербурге с 2006 года, обязании жилищного отдела администрации Невского района поставить истцов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Определением суда от 25.09.2018 в принятии указанного административного искового заявления отказано. (л.д. 87)

Административные истцы в судебное заседание явились, настаивали на заявленных требованиях.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом. (л.д. 74)

Выслушав в судебном заседании доводы и возражения сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Уведомлением от 13.04.2018 по результатам рассмотрения заявления ФИО1, ФИО2 на заседании районной жилищной комиссии администрации Невского района Санкт-Петербурга им было отказано в принятии семьи из 2-х человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 статьи 54 ЖК РФ ввиду не подтверждения проживания в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет. (л.д. 7)

Согласно сведениям отдела вселения и регистрационного учета ЖСК «Наш Дом» Руднева Ю. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, откуда были сняты с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8)

Как следует из представленного в материалы дела заключения начальника УФМС России по СПб и ЛО от ДД.ММ.ГГГГ по факту установления не проживания (нахождения) граждан РФ в заявленном при регистрации по месту жительства жилом помещении по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> по результатам проведенного отделом УФМС России по СПб и ЛО мониторинга установлено, что в вышеуказанном жилом помещении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано по месту жительства 472 человека. (л.д. 48)

В материалы дела также представлен договор найма жилого помещения от 20.11.2017, заключенный между ФИО3 (наймодатель) и ФИО1 (наниматель), по условиям которого наймодатель передает нанимателю жилое помещение, представляющее собой комнату, расположенную по адресу: <адрес>, жилой площадью 16 кв.м во временное владение и пользование для проживания на срок с 20.11.2017 по 20.10.2018 (л.д. 12)

Согласно справке, выданной на имя ФИО2 04.08.1999, последняя является студенткой 1 курса обучения архитектурного факультета ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет». (л.д. 22)

Согласно архивной справке, выданной на имя ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, последняя обучалась в ГБОУ школе № 371 Московского района Санкт-Петербурга с 01.09.2006 по ДД.ММ.ГГГГ на дневной форме обучения. (л.д. 23)

Как следует из представленной справке, выданной на имя ФИО2, последняя являлась учащейся ГБОУ гимназии № 642 «Земля и Вселенная» с 29.08.2012 по 31.08.2017 (л.д. 24)

Согласно справке, выданной на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., последняя работает в СПбПОУ «Индустриально-судостроительный лицей» с 21.12.2015 по настоящее время в должности воспитателя структурного подразделения «Детский дом». (л.д. 25)

В силу п. 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

По смыслу пп. 2 п.1 статьи 51ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При этом согласно п. 1.2 распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга № 565-р от 10.06.1999 «О мерах по повышению эффективности использования вновь вводимой и освобождаемой жилой площади государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга» установлено, что при решении вопроса о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга принимать в расчет всю площадь жилых помещений, занимаемую гражданином и членами его семьи, а также жилую площадь, принадлежащую им на праве частной собственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.93 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.

Согласно п. 12 данных Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.

При этом из материалов дела не следует, что административный истец при выборе Санкт-Петербурга местом своего постоянного жительства имел какие-либо затруднения в регистрации по месту фактического жительства, которые обуславливали бы невозможность подтверждения юридически значимого факта в установленном законом порядке.

Необходимость соблюдения установленного порядка доказывания данного обстоятельства проистекает из принципа добросовестности участников гражданского оборота, согласно которому, если административный истец действительно имел правовые основания к проживанию по месту фактического жительства на территории Санкт-Петербурга в течение 10 лет, то нет оснований полагать, что он не мог встать на регистрационный учет в установленном порядке по месту фактического проживания.

Невозможность такой постановки в смысле статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, свидетельствует именно об отсутствии на стороне административного истца законных оснований к проживанию на территории Санкт-Петербурга, и, как следствие, невозможность встать на регистрационный учет.

Длительное бездействие административного истца по легализации места своего пребывания в отсутствие уважительных и объективных причин не может служить основанием для его освобождения от представления установленных законом доказательств проживания на территории Санкт-Петербурга, иное поставит административного истца в неравное, более привилегированное положение по отношению к иным лицам.

Исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что факт регистрации административного истца, в жилом помещении по месту массовой регистрации (зарегистрировано 472 человек) в период с 16.05.2006 по 11.06.2015 по адресу: <адрес>, носит только и исключительно формальный характер и безусловно не порождает за собой права признания за ней постоянного проживания в указанный период времени в Санкт-Петербурге в смысле, придаваемом им положением п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.05 № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", а следовательно и права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку к моменту рассмотрения администрацией Невского района заявления административно истца не было представлено достаточных доказательств, свидетельствующих об их постоянном проживании на территории Санкт-Петербурга более 10 лет в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представленный истцами договор найма от 20.11.2017 также не подтверждает факт их постоянного проживание на территории Санкт-Петербурга, поскольку жилое помещение по условиям данного договора было предоставлено ФИО1 во временное пользование, а не для постоянного проживания.

Также не могут подтверждать факт проживания на территории Санкт-Петербурга представленные истцами справки с учебных заведений и места работы, поскольку в силу ч. 2 п. 3 местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Тот факт, что истцы осуществляли на территории Санкт-Петербурга трудовую и учебную деятельность не свидетельствует об их постоянном проживании в этом городе в заявленный ими период.

Иных установленных законом оснований, в силу которых административный истец со своей семьей мог бы быть поставлен на учет, не приведено.

С учетом изложенного, администрацией Невского района Санкт-Петербурга административному истцу обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и оснований для признания незаконным решения, принятого администрацией Невского района, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к администрации Невского района об оспаривании решения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 01.10.2018 года