ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-60/2022 от 23.03.2022 Рубцовского районного суда (Алтайский край)

22RS0044-01-2022-000001-26 Дело № 2а-60/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рубцовск 23 марта 2022 года

Рубцовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сорокиной Е.Г.,

при секретаре Кусаиновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-60/2022 по административному иску ФИО1, действующего посредством представителя по доверенности ФИО2, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай и Федеральному Агентству по управлению государственным имуществом об оспаривании решений, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просит:

1. Признать незаконным Решение административного ответчика РОСИМУЩЕСТВО от 11 октября 2021 г. №10/34362 об отказе (отказ) в предоставлении в аренду, без проведения торгов, земельных участков, находящихся в государственной (или муниципальной) собственности:

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 27685048 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 42713324 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

2. Признать незаконным Решение административного ответчика МТУ Росимущества в Алтайском крае и республике Алтай от 14 октября 2021 г. N ЕХ-8556 об отказе (отказ) в предоставлении в аренду, без проведения торгов, земельных участков, находящихся в государственной (или муниципальной) собственности:

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 27685048 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 42713324 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

3. Признать незаконным распоряжение МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай от 22.10.2021 № 539 о предоставлении Индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (ИНН ), в аренду, без проведения торгов, земельного участка.

4. Признать незаконным распоряжение МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай от 22.10.2021 № 540 о предоставлении Индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (ИНН ), в аренду, без проведения торгов, земельного участка.

5. Обязать административных ответчиков предоставить административному истцу в аренду, без проведения торгов, земельных участков, находящихся в государственной (или муниципальной) собственности:

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 27685048 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 42713324 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства,

на основании Заявлений от 15 июля 2021 года (входящий №363, №363) и представленных документов.

В обоснование заявленных требований указал на то, что 15 июля 2021 года (входящий №363, №363) административным истцом в Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом а Алтайском крае и республике Алтай в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации были поданы Заявления о предоставлении на праве аренды, без проведения торгов, следующих земельных участков, находящихся в государственной собственности:

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 27685048 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 42713324 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;

К Заявлениям от 15 июля 2021 г. были приложены следующие документы: копия паспорта.

27 июля 2021 г. Административный ответчик МТУ Росимущества в Алтайском крае и республике Алтай прислал письмо №СВ-6197, согласно которого он сообщил, что «заявления административного истца (входящий №363, №363), о предоставлении в аренду земельных участков, с кадастровыми номерами: 22:39:000000:735, 22:39:040606:1600, в соответствии с Положением о МТУ Росимущества, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 №470, направлены в Росимущество для принятия решения. О результатах рассмотрения Вы будете уведомлены дополнительно.»

Административным ответчиком МТУ Росимущества в Алтайском крае и республике Алтай было принято Решение от 14 октября 2021 г. N ЕХ-8556 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, с кадастровыми номерами: , с указанием следующих оснований: разрешенное использование земельных участков не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Данное решение было принято на основании решения административного ответчика РОСИМУЩЕСТВО от 11 октября 2021 г. №10/34362, копия которого была приложена к решению административного ответчика МТУ Росимущества в Алтайском крае и республике Алтай.

Административный истец считает Решение от 11 октября 2021 г. №10/34362 и решение от 14 октября 2021 г. N ЕХ-8556 об отказе в предоставлении земельных участков незаконным, поскольку оно противоречит пп. 19 п. 2 ст. 39.6, ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412.

14 февраля 2022 г. в ходе судебного заседания административный истец узнал, что после отказа в предоставлении спорных земельных участков административному истцу, административным ответчиком вышеуказанные земельные участки были предоставлены Индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (ИНН , <адрес>), который подавал гораздо позже ФИО1

Спорные земельные участки были предоставлены на основании:

Распоряжения МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай от 22.10.2021 № 539;

Распоряжения МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай от 22.10.2021 № 540.

Незаконные акты уполномоченных органов не могут нести правовые последствия.

Вышеуказанные распоряжения нарушают права о предоставлении административному истцу, без проведения торгов, спорных земельных участков.

