ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-60/2021 от 05.08.2021 Мурманского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 августа 2021 года город Мурманск

Мурманский гарнизонный военный суд под председательством судьи Загорского В.Ю., при секретаре Гончаровой Е.А., с участием административного истца ФИО1, его представителя АОВ, представителя административного ответчика Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Росгвардия) по доверенности ЗВАНИЕЯРР, представителя заинтересованного лица на стороне административных ответчиков – командира войсковой части ***** по доверенности ЗВАНИЕТАВ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части *****ЗВАНИЕ ФИО1 об оспаривании бездействия ФИО2 и федерального государственного казённого учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФГКУ «Росвоенипотека»), связанных с не определением размера инвестиционного дохода и его не перечислением на именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы (далее – НИС) жилищного обеспечения военнослужащих,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом сделанных уточнений, просит:

- признать незаконным бездействие ФИО2 и ФГКУ «Росвоенипотека», связанные с не определением размера инвестиционного дохода и его не перечислением на именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;

- обязать ФГКУ «Росвоенипотека» определить истцу величину дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, который был бы зачислен в накопления для жилищного обеспечения ФИО1 в случае, если бы последний своевременно был включён в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих – с ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать ФИО2 перечислить на именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих ФИО1 денежные средства в размере дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, который был бы зачислен в накопления для жилищного обеспечения в случае, если бы он своевременно был включён в реестр участников.

Как видно из пояснений ФИО1, его представителя, административного иска и приложений к нему, истец, поступивший на военную службу по контракту ДД.ММ.ГГГГ, по достижении общей продолжительности военной службы по контракту три года, подлежал включению в НИС с ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на требования закона, он не был включён в НИС вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. Из ответа ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что накопления для жилищного обеспечения на его именном накопительном счёте за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтены без дохода от инвестирования накопительных взносов в связи с несвоевременным включением в число участников НИС. По мнению истца, причиной несвоевременного направления необходимых сведений для включения в реестр участников НИС является ненадлежащее исполнение командованием войсковой части ***** своих должностных обязанностей по оформлению и направлению соответствующих сведений в уполномоченный орган. Инвестиционный доход гарантирован государством, составляет неотъемлемую часть средств на его именном накопительном счёте, а непроизведение ФГКУ «Росвоенипотека» расчёта суммы инвестиционного дохода нарушает конституционные права ФИО1 на жилище.

Представитель заинтересованного лица – командира войсковой части *****ТАВ в удовлетворении требований истца просил отказать, одновременно пояснив, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ доход от инвестирования накоплений не мог быть учтён на именном накопительном счёте ФИО1, поскольку в указанный период именной накопительный счёт истца не существовал. Однако показал, что ФИО1 не был включён в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ вследствие, в том числе и по нераспорядительности воинских должностных лиц войсковой части *****, отвечающих за своевременное и полное направление документов в департамент строительства ФИО2.

Представитель административного ответчика ФИО2 ЯРР, в целом повторяя письменные возражения представителя отдела Департамента строительства ФИО2, требования истца не признал, пояснив, что законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счёт участников НИС, которые несвоевременно были включены в реестр или не находились в таковом. Поскольку именной накопительный счёт ФИО1 открыт в ДД.ММ.ГГГГ и с указанного времени на его счёт поступили денежные средства, инвестиционный доход от их использования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получен быть не мог, денежные средства истца в доверительном управлении в это время не находились. Более того, ФИО1 пропустил трёхмесячный процессуальный срок на обращение в суд с иском, так как ДД.ММ.ГГГГ ему выдано уведомление о включении в реестр участников НИС с указанием даты возникновения оснований, а поэтому истец с указанного дня знал о нарушении своих прав, однако в суд обратился лишь в ДД.ММ.ГГГГ. При этом, действиями ФИО2 права истца не нарушены. ФИО2 не уполномочена доводить ФГКУ «Росвоенипотека» лимиты бюджетных обязательств, сверх установленных в текущем году на реализацию мероприятий НИС. Инвестиционный доход имеет внебюджетную природу формирования, в связи с чем подлежит взысканию непосредственно с ФГКУ «Росвоенипотека», за счёт распределяемого инвестиционного дохода участников НИС.

Руководитель ФГКУ «Росвоенипотека» будучи надлежащим образом извещённым о месте и времени судебного заседания в суд не прибыл, а поэтому в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено без его участия.

