Дело № 2а-609/2018 28 сентября 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кузьминой О.В.,
при секретаре Клочкове И.Д.
представителя административного истца ТСЖ «Большой Дом на Неве» Селивановой А.В.,
представителя административного ответчика ГУ МЧС по Санкт-Петербургу, ОНД Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Пыленок А.Д.,
заинтересованного лица Черняева М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Товарищества собственников жилья «Большой Дом на Неве» к Отделу надзорной деятельности Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Большой Дом на Неве» обратилось в суд с административным иском к Отделу надзорной деятельности Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о признании предписания незаконным, ссылаясь на то, что в период с 20.06.2017 года по 23.06.2017 года административным ответчиком ОНД Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по СПб проведена внеплановая выездная проверка здания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которой вынесено Предписание № 2-14-334/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки: Корпус № 1 (10 этажная часть здания): для здания высотой более 28 м. эвакуационные выходы предусмотрены в незадымляемую лестницу клетку Н1 – с выходом на лестничную клетку с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам (фактически обычная лестничная клетка Л1 – с естественным освещением через остекленные проемы в наружных стенах); отсутствует нормативный эвакуационный выход; здание высотой более 28 м. не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 этажах из коридоров не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 этажах (корпус № 1) в объеме лестничной клетки встроены помещения (часть жилых помещений); на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 этажах лестничные клетки не имеют дверей с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах; на 10 этаже в коридоре ширина эвакуационного пути в свету менее 1 м. (фактически 0,8 м.); высота эвакуационного пути в свету ( в части расположения лестничной площадки между 9 и 10 этажами) менее 2 м. ( составляет 0,9 м.); помещения консьержей не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; шахты лифтов ( в здании высотой более 28 м., не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха, или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре) не оборудованы системой создания избыточного давления при пожаре; Корпус № 2 (11-12 этажная часть здания, 13 этаж – мезонин надстройка: здание (часть здания) не оборудовано внутренним противопожарным водопроводом; на 11 этаже на лифтовых холлах люки машинных отделений не имеют требуемого предела огнестойкости EI 30 (выполнены не противопожарными); эвакуационные пути ведут через коридор с проемами (люки) в ограждающих конструкциях (перекрытиях) шахты лифта, не отвечающими требованиям, предъявленным к противопожарным преградам; допускается устройство встроенных помещений (административные помещения правления ТСЖ) на 12 этаже ( технический этаж); на 12 этаже (часть технического этажа, с расположением административных помещений ТСЖ) из коридора не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; 12 этаж (часть технического этажа, с расположением административных помещений ТСЖ) не имеет второго эвакуационного выхода; многоуровневая (трехуровневая квартира) квартира, расположенная на 11-13 этаж (выше 18 м.) не имеет эвакуационных выходов с 12, 13 этажа; кровельное покрытие здания на расстоянии 2 м. от стен крышной котельной не защищено от возгорания бетонной стяжкой толщиной не менее 20 мм.; предел огнестойкости строительных конструкций – несущие элементы (колонны) и наружные несущие стены (в части расположения 13 этажа – надстройка (мезонин) на кровле) не соответствует степени огнестойкости здания – не имеют требуемого предела огнестойкости R 90; предел огнестойкости строительных конструкций бесчердачных покрытий (настилы в том числе с утеплителем) (в части расположения 13 этажа – надстройка (мезонин) на кровле) не соответствует степени огнестойкости здания – не имеют требуемого предела огнестойкости RE 15 (выполнены с применением деревянных конструкций); на 12 этаже предел огнестойкости шахты вентиляции на техническом этаже (с учетом геометрической конструкции) не имеет требуемого предела EI 150 с соответствующим заполнением проема (технологический люк), выходящим в коридор помещения правления ТСЖ; в коридорах (частично) звуковые оповещатели системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре расположены на расстояние от потолка (до верхней части оповещателя) менее 150 мм.; Корпус № 3 (12 этажная часть здания): установка системы противодымной защиты (система дымоудаления в коридорах) находится в неработоспособном состоянии; (при запуске