Полагает, что договора аренды, которые заключены на основании вынесенных незаконных Распоряжений МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай от 22.10.2021 № 539 и № 540, ничтожны, т.к. заключены в нарушение действующего законодательства.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ИП ФИО4 К(Ф)К ФИО3

Представители административных ответчиков: Межрегиональное территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай и Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом в судебном заседании отсутствовали, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Межрегиональное территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и представило в суд письменный отзыв на исковое заявление.

В данном отзыве указало, что возражает против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

15.07.2021 ФИО1, в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в Территориальный орган с заявлениями о предоставлении на праве аренды, без проведения торгов, следующих земельных участков, находящихся в государственной собственности:

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 276850048 кв.м., с местоположением: <адрес>, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 42713324 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;

Указанные заявления были направлены Территориальным органом в Росмущество для принятия решения.

12.10.2021 в Территориальный орган поступило решение об отказе в предоставлении ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами 22:39:000000:735, 22:39:040606:1600 в аренду, без проведения торгов для выпаса сельскохозяйственных и сенокошения.

В силу части 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно подпункту. 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Пунктом 6 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом, заявления о предоставлении земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав, а также цель использования земельного участка.

Указанной статьей Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельного участка. Право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

В поданных административным истцом заявлениях указана цель предоставления участков: для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных.

Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).

Согласно выпискам из ЕГРН, установленный вид разрешенного использования земельных участков - для сельскохозяйственного производства.

В заявлении ФИО1 указана цель использования земельных участков - сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412, сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных установлены в качестве отдельных видов разрешенвого использования с кодами 1.19 и 1.20 соответственно.

Довод административного истца о том, что вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование (1.0) включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе сенокошение (1.19) и выпас сельскохозяйственных животных (1.20) не может быть принят во внимание, поскольку, вопреки доводам истца, вид разрешенного использования спорных земельных участков - обеспечение сельскохозяйственного производства (1.18), не включает в себя иные виды разрешенного использования.

Таким образом, цели использования, указанные ФИО1 в заявлениях о предоставлении земельных участков, не соответствуют установленному виду их разрешенного использования.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту. Такие лица обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, действующим земельным законодательством установлен императивный запрет на предоставление в аренду земельных участков гражданам, юридическим лицам, в случае, если вид разрешенного использования земельного участка, указанный в государственном кадастре недвижимости, не соответствует фактическому использованию земельного участка.

Поскольку цели использования земельных участков, указанные ФИО1 не соответствуют установленному виду разрешенного использования, ФИО1, в соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации отказано в предоставлении без проведения торгов земельных участков в аренду.

Решение об отказе в предоставлении ФИО1 земельных участков принято в соответствии с действующим законодательством, основания для его отмены отсутствуют.

Кроме того, в настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами 22:39:000000:735, 22:39:040606:1600 переданы в аренду ФИО3 сроком на 5 лет на основании договора аренды от 26.10.2021 № 56.

При таких обстоятельствах административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 исковые требования уточнены, Территориальный орган в том числе представляя интересы Росимущества, возражает против удовлетворения уточненного административного искового заявления по следующим основаниям.

Само по себе удовлетворение требования о признании распоряжений Территориального органа от 22.10.2021 № 539,№ 540 незаконными не приведет к восстановлению нарушенных прав истца без заявления требований о признании сделки недействительной.

При этом, лицо, не являющееся участником сделки, заявляющее требование о ее ничтожности, для того, чтобы претендовать на удовлетворение иска, обязано в порядке статьи 62 КАС РФ предоставить достаточную совокупность достоверных и допустимых доказательств того, что сделка нарушает его право или посягает на имеющийся у него конкретный охраняемый законом интерес, основанный на положениях правовых актов, который однозначно и определенно может быть реализован, единственным же препятствием к такой реализации является существование оспариваемой сделки.

Территориальный орган полагает, что ФИО1 указанных доказательств не представлено.

Поскольку ФИО1, реализуя право на предоставление земельного участка в аренду, указал в своих заявлениях цель предоставления участков - для целей сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, что не соответствует виду разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства», в связи с чем в предоставлении земельных участков было отказано.

