ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-609/2022680024-01-2022-000669-66 от 02.08.2022 Сосновского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-609/2022 68RS0024-01-2022-000669-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2022 года р.п. Сосновка Тамбовской области

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Охотниковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Дробышевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сосновского района Тамбовской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по принятию мер, направленных на постановку в качестве бесхозяйной недвижимой вещи деревянных мостов через р. Цна, расположенных на автомобильной дороге к пос. Русский Сосновского района Тамбовской области,

установил:

Прокурор Сосновского района Тамбовской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на положения ст.225 ГК РФ, обратился в суд к администрации Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области, просит признать незаконным бездействие и возложить обязанность по принятию мер, направленных на постановку в качестве бесхозяйной недвижимой вещи деревянных мостов через р. Цна, расположенных на автомобильной дороге к пос. Русский Сосновского района Тамбовской области в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу.

В обоснование иска указал, что в ходе проведения прокуратурой Сосновского района проверки по обращению ФИО5 о неудовлетворительном состоянии деревянных мостов через р. Цна, расположенных на автомобильной дороге к пос. Русский Сосновского района Тамбовской области, установлено, что администрацией Отъясского сельсовета меры, направленные на постановку на учет деревянных мостов через р. Цна в качестве бесхозяйной недвижимой вещи не приняты. Причиной и условиями выявленных нарушений стала ненадлежащая организация работ по выявлению бесхозяйных недвижимых вещей на территории Отъясского сельсовета и постановке их на учет. Указанные нарушения были обозначены в представлении внесенным прокурором Сосновского района 13.04.2022г. на имя главы Отъясского сельсовета, однако до настоящего времени администрацией Отъясского сельсовета мер к устранению нарушений, указанных в представлении, не принято.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Сосновского района Тамбовской области Никишина Я.О. заявленные требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в административном иске, просила удовлетворить их в полном объеме, уточнив, что требование прокуратуры Сосновского района до настоящего времени не исполнены. Исходя из положений администрации Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской, при установленном нарушении прав неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим

правом подачи заявления о постановке на учет имущества как бесхозяйного. Из материалов дела установлено, что мосты в федеральной или иной собственности не находятся.

Представитель административного ответчика - глава администрации Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области ФИО1 не согласилась с административными требованиями, пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 68:18:6301001:1 находится в пользовании «Цнинская шлюзовая система», и не относится к имуществу Отъясского сельсовета. Для постановки на учет необходим технический паспорт на мосты, денежные средства в бюджет сельсовета не заложены.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 50 указанного Федерального закона предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности, в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В силу ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

При этом согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Ч.З ст. 3 указанного Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Из ст. 6 Устава Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области следует, что к вопросам местного значения сельсовета относится, кроме прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно материалам дела 24.11.2021г. житель ФИО5 обратился к врио заместителя главы администрации Тамбовской области с заявлением с просьбой помочь в восстановлении (постройке) дорожных мостов к пос.Русский через р.Цна Сосновского района Тамбовской области, находящихся в аварийном состоянии.

По результатам рассмотрения обращения ФИО5 о неудовлетворительном состоянии деревянных мостов через р.Цна прокуратурой Сосновского района Тамбовской области в адрес прокуратуры Тамбовской области дан ответ из которого следует, что прокуратурой района была проведена проверка по указанному выше обращению ФИО5, в ходе которой установлено, что зарегистрированные права на деревянные мосты через р.Цна отсутствуют.

Как следует из акта от 29.03.2022г. с приложенными фотографиями старшим помощником прокурора Сосновского района и главным специалистом отдела ЖКХ, строительства и архитектуры администрации Сосновского района Тамбовской области проведено обследование мостов через р. Цна, расположенных на автомобильной дороге к пос. Русский Сосновского района Тамбовской области, в ходе которого установлено, что на автомобильной дороге от с.Отъяссы до пос.Русский Сосновского района Тамбовской области через р.Цна имеются два деревянных моста. Один из которых имеет неровное покрытие проезжей части из-за просадки железных свай более чем на 20 см., местами перила у моста поломаны. На деревянных сваях другого моста имеются моховые образования, что свидетельствует о процессе гниения деревянных конструкций.

13.04.2022г. прокуратурой Сосновского района Тамбовской области на имя главы Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - деревянных мостов через р. Цна на автомобильной дороге к пос. Русский

18.05.2022г. главой сельсовета в адрес прокурора Сосновского района дан ответ, о том, что требования прокурора законны и обоснованны. В адрес ГФБУ «Цнинская шлюзовая система» главой сельсовета направлено письмо, как правообладателю земельного участка, о выделении из данного участка участков под мостами в муниципальную собственность Отъясского сельсовета, после чего будут проведены мероприятия по постановке на учет деревянных мостов в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Из сообщения главы Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области ФИО1 следует, что текущий ремонт мостов проводился в 2019 году. На ремонт из бюджета Тамбовской области было выделено 2 млн. рублей, из бюджета Отъясского сельсовета - 2 тыс. рублей.Из Соглашения о предоставлении в 2018-2019 годах бюджету Отъясского сельсовета Сосновского муниципального района субсидий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования от 14.12.2018г. Управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области и администрация Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области заключили настоящее соглашение о предоставлении субсидий из бюджета Тамбовской области в 2018-2019 годах бюджету Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального значения в 2019 году в размере 2 млн. рублей. В Приложении к указанному Соглашению от 14.12.2018г. в графе «направление расходов» указано «ремонт моста через р.Цна в пос. Русский».