систем противопожарной защиты клапаны дымоудаления не открываются система не запускается) (4 парадная); Корпус № 4 (11-12 этажная часть здания, 13 этаж – мезонин надстройка): здание (часть здания) не оборудовано внутренним противопожарным водопроводом; на 11 этаже в лифтовых холлах люки машинных отделений не имеют требуемого предела огнестойкости EI 30 (выполнены не противопожарными); эвакуационные пути ведут через коридор с проемами (люки) в ограждающих конструкциях (перекрытиях) шахты лифта, отвечающими требованиям, предъявленным к противопожарным преградам; допускается устройство встроенных помещений (офисные помещения) на 12 этаже (технический этаж); на 12 этаже (часть технического этажа, с расположением офисных помещений) из коридора не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; 12 этаж (часть технического этажа, с расположением офисных помещений) не имеет эвакуационных выходов (не менее двух); офисное посещение (мезонин надстройка) (13 этаж) не имеет эвакуационных выходов; кровельное покрытие здания на расстоянии 2 м. от стен крышной котельной не защищено от возгорания бетонной стяжкой толщиной не менее 20 мм.; предел огнестойкости строительных конструкций – несущие элементы (колонны) и наружные несущие стены (в части расположения 13 этажа – надстройка (мезонин) на кровле) не соответствует степени огнестойкости здания – не имеют требуемого предела огнестойкости R 90; предел огнестойкости строительных конструкций бесчердачных покрытий (настилы в том числе с утеплителем) (в части расположения 13 этажа – надстройка (мезонин) на кровле) не соответствует степени огнестойкости здания - не имеют требуемого предела огнестойкости RE 15 (выполнены деревянными); на 12 этаже (часть технического этажа с офисными помещениями) ширина эвакуационного пути в свету менее 1 м. (фактически 0,9 м.); на 12 этаже (часть технического этажа с офисными помещениями) в коридоре допускается прокладка транзитом воздуховода вентиляции; установка системы противодымной защиты (система дымоудаления в коридорах) находится в неработоспособном состоянии (при запуске систем противопожарной защиты клапаны дымоудаления не открываются); Корпус № 5 (10 этажная часть здания): для здания высотой более 28 м. эвакуационные выходы предусмотрены в незадымляемую лестничную клетку типа H1 – с выходом на лестничную клетку с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам (фактически обычная лестничная клетка Л1 – с естественным через остекленные проемы в наружных стенах); отсутствует нормативный эвакуационный выход; здание высотой более 28 м. не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализацией; на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 этажах из коридоров не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 этажах лестничные клетки не имеют дверей с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах; на 10 этаже в коридоре ширина эвакуационного пути в свету менее 1 м. (фактически 0,8 м.); высота эвакуационного пути в свету (в части расположения лестничной площадки между 9 и 10 этажами) менее 2 м. (составляет 0,9 м.); помещения консьержей не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; шахты лифтов ( в здании высотой более 28 м., не имеющие выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха, или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре) не оборудованы системой создания избыточного давления при пожаре; на 10 этаже расстояние от двери наиболее удаленной квартиры, с выходом в коридор, не имеющий оконного проема, более 12 м.; выход на кровлю выполнен не из лестничной клетки (фактически выход с поэтажного коридора); Корпус № 6 (10 этажная часть здания): для здания высотой более 28 м. эвакуационные выходы предусмотрены в незадымляемую лестничную клетку типа H1 – с выходом на лестничную клетку с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам (фактически обычная лестничная клетка Л1 – с естественным через остекленные проемы в наружных стенах); отсутствует нормативный эвакуационный выход; здание высотой более 28 м. не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализацией; на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 этажах из коридоров не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 этажах лестничные клетки не имеют дверей с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах; на 10 этаже в коридоре ширина эвакуационного пути в свету менее 1 м. (фактически 0,8 м.); высота эвакуационного пути в свету (в части расположения лестничной площадки между 9 и 10 этажами) менее 2 м. (составляет 0,9 м.); помещения консьержей не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; шахты лифтов (в здании высотой более 28 м., не имеющие выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха, или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре) не