При таких обстоятельствах невозможно прийти к выводу о том, что на момент заключения сделки с ФИО3, а также в настоящее время ФИО1 имеет такой реализованный охраняемый законом интерес, который бы позволял признать распоряжения Территориального органа от 22.10.2021 № 539, 540 незаконными по причине нарушения прав истца.

Заинтересованное лицо индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 в судебном заседании отсутствовал. О времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещён. Представил отзыв на административное исковое заявление, в котором пояснил следующее:

Распоряжениями от 22.10.2021 №539 и №540 ему на праве аренды были предоставлены следующие земельные участки:

<адрес>, с кадастровым номером ;

<адрес>, с кадастровым номером .

В рамках вышеуказанных Распоряжений между ним и Межрегиональным территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и республике Алтай были заключены договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности №55 от 26.10.2021 на земельный участок с кадастровым номером и №56 от 26.10.2021 на земельный участок с кадастровым номером .

Обязательства по вышеуказанным договорам соблюдаются в полном объеме, арендная плата производится своевременно.

Суд счёл возможным рассмотреть дело при данной явке, что не противоречит положениям статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2, в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Выслушав административного истца, представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Статьёй 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1). Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 4).

Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Статьёй 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определён порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В судебном заседании установлено, что правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами: 22:39:000000:735, 22:39:040606:1600 является Российская Федерация.

15 июля 2021 года административным истцом в Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации были поданы Заявления о предоставлении на праве аренды, без проведения торгов, вышеуказанных земельных участков, находящихся в государственной собственности.

10 августа 2021 года индивидуальным предпринимателем ФИО4 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 в МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай поданы заявления в соответствии с пп.12 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении на праве аренды, без проведения торгов, вышеуказанных земельных участков, находящихся в государственной собственности

27 июля 2021 года Административный ответчик МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай направил письмо № СВ-6197 административному истцу, в котором он сообщил, что «заявления административного истца (входящий №363, №364), о предоставлении в аренду земельных участков, с кадастровыми номерами: , в соответствии с Положением о МТУ Росимущества, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 №470, направлены в Росимущество для принятия решения. О результатах рассмотрения Вы будете уведомлены дополнительно».

Административным ответчиком МТУ Росимущества в Алтайском крае и республике Алтай было принято Решение от 14 октября 2021 г. N ЕХ-8556 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, с кадастровыми номерами: , с указанием следующих оснований: разрешенное использование земельных участков не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Данное решение было принято на основании решения административного ответчика РОСИМУЩЕСТВО от 11 октября 2021 г. №10/34362, копия которого была приложена к решению административного ответчика МТУ Росимущества в Алтайском крае и республике Алтай.

В соответствии с договорами аренды земельного участка от 26.10.2021 (соответственно № 55 и № 56) указанные земельные участки переданы в аренду ИП ФИО4 К(Ф)Х ФИО3

Данные обстоятельства подтверждаются представленными по запросу суда выписками из ЕГРН от 17 января 2022 года.

Подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Согласно сведениям содержащимся в ЕГРН, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером: 22:39:000000:735; земельного участка с кадастровым номером: 22:39:040606:1600 - для сельскохозяйственного производства.

Отказ в предоставлении ФИО1 земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 70 398 372 кв.м. с кадастровыми номерами 22:39:000000:735; 22:39:040606:1600, имеющих адресный ориентир: Алтайский край, Рубцовский район, мотивирован тем, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, установленный вид разрешенного использования Земельных участков - для сельскохозяйственного производства. При этом согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных установлены в качестве отдельных видов разрешенного использования с кодами 1.19 и 1.20 соответственно.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации подразделяются по целевому назначению, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.

В силу п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Такие земли огут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земли, указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (далее-Классификатор). Указанный Классификатор дает описание каждого установленного вида разрешенного использования.

В соответствии с 1. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

Однако в утвержденном приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Классификаторе отсутствует такой вид разрешенного использования как « для сельскохозяйственного производства». При этом Классификатор содержит вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» (код 1.0), предусматривающий следующее целевое использование (содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции):

Растениеводство

Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур.

Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.2 - 1.6

1.1

Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур

Осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством зерновых, бобовых, кормовых, технических, масличных, эфиромасличных и иных сельскохозяйственных культур

1.2

Овощеводство

Осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством картофеля, листовых, плодовых, луковичных и бахчевых сельскохозяйственных культур, в том числе с использованием теплиц

1.3

Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур

Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством чая, лекарственных и цветочных культур

1.4

Садоводство

Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур

1.5

Виноградарство

Возделывание винограда на виноградопригодных землях

1.5.1

Выращивание льна и конопли

Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием льна, конопли

1.6

Животноводство

Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.8 - 1.11, 1.15, 1.19, 1.20

1.7

Скотоводство

Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей);

сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных;

разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала)

1.8

Звероводство

Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением в неволе ценных пушных зверей;

размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции;

разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала)

1.9

Птицеводство

Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением домашних пород птиц, в том числе водоплавающих;

размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции птицеводства;

разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала)

1.10

Свиноводство

Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением свиней;

размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции;

разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала)

1.11

Пчеловодство

Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, по разведению, содержанию и использованию пчел и иных полезных насекомых;

размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведениях иных полезных насекомых;

размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства

1.12

Рыбоводство

Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыбоводства (аквакультуры);

размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры)

1.13

Научное обеспечение сельского хозяйства

Осуществление научной и селекционной работы, ведения сельского хозяйства для получения ценных с научной точки зрения образцов растительного и животного мира;

размещение коллекций генетических ресурсов растений

1.14

Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции

Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции

1.15

Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках

Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства

1.16

Питомники

Выращивание и реализация подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян;

размещение сооружений, необходимых для указанных видов сельскохозяйственного производства

1.17

Обеспечение сельскохозяйственного производства

Размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства

1.18

Сенокошение

Кошение трав, сбор и заготовка сена

1.19

Выпас сельскохозяйственных животных

Выпас сельскохозяйственных животных

1.20

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» соответствует виду разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственного использования».

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает, что заявленные в административном иске ФИО1 требования о признании незаконными решения МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай и Росимущества об отказе в предоставлении в аренду, без проведения торгов, земельных участков, находящихся в государственной собственности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков без проведения торгов.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения дополнена пунктом 8, который устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

Согласно абзацу 2 пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.

Исходя из общих принципов земельного законодательства, содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и статьи 39.18 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ, то есть путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка.

По итогам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, при отсутствии оснований для отказа, не позднее 30 дней со дня поступления заявления уполномоченный орган подготавливает и подписывает проекты договора аренды земельного участка и направляет их заявителю для подписания (п. п. 5, 6 ст. 39.17 ЗК РФ; п. п. 2.5, 2.6, 3.6.7 Административного регламента).

В случае поступления заявлений от заинтересованных лиц уполномоченный орган отказывает заявителю в предоставлении участка без проведения торгов и принимает решение о проведении аукциона (пп. 1 п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ).

15.07.2021 административным истцом в МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай поданы заявления о предоставлении земельных участков на праве аренды, без проведения торгов.

10 августа 2021 года индивидуальным предпринимателем ФИО4 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 в МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай поданы заявления в соответствии с пп.12 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении на праве аренды, без проведения торгов, вышеуказанных земельных участков, находящихся в государственной собственности

27 июля 2021 года Административный ответчик МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай направил письмо № СВ-6197 административному истцу, в котором он сообщил, что «заявления административного истца (входящий №363, №364), о предоставлении в аренду земельных участков, с кадастровыми номерами: , в соответствии с Положением о МТУ Росимущества, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 №470, направлены в Росимущество для принятия решения. О результатах рассмотрения Вы будете уведомлены дополнительно».

Административным ответчиком МТУ Росимущества в Алтайском крае и республике Алтай было принято Решение от 14 октября 2021 г. N ЕХ-8556 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, с кадастровыми номерами: , с указанием следующих оснований: разрешенное использование земельных участков не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Данное решение было принято на основании решения административного ответчика РОСИМУЩЕСТВО от 11 октября 2021 г. №10/34362, копия которого была приложена к решению административного ответчика МТУ Росимущества в Алтайском крае и республике Алтай.

