ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-60/2024 от 16.01.2024 Тымовского районного суда (Сахалинская область)

Гражданское дело № 2а-60/2024

УИД 65RS0015-01-2023-000738-39

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2024 года

Тымовский районный суд Сахалинской области

в составе:

председательствующего Заборской А.Г.,

при секретаре судебного заседания Сивковой О.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора Тымовского района Неволина Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тымовского района в интересах неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Тымовского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ» (далее по тексту – КУМС МО «Тымовский городской округ», Комитет) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснование административного иска указано, что в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 года № 1578 «О внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных и муниципальных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды», приказом Минстроя России от 7 марта 2019 года № 153/пр утверждены Методические рекомендации, согласно которым в целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия: подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома); провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков); представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).

В ходе проведенной Тымовской районной прокуратурой проверки исполнения требований земельного и жилищного законодательства на территории Тымовского района Сахалинской области установлено, что земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, не сформирован и не состоит на государственном кадастровом учете, его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, Комитетом работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, не подготовлены и в ЕГРН не представлены; при этом, многоквартирный дом по указанному выше адресу введен в эксплуатацию в 1983 году.

Прокурор просит признать незаконным бездействие КУМС МО «Тымовский городской округ» в части непринятия мер по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <данные изъяты>; обязать КУМС МО «Тымовский городской округ» сформировать земельный участок под вышеуказанным многоквартирным домом и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 22 декабря 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное унитарное предприятие «Жилищная коммунальная служба» (далее по тексту – МУП «ЖКС»).

В судебном заседании прокурор по делу Неволин Д.Е. административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик КУМС МО «Тымовский городской округ» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражение на административное исковое заявление, в котором указано, что проведение комплексных кадастровых работ, в том числе по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в пгт. Тымовское, осуществляется в рамках муниципальной программы «Совершенствование системы управления муниципальным имуществом МО «Тымовский городской округ» на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением администрации МО «Тымовский городской округ» от 31 августа 2015 года № 118. При формировании местного бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов в финансовое управление МО «Тымовский городской округ» направлялась потребность в денежных средствах на мероприятия в рамках указанной муниципальной программы в сумме 7 653 571 рубль 71 копейка (2023 год), при этом лимиты на данную статью расходов были доведены в размере 3 000 000 рублей (39,20 % процентов от заявленной потребности). Потребности в денежных средствах на указанные цели направлялись ежегодно при формировании местного бюджета на соответствующий год и плановый период, однако лимиты бюджетных обязательств утверждались меньше заявленных необходимых размеров. В 2024 году на указанные цели КУМС МО «Тымовский городской округ» доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 5 700 000 рублей, что позволит обеспечить проведение кадастровых работ по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами, в том числе, под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <данные изъяты>. В настоящее время КУМС МО «Тымовский городской округ» подготовлено техническое задание по проведению работ на изготовление межевых планов в связи с образованием земельных участков на кадастровом плане территории <данные изъяты>, местоположение: Сахалинская область, Тымовский район, пгт. Тымовское, с. Воскресеновка, с. Зональное, ориентировочной площадью каждый земельный участок не менее 350 кв.м. (по фактическим границам). Опубликование извещения о проведении аукциона на выполнение вышеуказанных работ планируется в срок до 29 января 2024 года. По указанным основаниям административный ответчик полагает, что приведенные обстоятельства указывают на отсутствие бездействия.

Заинтересованные лица Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области, МУП «ЖКС» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по существу иска не представили.

В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела по существу.

Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4).

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 года № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Федерального закона).

Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного Федерального закона, с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ) образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Из содержания пункта 4.1 статьи 16 упомянутого Федерального закона следует, что образование указанного в части 3 этой статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, является обязанностью органа местного самоуправления, которым должны быть совершены все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечены утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории МО «Тымовский городской округ» расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <данные изъяты>, земельный участок под которым, согласно информации из ЕГРН, не сформирован и на кадастровый учет не поставлен (л.д. 10-12, 60).

В соответствии с пунктом 1 разделов 1, 3 Положения, утвержденного решением Собрания МО «Тымовский городской округ» от 31 мая 2019 года № 52, комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» является иным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения; к полномочиям КУМС МО «Тымовский городской округ» относится осуществление правомочий собственника муниципального имущества: в установленном порядке владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности; распоряжается земельным участками, в том числе государственная собственность на которые не разграничена; в установленном порядке разрабатывает генеральный план городского округа, правил землепользования и застройки, утверждает документацию по планировке территории.

Таким образом, обязанность по проведению кадастровых работ в отношении земельных участков под многоквартирными домами, в том числе предусмотренных муниципальной программой «Совершенствование системы управления муниципальным имущество МО «Тымовский городской округ» на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации МО «Тымовский городской округ» от 31 августа 2015 года № 118, которой установлен период проведения соответствующих работ - с 2015 по 2020 год, лежит на административном ответчике (л.д. 20).

27 октября 2023 года прокурором направлено в КУМС МО «Тымовский городской округ» представление об устранении нарушений действующего земельного и жилищного законодательства (л.д. 13-15), по итогам рассмотрения которого дан ответ, что работа по постановке земельных участков на кадастровый учет не проведена в связи с отсутствием финансирования; в настоящее время КУМС МО «Тымовский городской округ» ведется работа по сбору коммерческих предложений на изготовление межевых планов земельных участков, которые необходимо сформировать, для последующего проведения конкурсных процедур, в том числе для формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <данные изъяты>

Установленные судом обстоятельства невыполнения обязанности по формированию вышеуказанного земельного участка свидетельствуют о бездействии органа местного самоуправления, которым должны быть совершены все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечены утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете.

Оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Тымовского района требований, поскольку установленную законодательством обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <данные изъяты>, административный ответчик не исполнил.

На основании части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд, в том числе указывает на срок устранения административным ответчиком нарушений.

Суд считает необходимым установить срок исполнения возложенной на административного ответчика обязанности – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным и достаточным.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Тымовского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ» <данные изъяты>) в части непринятия мер по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <данные изъяты>

Возложить на комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ» обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <данные изъяты>, и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <данные изъяты>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Тымовский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 30 января 2024 года.

Судья А.Г. Заборская