оборудованы системой создания избыточного давления при пожаре; выход на кровлю выполнен не из лестничной клетки (фактически выход с поэтажного коридора); Стоянка автомобилей (паркинг): не предусмотрен автоматический пуск системы вытяжной противодымной вентиляции от пожарных извещателей автоматической установки пожарной сигнализации; отсутствует автоматический пуск системы дымоудаления от автоматической установки водяного пожаротушения; не обеспечен требуемый предел огнестойкости крепления воздуховодов системы вытяжной противодымной вентиляции (в соответствии с пределом огнестойкости воздуховодов); расстояние до ближайшего эвакуационного выхода (при расположении мест хранения автомобилей) в тупиковой части помещения более 25 м. (фактически составляет 39 м.); между эвакуационными выходами более 60 м. (фактически составляет 80 м.); пожарные краны не размещены в навесных встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих отверстия для проветривания, выполненных из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и факсации в закрытом положении; в помещениях стоянки автомобилей, при наличии горизонтально установленных коробов (технологических ниш) с шириной более 0,75 м., препятствующих орошению защищаемых поверхностей, дополнительно под эти короба не установлены спринклерные оросители системы АУПТ; системы вытяжной противодымной вентиляции (центральная часть паркинга) находится в неработоспособном состоянии; Общее: на объекте отсутствует исполнительная (проектная) документация на установки и системы противопожарной защиты (системы противодымной защиты, автоматической установки пожаротушения). Административный истец указывает, что данное предписание является незаконным, по следующим основаниям: требования содержащиеся в данном предписании предполагают совершение действий, которые будут выходить за пределы полномочий ТСЖ; большинство указанных в предписании нарушений не устранимы без нарушения прав и законных интересов собственников помещений, отсутствует техническая возможность устранения данных нарушений; реконструкция дома, проведение капитального и текущего ремонта возможно только по решению общего собрания собственников помещений; указанные в предписании нарушения пожарной безопасности были предметом рассмотрения законности постановления № 2-14-387 от 10.05.2016 года о привлечении управляющей ТСЖ к административной ответственности, которое было отменено Красногвардейским районным судом СПб от 20.07.2016 года, дело направлено на новое рассмотрение, сведения о результатах нового рассмотрения отсутствуют; все нарушения пожарной безопасности, указанные в предписании, имели место при приемке дома в эксплуатацию, так как учитывались как допустимые при проектировании здания; проектная документация была объектом экспертизы на соответствие требованиям пожарной безопасности; в соответствии с Приказом № 6 от 01.10.2013 года ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте ТСЖ «Большой Дом на Неве» являются управляющая Соркина Р.А., ООО «Огнесервис» (за содержание системы пожаротушения в доме и гараже), ООО «Руссобалт-Сервис-плюс» (при эксплуатации электрических сетей и обрудования»; гаражные помещения не входят в состав общего имущества собственников помещений, а принадлежат на праве собственности нескольким лицам; система пожаротушения гаража не входит в состав общего имущества МКД; нарушения требований пожарной безопасности, связанные с работой системы вентиляции и дымоудаления в помещениях паркинга, устранены обслуживающей организацией ООО «Огнесервис» в апреле 2017 года и не могли быть обнаружены в период проверки в июне 2017 года; «встроенные» на лестничной клетке помещения (части жилых помещений) расположены в соответствии с проектной документацией, отражены в поэтажных планах ГУ ГУИОН ПИБ; указание на отсутствие дверей на лестничных клетках с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнителями в притворах является незаконным, поскольку в 1, 5, 6 корпусах проектом не предусмотрены двери на лестничных клетках, а в тех корпусах, где двери предусмотрены требования предписания выполнены; проектной документацией не предусмотрено оборудование помещений консъержей автоматической пожарной сигнализацией; устройство систем противопожарной автоматики относится к капитальному ремонту и невозможно без решения общего собрания собственников помещений МКД; требование в части расположения в коридорах звуковых оповещателей системы оповещения управления эвакуации людей при пожаре на расстоянии от потолка не менее 150 мм соответствует проектной документации, в настоящее время данное нарушение устранено. Уточнив заявленные требования административный истец просит признать незаконным Предписание № 2-14-334/1/1 от 23.06.2017 года.