Распоряжениями от 22 октября 2021 года МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай принято решение о предоставлении ИП ФИО4 К(Ф)Х ФИО3 на праве аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с договорами аренды земельного участка от 26.10.2021 (соответственно № 55 и № 56) указанные земельные участки переданы в аренду ИП ФИО4 К(Ф)Х ФИО3

Следовательно, заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 ЗК РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что принятие Распоряжения МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай от 22.10.2021 № 539, № 540 о предоставлении Индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 в аренду, без проведения торгов, земельных участков, в нарушение предусмотренной законом процедуры, является достаточным основанием для признания данных Распоряжений незаконными.

Исковые требования о признании незаконными Распоряжений МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай от 22.10.2021 № 539, № 540 о предоставлении Индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 в аренду, без проведения торгов, земельных участков подлежит удовлетворению.

В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

С учетом предмета настоящего спора и обстоятельств, установленных судом, спорные распоряжения и договоры аренды посягают на публичные интересы, поскольку нарушают принцип распоряжения земельными участками.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ суд приходит к выводу о ничтожности договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности № 56, № 55, заключенных между Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай и Индивидуальным предпринимателем ФИО4 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 как заключенных на основании недействительных распоряжений территориального органа исполнительной власти, посягающего на интересы Российской Федерации, то есть на публичные интересы.

В целях восстановления нарушенных прав истца суд полагает необходимым обязать Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом обязанность в установленном законом порядке и сроки рассмотреть заявления ФИО1 и Индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 о предоставлении в аренду, без проведения торгов, земельных участков, находящихся в государственной собственности:

-земельный участок с кадастровым номером: , площадью 42713324 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 27685048 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

Исковое требование о возложении на административных ответчиков предоставить административному лицу в адденду, без проведения торгов, земельных участков, находящихся в государственной (или муниципальной собственности) на основании заявлений от 15.07.2021 не подлежит удовлетворению, поскольку суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела права административного истца подлежали восстановлению путем повторного рассмотрения административным ответчиком заявления, которое ранее было разрешено с нарушением закона. В этой связи вопрос об обязании судом административных ответчиков заключения договора аренды, не может явиться предметом оценки суда в рамках настоящего дела, поскольку разрешение данного вопроса находится в исключительной компетенции органа исполнительной власти.

В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административных ответчиков в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по упдллате государственной пошлины по 300 рублей с каждого.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Федерального Агентства по управлению государственным имуществом от 11 октября 2021 № 10/34362 об отказе в предоставлении в аренду, без проведения торгов, земельных участков, находящихся в государственной собственности:

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 27685048 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 42713324 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

Признать незаконным и отменить решение Межрегионального территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай от 14 октября 2021 г. № ЕХ-8556 об отказе в предоставлении в аренду, без проведения торгов, земельных участков, находящихся в государственной собственности:

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 27685048 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 42713324 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

Признать незаконным и отменить распоряжение Межрегионального территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай от 22.10.2021 № 539 о предоставлении Индивидуальному предпринимателю ФИО4 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (ИНН ) в аренду, без проведения торгов, земельного участка.

Признать незаконным и отменить распоряжение Межрегионального территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай от 22.10.2021 № 540 о предоставлении Индивидуальному предпринимателю ФИО4 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (ИНН ) в аренду, без проведения торгов, земельного участка.

Возложить на Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом обязанность в установленном законом порядке и сроки рассмотреть заявления ФИО1 и Индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 о предоставлении в аренду, без проведения торгов, земельного участка, находящегося в государственной собственности:

- земельный участок с кадастровым номером: , площадью 27685048 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

Возложить на Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом обязанность в установленном законом порядке и сроки рассмотреть заявления ФИО1 и Индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 о предоставлении в аренду, без проведения торгов, земельного участка, находящегося в государственной собственности:

-земельный участок с кадастровым номером: , площадью 42713324 кв.м., с местоположением: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

В остальной части административные исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Взыскать с Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.Г. Сорокина