При этом представитель административного ответчика – ФГКУ «Росвоенипотека» Л в своих возражениях, не признавая требований истца, указала, что основанием для открытия именного накопительного счёта является уведомление соответствующего федерального органа исполнительной власти (регистрирующего органа) о включении военнослужащего в реестр участников НИС. Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года № 655 предусмотрено, что поступившие из федерального бюджета денежные средства – накопительные взносы передаются в доверительное управление управляющим компаниям только после учёта на именных накопительных счетах участников НИС. Передаче в доверительное управление подлежит только та часть накоплений для жилищного обеспечения, которая была учтена на именных накопительных счетах конкретного военнослужащего. Учёт накоплений на именном накопительном счёте ФИО1, ФГКУ «Росвоенипотека» был начат с даты открытия его именного накопительного счёта на основании поступивших от регистрирующего органа сведений, с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС. За время с ДД.ММ.ГГГГ до дня открытия именного накопительного счёта накопительные взносы для истца из бюджета не выделялись, соответственно в доверительное управление они не могли быть переданы ввиду их отсутствия. Доход от их инвестирования не возникал. Так как инвестиционный доход является конечным финансовым результатом по итогам деятельности управляющих компаний, которая зависит от многих факторов, рассчитать точную величину инвестиционного дохода, который был бы учтён на именном накопительном счёте ФИО1, в случае своевременного поступления на него накопительных взносов, не представляется возможным. Восстановлению подлежат только накопительные взносы за соответствующие годы, которые гарантированы государством, поскольку они являются величиной известной и устанавливаемой Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив материалы дела, суд полагает установленным следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение (строительство) жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счёт средств федерального бюджета.

Одной из форм реализации права на жилище является НИС жилищного обеспечения военнослужащих, введённая в действие Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон № 117-ФЗ), в котором регламентированы основания для признания военнослужащего участником указанной системы.

Согласно выписке из послужного списка ФИО1, первому и последнему контракту на прохождение военной службы, выпискам из приказа командира войсковой части ***** от ДД.ММ.ГГГГ за № *****, приказа командующего войсками Северо-Западного ордена красной Звезды регионального командования внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ*****, истец, ДД.ММ.ГГГГ заключил первый контракт о прохождении военной службы. Действующий контракт заключён ДД.ММ.ГГГГ на три года, то есть по ДД.ММ.ГГГГ. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части ***** Северо-Западного округа войск национальной гвардии РФ в воинском звании «ЗВАНИЕ».

Как видно из уведомления о включении (исключении) военнослужащего в (из) реестр от ДД.ММ.ГГГГ и справки представителя ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ, именной накопительный счёт участника НИС за №***** на имя ФИО1 был открыт ДД.ММ.ГГГГ, с датой возникновения основания для включения – ДД.ММ.ГГГГ. Учёт накоплений на именном накопительном счёте участника системы и передача их в доверительное управление производится с ДД.ММ.ГГГГ Накопления ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили СУММА., инвестиционный доход за период с I по IV квартал ДД.ММ.ГГГГСУММА.

В силу ст. 7 и п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона № 117-ФЗ к участникам накопительно-ипотечной системы относятся прапорщики, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет три года начиная с 1 января 2005 года. Основанием для включения в реестр участников НИС прапорщиков, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, - общая продолжительность их военной службы по контракту три года. Обязанность по формированию и ведению реестра участника НИС возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Аналогичные по смыслу положения содержались и в ранее действующей редакции Закона № 117-ФЗ от 25 ноября 2009 года.