Представитель административного истца ТСЖ «Большой Дом на Неве» в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ОНД Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал.
Заинтересованное лицо Черняев М.Ю. в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал.
Заинтересованное лицо Гордышевский С.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Комитета по градостроительству и архитектуре в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованное лицо, допросив свидетеля ФИО1., изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования не обоснованными и удовлетворению не подлежащими, по следующим основаниям.
Как следует из представленных суду материалов, в период с 20.06.2017 года по 23.06.2017 года административным ответчиком ОНД Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по СПб проведена внеплановая выездная проверка здания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которой вынесено Предписание № 2-14-334/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки: Корпус № 1 (10 этажная часть здания): для здания высотой более 28 м. эвакуационные выходы предусмотрены в незадымляемую лестницу клетку Н1 – с выходом на лестничную клетку с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам (фактически обычная лестничная клетка Л1 – с естественным освещением через остекленные проемы в наружных стенах); отсутствует нормативный эвакуационный выход; здание высотой более 28 м. не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 этажах из коридоров не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 этажах (корпус № 1) в объеме лестничной клетки встроены помещения (часть жилых помещений); на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 этажах лестничные клетки не имеют дверей с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах; на 10 этаже в коридоре ширина эвакуационного пути в свету менее 1 м. (фактически 0,8 м.); высота эвакуационного пути в свету ( в части расположения лестничной площадки между 9 и 10 этажами) менее 2 м. ( составляет 0,9 м.); помещения консьержей не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; шахты лифтов ( в здании высотой более 28 м., не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха, или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре) не оборудованы системой создания избыточного давления при пожаре; Корпус № 2 (11-12 этажная часть здания, 13 этаж – мезонин надстройка: здание (часть здания) не оборудовано внутренним противопожарным водопроводом; на 11 этаже на лифтовых холлах люки машинных отделений не имеют требуемого предела огнестойкости EI 30 (выполнены не противопожарными); эвакуационные пути ведут через коридор с проемами (люки) в ограждающих конструкциях (перекрытиях) шахты лифта, не отвечающими требованиям, предъявленным к противопожарным преградам; допускается устройство встроенных помещений (административные помещения правления ТСЖ) на 12 этаже ( технический этаж); на 12 этаже (часть технического этажа, с расположением административных помещений ТСЖ) из коридора не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; 12 этаж (часть технического этажа, с расположением административных помещений ТСЖ) не имеет второго эвакуационного выхода; многоуровневая (трехуровневая квартира) квартира, расположенная на 11-13 этаж (выше 18 м.) не имеет эвакуационных выходов с 12, 13 этажа; кровельное покрытие здания на расстоянии 2 м. от стен крышной котельной не защищено от возгорания бетонной стяжкой толщиной не менее 20 мм.; предел огнестойкости строительных конструкций – несущие элементы (колонны) и наружные несущие стены (в части расположения 13 этажа – надстройка (мезонин) на кровле) не соответствует степени огнестойкости здания – не имеют требуемого предела огнестойкости R 90; предел огнестойкости строительных конструкций бесчердачных покрытий (настилы в том числе с утеплителем) (в части расположения 13 этажа – надстройка (мезонин) на кровле) не соответствует степени огнестойкости здания – не имеют требуемого предела огнестойкости RE 15 (выполнены с применением деревянных конструкций); на 12 этаже предел огнестойкости шахты вентиляции на техническом этаже (с учетом геометрической конструкции) не имеет требуемого предела EI 150 с соответствующим заполнением проема (технологический люк), выходящим в коридор помещения правления ТСЖ; в коридорах (частично) звуковые оповещатели системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре расположены на расстояние от потолка (до верхней части оповещателя) менее 150 мм.; Корпус № 3 (12 