№ 2а-6095/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Новосибирск 26 октября 2016 года
Ленинский районный суд г.Новосибирска в составе:
судьи Нестеровой А. В.,
с участием административного истца Поморцева Е. Г.,
при секретаре судебного заседания Срыбных Т. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Поморцева ФИО9 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области об оспаривании отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Поморцев Е. Г. обратился в суд с указанным иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области об оспаривании отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
В обоснование иска указано, что при проведении кадастровых работ МКУ «Земельное бюро» по уточнению границ земельного участка принадлежащего на праве общей совместной собственности заявителю и ФИО4, было установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1689 кв. м, что на 362 кв. м больше, указанной (1327 кв. м) в свидетельстве о государственной регистрации права. Данное свидетельство выдано ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства на право собственности на землю РФ-VII НСО-19 № 306435 от 04.05.1995 г., в котором также указана площадь участка в размере 1327 кв. м. Согласно выписке из государственного земельного кадастра № 19/04-8370 от 09.11.2004 г., выданной филиалом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Новосибирской области, земельный участок с кадастровым номером № имеет разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства и площадь 1327 кв. м, которая является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании. При межевании и согласовании границ участка № площадью 1689 кв. м никаких возражений и разногласий со стороны заинтересованных лиц не поступило, что подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участка. При рассмотрении межевого плана от 12.02.2016, и заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № № от 16.02.2016 г., представленного заявителем, ответчиком было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. При этом ответчик ссылается на отсутствие установленного земельным законодательством предельного минимального размера земельного участка для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. Согласно ст.13 Закона Новосибирской области «Об использовании земель на территории Новосибирской области» предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых в собственность граждан из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Совет депутатов Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области четвертого созыва решением очередной пятидесятой сессии от 22.10.2014 г. № 2 утвердил «Правила землепользования и застройки Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Положения, градостроительные регламенты». Данным актом установлены предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства: 0,06 – 0,20 га. Таким образом, ответчиком нарушены права и законные интересы заявителя по кадастровому учету принадлежащего ему объекта недвижимости в фактических границах, так как увеличение площади земельного участка на 362 кв. м не превышает предельного минимального размера земельного участка (600 кв. м).
В судебном заседании административный истец Поморцев Е. Г. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области Кравцов Е. В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ранее представил письменный отзыв, в котором указал, что по результатам рассмотрения представленных документов было выявлено, что вид разрешенного использования, установленный в отношении спорного земельного участка – «для индивидуального жилищного строительства», не соответствует видам разрешенного использования, установленным Правилами землепользования и застройки Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. 06.02.2016 г. в филиал с заявлением № № обратились Поморцев Е. Г и ФИО6 К заявлению ими был приложен межевой план б/н от 12.02.2016 г., подготовленный для целей уточнения местоположения границ и границах территориальной зоны Ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). В соответствии с внесенными сведениями в территориальной зоне Ж-2 Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области среди основных, вспомогательных и условно-разрешенных видов разрешенного использования вид использования «для индивидуального жилищного строительства» отсутствует. Правилами землепользования и застройки для зоны Ж-2 установлен вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками». Исходя из установленного обстоятельства и на основании п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» специалистом филиала было принято обоснованное решение от 01.03.2016 г. № 54/16-8826 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Представитель заинтересованного лица администрации Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, представил письменный отзыв, в котором указал, что решением внеочередной 3-ей сессии Совета депутатов Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 13.11.2015 г. утверждены изменения в Правила землепользования и застройки Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в части приведения видов разрешенного использования земельных участков к единому классификатору, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540. Данное решение в установленные законом сроки было направлено в Управление Росреестра по Новосибирской области для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В данное время администрация Каменского сельсовета проводит работу по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости в части границ зоны Ж-2, включая предельные размеры земельных участков в указанной зоне.
Выслушав пояснения, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п.6 ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В соответствии с ч.2 ст.16 названного Федерального закона государственный кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета соответствующего заявления и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно свидетельству о государственной регистрации № от 16.04.2009 г., Поморцеву Е. Г. и ФИО4 принадлежит на праве общей совместной собственности земельный участок с кадастровым номером: <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Площадь земельного участка составляет 1327 кв. м.
Свидетельство о государственной регистрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выдано на основании свидетельства о государственной регистрации РФ-VII НСО-19 № от ДД.ММ.ГГГГ Площадь земельного участка согласно данному свидетельству также составляет 1327 кв. м.
Согласно кадастровому плану, площадь земельного участка с кадастровым номером № также составляет 1327 кв. м.
Из акта согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером № следует, что площадь участка составляет 1689 кв.м. Возражений со стороны заинтересованных лиц при составлении акта кадастровым инженером не поступило.
