ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-608/18 от 25.12.2018 Шумихинского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-608/2018

25 декабря 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шумихинский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Леоновой Л.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1

при секретаре Буденовских В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумиха Курганской области 25 декабря 2018 года административное дело по исковому заявлению Администрации Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, указывая, что вступившим в законную силу решением Шумихинского районного суда Курганской области от 20.02.2016 Администрация Рижского сельсовета Шумихинского района обязана до 1 марта 2018 года иметь проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и башни водопровода питьевого назначения с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово Шумихинского района в соответствии с п.1.4, п.1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.2.4 СП 2.1.5.1059-01 « Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».

Судебным приставом-исполнителем 20.11.2018 возбуждено исполнительное производство № 17764/18/45056-ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 30.11.2018 судебным приставом-исполнителем принято решение о взыскании с Администрации Рижского сельсовета Шумихинского района исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

С данным постановлением административный истец не согласен по следующим основаниям. Для исполнения решения суда необходима исходная документация. При передаче водопровода в оперативное управление колхозом « Заветы Ильича», документов Администрации Рижского сельсовета передано не было. Документы были найдены и переданы в организацию, занимающуюся разработкой зон санитарной охраны для подземных водопроводов. Исполнение решения суда также связано с вложением денежных средств в размере 35 000 рублей за каждый подземный водозабор.

Администрация Рижского сельсовета является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом Рижского сельсовета, утвержденным решением Рижской сельской Думы. Администрация Рижского сельсовета не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда. Для этого необходимо привлечение дотаций бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.

20.01.2018 заключен договор № ЗСО-03/18 с ООО « Артезеон» для разработки двух проектов зон санитарной охраны для подземных водозаборов с. Большая Рига. За работы предусмотрена плата в размере 70 000 рублей. Судебное решение не могло быть исполнено в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, поскольку договор с ООО « Артезеон» предусматривает срок выполнения работ – 20.02.2019. В настоящее время ведется работа по подготовке двух проектов зон санитарной охраны для подземных водозаборов.

Должником предприняты необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов. Указанные обстоятельства подтверждаются документально и свидетельствуют об отсутствии вины должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок. При таких обстоятельствах, не предоставление Администрацией Рижского сельсовета проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и башни водопровода питьевого назначения с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово Шумихинского района в установленный пятидневный срок нельзя признать уклонением от исполнения решения суда

Административный истец просит приостановить исполнительное производство о взыскании исполнительского сбора от 20.11.2018, возбужденное в рамках исполнительного производства № 17764/18/45056-ИП, освободить Администрацию Рижского сельсовета Шумихинского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснив, что в 2017 году не было финансовой возможности исполнить решение суда. В 2018 такая возможность появилась. Договор заключен на разработку двух зон санитарной охраны водопровода в с. Большая Рига. В отношении остальных населенных пунктов, договоры будут заключаться позднее. Документы на водопровод были найдены только осенью 2018 года и переданы в проектную организацию. 25.11.2018 было получено постановление о возбуждении исполнительного производства. Постановление о взыскании исполнительского сбора получено 04.12.2018. В настоящее время решение суда не исполнено.

Представитель административного ответчика УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Шумихинского РО СП УФССП России по Курганской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. С требованиями истца не согласна.

Ранее в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено законно. Решение суда не исполнено в установленный срок.

Представитель заинтересованного лица ФИО3 Управления Роспотребнадзора по Курганской области в судебное заседание не явился, согласно заявлению просят рассмотреть дело без участия их представителя. Заявленные требования поддерживают.

Выслушав доводы участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяется положениями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ « Об исполнительном производстве» ( ч.1 ст.1).

В соответствии с ч.11 ст. 30 указанного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Исполнительский сбор, в силу ч.1 ст. 112 названного Федерального закона, является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ч.2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).

В силу ч.6 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч.7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности на нарушение обстоятельств суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как разъяснено в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 « О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу указанной нормы исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства ( Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П и от 02.04.205 № 654-О).

Одновременно с этим в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 разъяснено, что отсутствие у должника, в том числе органа государственной ( муниципальной) власти или бюджетного ( муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, администрация Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области является должником по возбужденному 20.11.2018 исполнительному производству № 17764/18/45056-ИП, предметом которого является исполнение решения Шумихинского районного суда от 19.02.2016 в срок до 01 марта 2018 года обязанности по обеспечению содержания водопроводов с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово Шумихинского района Курганской области и соответствие питьевой воды из указанных источников водоснабжения требованиям законодательства Российской Федерации в части соблюдения требований: п.1.4. п. 1.11 СанПин 2.1.4.1110-02 « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; п.2.4 СП 2.1.5.1059-01 « Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» - иметь проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и башни водопровода питьевого назначения с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово Шумихинского района Курганской области.

Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства от 20.11.2018 должнику установлено в пятидневный срок со дня его получения добровольно исполнить содержащееся в нем требования, при этом судебный пристав-исполнитель предупредил о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения.

Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, названная выше обязанность администрацией Рижского сельсовета Шумихинского района исполнена не была, постановлением судебного пристава-исполнителя Шумихинского РО СП УФССП России по Курганской области ФИО2 от 30.11.2018 на администрацию Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области наложен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Данное постановление получено должником 04.12.2018 (согласно журналу регистрации входящей корреспонденции).

В установленный законом для обжалования действий судебного-пристава исполнителя десятидневный срок (ч. 3 ст. 219 КАС РФ) Администрация Рижского сельсовета Шумихинского района обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Требования администрации Рижского сельсовета Шумихинского района обусловлены доводами об отсутствии в бюджете муниципального образования необходимых денежных средств на исполнение постановленного судом решения, отсутствии необходимой документации на водопроводы.

Однако, как указано выше, отсутствие денежных средств само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В свою очередь, доводы об отсутствии документации на водопроводы, не содержат ссылок на какие-либо доказательства, свидетельствующие о фактически предпринятых мерах по розыску такой документации в течение более 2,6 лет ( с февраля 2016 года по ноябрь 2018 года).

Таким образом, административным истцом не представлено доказательств невозможности исполнения решения суда в установленный срок вследствие непреодолимой силы, как и сведений об объективных причинах задержки исполнения решении суда.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В свою очередь, суд считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на 1\4 часть, поскольку 20.01.2018 между администрацией Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области и ООО « Артезеон» заключен договор № ЗСО-03\18, по условиям которого ООО « Артезеон» в срок до 20.02.2019 выполняет работы по разработке двух проектов зон санитарной охраны для подземных водозаборов с. Большая Рига. Поскольку, администрацией Рижского сельсовета Шумихинского района предприняты меры к исполнению решения суда, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению, считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора до 37 500 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд:

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Администрации Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Шумихинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области от 30.11.2018 в отношении Администрации Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области в рамках исполнительного производства № 17764/18/45056-ИП, возбужденного 20.11.2018 в отношении должника Администрации Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области в пользу взыскателя ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области о возложении обязанности по содержанию водопроводов, до 37 500 ( тридцати семи тысяч пятиста ) рублей.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд.

Судья Л.А. Леонова