этажная часть здания): установка системы противодымной защиты (система дымоудаления в коридорах) находится в неработоспособном состоянии; (при запуске систем противопожарной защиты клапаны дымоудаления не открываются система не запускается) (4 парадная); Корпус № 4 (11-12 этажная часть здания, 13 этаж – мезонин надстройка): здание (часть здания) не оборудовано внутренним противопожарным водопроводом; на 11 этаже в лифтовых холлах люки машинных отделений не имеют требуемого предела огнестойкости EI 30 (выполнены не противопожарными); эвакуационные пути ведут через коридор с проемами (люки) в ограждающих конструкциях (перекрытиях) шахты лифта, отвечающими требованиям, предъявленным к противопожарным преградам; допускается устройство встроенных помещений (офисные помещения) на 12 этаже (технический этаж); на 12 этаже (часть технического этажа, с расположением офисных помещений) из коридора не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; 12 этаж (часть технического этажа, с расположением офисных помещений) не имеет эвакуационных выходов (не менее двух); офисное посещение (мезонин надстройка) (13 этаж) не имеет эвакуационных выходов; кровельное покрытие здания на расстоянии 2 м. от стен крышной котельной не защищено от возгорания бетонной стяжкой толщиной не менее 20 мм.; предел огнестойкости строительных конструкций – несущие элементы (колонны) и наружные несущие стены (в части расположения 13 этажа – надстройка (мезонин) на кровле) не соответствует степени огнестойкости здания – не имеют требуемого предела огнестойкости R 90; предел огнестойкости строительных конструкций бесчердачных покрытий (настилы в том числе с утеплителем) (в части расположения 13 этажа – надстройка (мезонин) на кровле) не соответствует степени огнестойкости здания - не имеют требуемого предела огнестойкости RE 15 (выполнены деревянными); на 12 этаже (часть технического этажа с офисными помещениями) ширина эвакуационного пути в свету менее 1 м. (фактически 0,9 м.); на 12 этаже (часть технического этажа с офисными помещениями) в коридоре допускается прокладка транзитом воздуховода вентиляции; установка системы противодымной защиты (система дымоудаления в коридорах) находится в неработоспособном состоянии (при запуске систем противопожарной защиты клапаны дымоудаления не открываются); Корпус № 5 (10 этажная часть здания): для здания высотой более 28 м. эвакуационные выходы предусмотрены в незадымляемую лестничную клетку типа H1 – с выходом на лестничную клетку с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам (фактически обычная лестничная клетка Л1 – с естественным через остекленные проемы в наружных стенах); отсутствует нормативный эвакуационный выход; здание высотой более 28 м. не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализацией; на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 этажах из коридоров не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 этажах лестничные клетки не имеют дверей с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах; на 10 этаже в коридоре ширина эвакуационного пути в свету менее 1 м. (фактически 0,8 м.); высота эвакуационного пути в свету (в части расположения лестничной площадки между 9 и 10 этажами) менее 2 м. (составляет 0,9 м.); помещения консьержей не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; шахты лифтов ( в здании высотой более 28 м., не имеющие выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха, или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре) не оборудованы системой создания избыточного давления при пожаре; на 10 этаже расстояние от двери наиболее удаленной квартиры, с выходом в коридор, не имеющий оконного проема, более 12 м.; выход на кровлю выполнен не из лестничной клетки (фактически выход с поэтажного коридора); Корпус № 6 (10 этажная часть здания): для здания высотой более 28 м. эвакуационные выходы предусмотрены в незадымляемую лестничную клетку типа H1 – с выходом на лестничную клетку с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам (фактически обычная лестничная клетка Л1 – с естественным через остекленные проемы в наружных стенах); отсутствует нормативный эвакуационный выход; здание высотой более 28 м. не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализацией; на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 этажах из коридоров не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 этажах лестничные клетки не имеют дверей с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах; на 10 этаже в коридоре ширина эвакуационного