Согласно пп. 3, 8, 10, 13, 16, 18-19, 33, 35 Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, утверждённой приказом МВД Российской Федерации от 28 декабря 2005 года № 1059, к участникам НИС, в том числе, относятся прапорщики и мичмана, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет 3 года начиная с 1 января 2005 года. Срок внесения в реестр записи о включении военнослужащего в реестр или об исключении его из реестра не должен составлять более 3 месяцев с даты возникновения соответствующего основания. Командиры воинских частей, в которых хранятся личные дела на прапорщиков ежемесячно формируют личные карточки участников по форме, утверждённой уполномоченным федеральным органом, а также список для включения военнослужащего в реестр. Списки не позднее 1 числа месяца, следующего за отчётным, направляются по команде в округа внутренних войск МВД России. Основанием для включения военнослужащего в сводный список для включения в реестр является список, поступивший из воинской части. Внесение записи в реестр о включении военнослужащего в реестр подтверждается письменным уведомлением о включении в реестр. Регистрирующий орган не позднее 20 числа каждого месяца направляет военнослужащим через орган военного управления – уведомление о включении в реестр по форме, утверждённой уполномоченным федеральным органом. Для организации и проведения работы с военнослужащими – участниками и кандидатами на участие в НИС приказом руководителя органа военного управления создаётся комиссия и утверждается её состав. На комиссию, помимо прочего, возлагаются обязанности по организации и проведении информационно-справочной работы о прядке участия военнослужащих в НИС и способах их жилищного обеспечения, выявлению и учёту военнослужащих, которые могут изъявить желание стать участниками, подготовке сводных списков военнослужащих для их включения в реестр и исключения из реестра. Должностные лица, включённые в состав комиссии, несут персональную ответственность за законность включения военнослужащих в сводные списки для включения в реестр и таблицы изменений, а также за правильность оформления и точность указанных в них сведений.

Аналогичные по смыслу положения содержались в разделе II-IV Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, утверждённого приказом Росгвардии от 14 марта 2017 года № 79 (далее – Приказ Росгвардии № 79, действующего до 11.06.2021 г.), а в настоящее время содержатся в разделе II-III Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утверждённого приказом Росгвардии от 9 февраля 2021 года № 43 (далее – Приказ Росгвардии № 43).

Поскольку возникновение основания для включения в реестр участников НИС у той категории, к которой относится ФИО1, законодателем обусловлено лишь фактом наличия трёхлетнего срока военной службы по контракту начиная с 1 января 2005 года и никаких обязанностей, способствующих своевременному включению в таковой реестр, на военнослужащего не возлагает, то датой возникновения основания для включения истца в реестр участников, как верно указано, является ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая вопрос о соблюдении истцом срока обращения на обжалование бездействий органов государственной власти, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 218 и ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратится в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.

Как следует из ответа начальника отдела (формирования и ведения именных накопительных счетов) ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № НИС ***** на обращение ФИО1 по вопросу информирования о состоянии именного накопительного счёта, ФГКУ «Росвоенипотека» не может определить величину инвестиционного дохода, который мог бы быть получен в случае своевременного включения истца в реестр участников НИС (за период, в котором накопительный взнос ФИО1 не инвестировался) и учесть данный инвестиционный доход на именном накопительном счёте последнего.

Вместе с тем, административными ответчиками не представлены и в деле отсутствуют доказательства доведения до ФИО1 информации о состоянии его именного накопительного счёта начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с момента ознакомления с уведомлением о включении в реестр участников НИС, как это предусмотрено пп.1, 33-35 Приказа Росгвардии № 43.

Не содержит сведений о состоянии именного накопительного счёта в части учтённых сумм инвестиционного дохода и полученное истцом уведомление о включении в реестр участников НИС.

Согласно штампу почтового отправления, с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратился 26 июня 2021 года. Так как истец оспаривает бездействие ФИО2 и ФГКУ «Росвоенипотека», о котором ему стало известно лишь 26 мая 2021 года то, по мнению суда, ФИО1 не пропущен срок на обращения с исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст.219 КАС РФ, следовательно, заявленные им требования подлежат разрешению по существу.

Путём изучения заключения административного расследования по факту нарушения сроков включения, военнослужащих войсковой части ***** в реестр участников НИС от ДД.ММ.ГГГГ, журнала выдачи уведомлений участников НИС войсковой части ***** начатого ДД.ММ.ГГГГ, уведомления в адрес заместителя командующего Северо-Западным округом войск национальной гвардии РФ от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления в адрес врид руководителя Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от ДД.ММ.ГГГГ со сводным списком для включения в реестр участников НИС, установлено, что включение истца в реестр участников НИС спустя 9 лет после предусмотренной Законом № 117-ФЗ даты явилось следствием упущений в деятельности воинских должностных лиц войсковой части *****