25.02.2019г. администрация Отъясского сельсовета Сосновского района

Тамбовской области и ИП ФИО6 заключили контракт на выполнение работ по ремонту моста через р.Цна в пос. Русский.

26.02.2019г. администрация Отъясского сельсовета Сосновского района

Тамбовской области и ИП ФИО6 заключили договор субподряда на выполнение работ по ремонту моста через р.Цна в пос. Русский (текущий ремонт).

13.05.2019г. администрация Отъясского сельсовета Сосновского района

Тамбовской области и ИП ФИО6 заключили контракт на выполнение работ по ремонту моста через р.Цна в пос. Русский (II очередь).

29.05.2019г. администрация Отъясского сельсовета Сосновского района

Тамбовской области и ИП ФИО6 заключили договор на выполнение работ по ремонту моста через р.Цна в пос. Русский (текущий ремонт) II очередь.

29.03.2019г. составлен акт , 22.03.2019г. составлен акт , 10.06.2019г. составлен акт о приемке выполненных работ по ремонту моста через р. Цна в пос. Русский.

Из ответов МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях следует, что деревянные мосты, расположенные по адресу: пос.Русский Сосновского района Тамбовской области в реестре федерального имущества не числятся. Комитет по Управлению имуществом Тамбовской области сообщил, что деревянные мосты через р.Цна, расположенные на автомобильной дороге к пос.Русский Сосновского района Тамбовской области в реестре государственной собственности Тамбовской области не числятся.

Из сообщения главы администрации Сосновского района Тамбовской области следует, что мосты (деревянные) на автодороге «Тамбов- Шацк-Отъяссы-Момонтова-Русское» в реестре муниципального имущества не числятся.

Из положений приведенного законодательства и обстоятельств дела, следует, что два деревянных моста через р. Цна на автомобильной дороге к пос. Русский расположены в границах населенного пункта Отъясского сельсовета, право собственности на указанные деревянные мосты, не зарегистрировано, балансодержатель, собственник не установлен, следовательно, отвечают признакам бесхозяйного имущества ввиду отсутствия на него государственной регистрации права собственности.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Поскольку спорные объекты являются объектом недвижимости, право собственности на которые в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, суд приходит к выводу, что указанные объекты являются бесхозяйными.

Исходя из пункта 3 статьи 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий. Невыполнение органом местного самоуправления данной обязанности создает угрозу безопасности граждан.

По смыслу данной нормы распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся; при этом, иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, законодателем не указаны.

Постановка объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного сама по себе не создает препятствий или ограничений в пользовании имуществом, не создает обязательств у пользователей, и не может толковаться как влекущее обязательное изъятие имущества у фактического владельца. Постановка имущества на учет является предварительной процедурой, направленной на выявление собственников имущества с целью вовлечения имущества в гражданский оборот, в связи с чем сама по себе такая процедура не нарушает права и законные интересы лиц, желающих использовать имущество по своему усмотрению при отсутствии прав на него.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», вступившим в силу с 01.01.2017г.

Как следует из п. 1 Порядка, настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, непринятие администрацией Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области должных мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи деревянных мостов через р. Цна, расположенных на автомобильной дороге к пос. Русский Сосновского района Тамбовской области, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из п.З ст.225 ГК РФ и п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Поскольку ответчик, как орган местного самоуправления, наделен полномочиями в случае установления бесхозяйности объекта, который предназначен для решения вопросов местного значения и находится в муниципальной собственности, то именно администрация Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области должна инициировать процесс постановки его на учет с целью определения его дальнейшего собственника или балансодержателя.

Обращение в суд прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту неопределенного круга лиц с требованием к администрации Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области о возложении обязанности принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйной вещи - двух деревянных мостов, произведено в пределах предусмотренных ст. 39 КАС РФ полномочий.

Суд считает, что срок в течение трех месяцев для принятия меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйной вещи — мостового сооружения является разумным и достаточным для исполнения решения суда, доказательств невозможности исполнения решения в указанный срок административным ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Сосновского района Тамбовской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области по принятию мер, направленных на постановку в качестве бесхозяйной недвижимой вещи деревянных мостов через р. Цна, расположенных на автомобильной дороге к пос. Русский Сосновского района Тамбовской области.

Обязать администрацию Отъясского сельсовета Сосновского района

Тамбовской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, в установленном порядке обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи деревянных мостов через р. Цна, расположенных на автомобильной дороге к пос. Русский Сосновского района Тамбовской области.

Обязать администрацию Отъясского сельсовета Сосновского района Тамбовской области сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Сосновский районный суд и прокурору Сосновского района Тамбовской области в течение 10 дней со дня исполнения судебного решения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Сосновский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Мотивированное решение принято 05 августа 2022 года.