пути в свету менее 1 м. (фактически 0,8 м.); высота эвакуационного пути в свету (в части расположения лестничной площадки между 9 и 10 этажами) менее 2 м. (составляет 0,9 м.); помещения консьержей не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; шахты лифтов (в здании высотой более 28 м., не имеющие выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха, или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре) не оборудованы системой создания избыточного давления при пожаре; выход на кровлю выполнен не из лестничной клетки (фактически выход с поэтажного коридора); Стоянка автомобилей (паркинг): не предусмотрен автоматический пуск системы вытяжной противодымной вентиляции от пожарных извещателей автоматической установки пожарной сигнализации; отсутствует автоматический пуск системы дымоудаления от автоматической установки водяного пожаротушения; не обеспечен требуемый предел огнестойкости крепления воздуховодов системы вытяжной противодымной вентиляции (в соответствии с пределом огнестойкости воздуховодов); расстояние до ближайшего эвакуационного выхода (при расположении мест хранения автомобилей) в тупиковой части помещения более 25 м. (фактически составляет 39 м.); между эвакуационными выходами более 60 м. (фактически составляет 80 м.); пожарные краны не размещены в навесных встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих отверстия для проветривания, выполненных из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и факсации в закрытом положении; в помещениях стоянки автомобилей, при наличии горизонтально установленных коробов (технологических ниш) с шириной более 0,75 м., препятствующих орошению защищаемых поверхностей, дополнительно под эти короба не установлены спринклерные оросители системы АУПТ; системы вытяжной противодымной вентиляции (центральная часть паркинга) находится в неработоспособном состоянии; Общее: на объекте отсутствует исполнительная (проектная) документация на установки и системы противопожарной защиты (системы противодымной защиты, автоматической установки пожаротушения) (л.д. 8-12).
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд полагает, что предписание вынесено компетентным должностным лицом в рамках предоставленных полномочий, факт выявленных проверкой нарушений требований законодательства в области противопожарной безопасности документально административным истцом не опровергнут.
Кроме того, ссылки административного истца на устранение части указанных в предписании нарушений, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ТСЖ «Большоя Дом на Неве» воспрепятствует законной деятельности должностного лица, в связи с чем, провести внеплановую выездную проверку с целью установления наличия или отсутствия указанных в предписании нарушений возможным не представляется; факт воспрепятствования подтверждается Актом № 2-14-305 от 13.07.2018 года.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности предполагают под собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
При этом названный Федеральный закон устанавливает, что нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, по выполнению предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности установлена положениями статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Положениями частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Кроме этого, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу части 4 статьи 4 вышеупомянутого Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизы до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкции или техническое перевооружение, требования названного Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Как следует из письма Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 2 августа 2013 года N 19-3-1-3216 "О применении нормативных актов", применение нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих требования пожарной безопасности, осуществляется исключительно с учетом обязательности исполнения в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ и части 1 статьи 46 Федерального закона от 22 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", области их применения (проектирования, строительство и эксплуатация), действия во времени (с момента вступления в законную силу и только на объекты, запроектированные и построенные, а также на которых произведен капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение и изменение функционального назначения после указанного момента времени, если иное прямо не предусмотрено нормативным документов).