Данные обстоятельства подтверждаются и показаниями свидетеля ЩАВ, согласно которым последний в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время исполнял обязанности по формированию списков участников НИС военнослужащих войсковой части *****. Ранее, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, эти обязанности исполняли ЗВАНИЕКПН и ЗВАНИЕЗВМ Последние какие-либо сведения в отношении ФИО1, как о потенциальном участнике НИС, ему не сообщали. В чем выразилась причина упущения по несвоевременному включению истца в реестр участников НИС, выяснить не представилось возможным, поскольку вышепоименованные лица уволены с военной службы ещё в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годах. В ДД.ММ.ГГГГ проведён комплекс мероприятий, в результате которого регистрирующим органом оформлено уведомление о включении ФИО1 в реестр участников НИС в ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, нарушение прав ФИО1 на своевременное включение в реестр участников НИС и, как следствие, на получение в полном размере инвестиционного дохода с ДД.ММ.ГГГГ имело место по причинам, от истца не зависящим, и было обусловлено бездействием со стороны должностных лиц ФИО2, в частности командования войсковой части *****, на которых в силу ч.4 ст. 3 Закона № 76-ФЗ возложена обязанность по реализации мер правовой и социальной защиты военнослужащих.

Разрешая требование ФИО1 о возложении обязанности на ФГКУ «Росвоенипотека» определить величину неполученного дохода от инвестирования средств, подлежащих передаче в доверительное управление с ДД.ММ.ГГГГ, а на ФИО2 перечислить указанные средства на именной накопительный счёт, суд исходит из следующего.

Так, в отношении истца, являющегося военнослужащим ФИО2, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с Законом № 117-ФЗ, Правил формирования и ведения реестра участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны РФ, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 года № 89, выступает одновременно в качестве федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и уполномоченного федерального органа, осуществляющего учёт накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах.

Согласно п. 16 приказа ФИО2 № 43 ФГКУ «Росвоенипотека» осуществляет функцию по ведению именного накопительного счёта участника НИС.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона № 117-ФЗ уполномоченный федеральный орган, помимо прочего, оформляет получение в установленном порядке бюджетных ассигнований для накопления средств на именных накопительных счётах участников, проводит учёт накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на именных накопительных счетах участников, проводит в порядке, установленном Правительством РФ, конкурсы по отбору управляющих компаний для заключения с ними договора доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения.

Статьёй 17 Закона № 117-ФЗ и пп. 2, 6, 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года № 655, предусмотрено, что ФГКУ «Росвоенипотека» полученные от ФИО2 денежные средства, предназначенные для жилищного обеспечения военнослужащих, передаёт в доверительное управление управляющим компаниям для инвестиций с целью получения инвестиционного дохода, который затем рассчитывается для каждого военнослужащего пропорционально накоплениям и зачисляется на именной накопительный счёт участника НИС. Расчёт накопительного взноса, подлежащего учёту на именном накопительном счёте участника НИС, производится с даты возникновения основания для включения этого участника в реестр участников НИС независимо от даты фактического включения его в указанный реестр и открытия именного накопительного счёта до даты возникновения основания для исключения его из указанного реестра. Учёт доходов от инвестирования средств осуществляется поквартально по состоянию на последний день отчётного квартала, за который был получен доход.

Доходами от инвестирования являются дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля (п. 14 ст. 3 Закона № 1717-ФЗ).

К доходам от инвестирования относятся и процентные доходы по целевым жилищным займам тех участников НИС, которые уволены с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. «д» - «з», «л» и «м» п. 1, подп. «в» - «е.2» и «з» - «л» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и обязаны возвратить не только выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору целевого жилищного займа, но и проценты по ставке, установленной этим договором (ч. 2 ст. 15 Закона №177-ФЗ).

Кроме того, в силу ч. 8 ст. 5 Закона № 117-ФЗ накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого либо уровня, не могут являться предметов залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию. При этом учёт накоплений для жилищного обеспечения осуществляется уполномоченным федеральным органом (ч. 9 ст. 5 Закона № 117-ФЗ).

Из приведённых положений Закона следует, что накопления для жилищного обеспечения, в том числе доходы от инвестирования, всех участников НИС вне зависимости от ведомства, в котором они проходят военную службу, а также управление этими накоплениями, равно как и принятие решений об их выплате находятся в ведении уполномоченного федерального органа – ФГКУ «Росвоенипотека».