12.02.2016 г. кадастровым инженером подготовлен межевой план, в соответствии с которым площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 1689 кв.м.
Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области от 01.03.2016 г. № 54/16-8826 отказано в учете изменении объекта недвижимости по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование отказа указано, что: «в соответствии с п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» имеются основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № в связи с тем, что в результате данного государственного кадастрового учета площадь уточняемого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований (1689 кв. м), больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (1327 кв. м), на величину более чем десять процентов. В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства. Предельный минимальный размер земельного участка для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования земельным законодательством не установлен».
Согласно справке администрации Каменского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2). ФИО2 использует данный участок с 1995 года в неизменных границах, закрепленных с использованием объектов ограждения, позволяющих определить местоположение границы земельного участка, площадь участка составляет 1689 кв. м. Пересечение границ зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-2 с зоной улично-дорожной сети (ИТ-1) произошло по причине кадастровой ошибки при проведении работ по зонированию территории населенных пунктов Каменского сельсовета в 2014 году.
Как следует из ответа Управления Росреестра по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, решением внеочередной 3-й сессии Совета депутатов пятого созыва Каменского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены изменения в Правила землепользования и застройки Каменского сельсовета <адрес>, утвержденные решением очередной пятидесятой сессии Совета депутатов четвертого созыва Каменского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, от администрации Каменского сельсовета <адрес> в Управление поступили землеустроительные дела по изменению описания местоположения границ частей территориальных зон, в составе которых содержится решение об изменении Правил землепользования и застройки Каменского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ (в том числе зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2). Данные землеустроительные дела приняты Управлением в фонд данных землеустройства. По вопросу внесения сведений о границах частей указанных территориальных зон в государственный кадастр недвижимости администрации Каменского сельсовета были даны разъяснения о том, что в соответствии с Правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронном виде, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 г. № 71, необходимые документы направляются в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области.
Доказательств направления администрацией Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастровой недвижимости, суду лицами, участвующими в деле, не представлены.
Однако в п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что исходя из ст.178, ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
В оспариваемом решении об отказе в государственном кадастровом учете № 54/16-8826 от 01.03.2016 г. единственным основанием отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости со ссылкой на п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указано, что в результате данного государственного кадастрового учета площадь уточняемого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требований (1689 кв. м), больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (1327 кв. м), на величину более чем десять процентов, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства, а предельный минимальный размер земельного участка для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования земельным законодательством не установлен.
В соответствии с п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Между тем, в имеющихся в деле «Правилах землепользования и застройки Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Положения, градостроительные регламенты», утвержденных решением очередной пятидесятой сессии от 22.10.2014 г. № 2 Совета депутатов Каменского сельсовета Новосибирской области четвертого созыва, в ст.48 (строка 1 таблицы) указаны предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне Ж-2: 0,06 – 0,20 га (таким образом, минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства – 600 кв. м), при этом ответчик в ходе рассмотрения дела ссылался лишь на отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об изменениях, внесенных в Правила землепользования и застройки Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области решением внеочередной 3-й сессии Совета депутатов пятого созыва Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 13.11.2015 г. № 1, не оспаривая наличия сведений, внесенных на основании ранее утвержденных Правил 2014 г.
При таких обстоятельствах отказ в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости со ссылкой на превышение изменяемой площади земельного участка на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, нельзя признать законным, поскольку разница в площади не превышала предельного минимального размера, установленного Правилами землепользования и застройки Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденными решением очередной пятидесятой сессии от 22.10.2014 г. № 2 Совета депутатов Каменского сельсовета Новосибирской области четвертого созыва, для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
Возражения ответчика о том, что в территориальной зоне Ж-2 Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области среди основных, вспомогательных и условно-разрешенных видов разрешенного использования отсутствует вид использования «для индивидуального жилищного строительства», судом отклоняются, поскольку в оспариваемом решении ссылка на данное обстоятельство отсутствует, основание отказа указано иное.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В силу ч.1 ст.111 КАС РФ, подлежат взысканию с административного ответчика в пользу Поморцева Е. Г. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Поморцева ФИО10 удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в государственном кадастровом учете № 54/16-8826 от 01.03.2016 г., вынесенное инженером 1 категории филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области ФИО7
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Поморцева ФИО11 в полном объеме путем осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 54:19:120101:345 по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области известить Ленинский районный суд г.Новосибирска и Поморцева ФИО12 об исполнении настоящего решения суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области в пользу Поморцева ФИО13 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб. (Триста рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г.Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 03.11.2016 г.
Судья (подпись) А. В. Нестерова
Подлинник решения находится в административном деле № 2а-6095/2016 Ленинского районного суда г.Новосибирска.