При этом письмом МЧС России от 22 марта 2013 года N 19-2-12-3578 разъяснено, что собственник вправе выбирать способ обеспечения пожарной безопасности подобного рода объекта путем выполнения положений названного Закона и нормативных документов по пожарной безопасности, принятых в его развитие, либо реализации требований нормативных документов, в соответствии с которыми указанный объект запроектирован и построен.
Для объектов, построенных до вступления в силу названного Закона, обеспечение пожарной безопасности подтверждается определением уровня пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91* "Пожарная безопасность. Общие требования"; для зданий, запроектированных и построенных после его вступления в силу - на основании расчета пожарного риска, выполненного по утвержденным в установленным порядке методикам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены "Правила противопожарного режима в Российской Федерации", содержание требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечению пожарной безопасности.
В пункте 39 Приказа МЧС России от 16 марта 2007 года N 140 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введениях их в действие и применения" разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Указанное согласуется с положениями пункта 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97, дополнительно устанавливающих, что принятие указанных норм и правил после введения спорного здания в эксплуатацию не освобождает организацию от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
При этом пунктом 1.1 СНиП 21-01-97 прямо определено, что данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах не только его создания, но и эксплуатации.
Кроме того, при определении выполнения пользователем здания требований пожарной безопасности надлежит учитывать не только правовые предписания с учетом правил действия их во времени, но и социально-бытовое, производственное назначение данной инфраструктуры.
Спорные объекты защиты, как следует из материалов дела, введены в эксплуатацию до введения в действия выше названных нормативных правовых актов.
Вместе с тем, оспариваемые предписания не устанавливают более высоких требований пожарной безопасности, чем те, которые действовали до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", поскольку имеет место соответствие действующих нормативных предписаний в области пожарной безопасности, действовавшим ранее.
Кроме того, право по охране здоровья обеспечивается, в том числе, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
С учетом вышеуказанного, а также особого социального назначения данного объекта защиты (жилой дом), то соблюдению подлежат, в том числе и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объектов проверки.
Таким образом, принятие правовых норм после введения указанного жилого дома в эксплуатацию не освобождает административных истцов, как управляющих компаний, от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение зданий в соответствии с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390).
Оспариваемое предписание вынесено начальником отделения надзорной деятельности ОНД Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, который в силу п. 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, имеет право выдавать также предписания, то есть в пределах компетенции данного должностного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
ТСЖ «Большой Дом на Неве» осуществляет функции по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу подпункта "е" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе, жилищно-строительными кооперативами (пп. "б" п. 1).
Согласно п. 2 Правил N 416 под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пп. "д" п. 4 Правил N 416).
Из приведенных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что управляющая организация обязана обеспечить надлежащее содержание общего имущества переданного ей в управление многоквартирного дома, в том числе посредством обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности, которое включает обеспечение исправного состояния системы автоматической противопожарной защиты объекта как противопожарного водоснабжения, так и противодымной защиты.
Стороной административного истца не отрицается что в доме, расположенном по адресу: <адрес>, управление которым осуществляет административный истец, имеются нарушения требований противопожарной безопасности.
Указанные обстоятельства подтверждаются также представленным в материалы дела Актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 2-14-334 от 23.06.2017 года.
Поскольку предписания вынесены компетентным должностным лицом при наличии к тому предусмотренных законом оснований, а административным истцом не доказано, что их исполнение не относится к сфере их ответственности, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска.
Доводы административного истца в части того, что устранение части указанных в предписании нарушений невозможно без решения собрания собственников МКД, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку ТСЖ не лишено возможности провести указанное собрание с вынесением на рассмотрение собственников вопросов проведения реконструкции, капитального и текущего ремонта многоквартирного жилого дома.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные административными истцами требования подлежат отклонению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Товарищества собственников жилья «Большой Дом на Неве» к Отделу надзорной деятельности Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о признании предписания незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца.
Судья:
Мотивированное решение изг012отовлено 28.09.2018 года.