Поскольку определение размера накоплений для жилищного обеспечения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без учёта доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, подлежащих начислению согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 117-ФЗ, нарушает права и законные интересы ФИО1, закреплённые в ст. 4, ч.1 ст. 5, ч. 1 ст. 11 этого же Федерального закона и в пп. 1, 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку несвоевременным включением истца в Реестр на его именном накопительном счёте учтены накопления в меньшем размере.

То обстоятельство, что несвоевременное включение ФИО1 в реестр участников НИС произошло не по вине уполномоченного федерального органа (ФГКУ «Росвоенипотека»), не освобождает этот орган от исполнения возложенных на него обязательств по соблюдению прав участника НИС, которые предусмотрены в силу Закона.

Приходя к выводу о необходимости восстановления прав ФИО1, суд, руководствуясь тем, что Федеральная служба войск национальной гвардии РФ в соответствии с п. 90 ст. 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 30 сентября 2016 года № 510 является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание войск национальной гвардии РФ и реализацию возложенных на них полномочий, а также является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих через НИС, так и защиты их нарушенных прав в указанной сфере, полагает необходимым обязать ФИО2 дофинансировать ФГКУ «Росвоенипотека» для учёта на именном накопительном счёте Анисимова суммы неначисленного дохода от инвестирования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи суд также полагает необходимым возложить на ФГКУ «Росвоенипотека» обязанность определить величину инвестиционного дохода, полагавшегося к начислению ФИО1 при условии его своевременного включения с ДД.ММ.ГГГГ в реестр участников НИС, и истребовать в установленном порядке от ФИО2 сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, денежную сумму, равную сумме инвестиционного дохода, которая подлежала начислению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на именном накопительном счёте истца с учётом произведённых начислений.

Необходимо отметить, что для должностных лиц ФИО2 и ФГКУ «Росвоенипотека» был очевиден тот факт, что включение ФИО1 в реестр участников НИС лишь спустя 9 лет после возникновения такой обязанности у регистрирующего органа закономерно и неизбежно повлечёт необходимость исчисления не полученного истцом с ДД.ММ.ГГГГ инвестиционного дохода и истребования из ФИО2 денежных средств на эти цели, однако этого вышеупомянутыми должностными лицами сделано не было, что и представляет собой форму бездействия.

Довод административных ответчиков о том, что действующее законодательство не содержит каких-либо норм по начислению инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были несвоевременно включены в Реестр, является необоснованным, так как отсутствие указанного порядка не может ущемлять право ФИО1 участвовать в программе НИС в соответствии с имеющимся статусом военнослужащего, а также и по причине того, что вины последнего в несогласованности действий должностных лиц ФИО2 не имеется. При этом получение денежных средств, необходимых для зачисления на именной накопительный счёт истца в качестве инвестиционного дохода, представляющих собой дивиденды из внебюджетных источников, возможно с закрытых счетов тех военнослужащих, у которых, вследствие досрочного увольнения с военной службы, не возникло право на использование накоплений, учтённых на именном накопительном счёте участника НИС, и подлежащих возврату ФИО2.

Утверждение представителя ФИО2 о том, что ФИО1 избрал неправильный способ защиты его прав, суд находит также несостоятельным, поскольку заявленные требования связаны с признанием незаконными бездействий органов военного управления, которые наделены государственными полномочиями, что, в свою очередь, в соответствии с гл. 22 КАС РФ является предметом для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей при обращении в суд подлежат возмещению административным ответчиком – Федеральной службой войск национальной гвардии РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 177-180, 227 и 298 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконными бездействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и федерального государственного казённого учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанные с не определением размера инвестиционного дохода и его не перечислением на именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Обязать федеральное государственное казённое учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу определить истцу величину дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, который был бы зачислен в накопления для жилищного обеспечения ФИО1 (регистрационный номер *****) в случае, если бы он своевременно был включён в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих – с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации в тридцатидневный срок со дня поступления расчёта перечислить на именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих ФИО1 (регистрационный номер *****) денежные средства в размере дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, который был бы зачислен в накопления для жилищного обеспечения в случае, если бы он своевременно был включён в реестр участников.

Взыскать с Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в пользу ФИО1 судебные издержки, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении с заявлением в суд, в размере 300 (триста) рублей.

Об исполнении решения суда административным ответчикам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу надлежит сообщить в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Мурманский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий по делу В.Ю. Загорский