ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-610/20 от 29.06.2020 Ефремовского районного суда (Тульская область)

Решение

именем Российской Федерации

29 июня 2020г. г.Ефремов Тульской области

Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Алексеевой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Садыковой Я.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-610/2020 по административному исковому заявлению Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних граждан, к администрации муниципального образования город Ефремов о признании незаконным бездействий по очищению земельного участка и обязании проведения работ,

установил:

Ефремовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации МО г.Ефремов.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Ефремовской межрайпрокуратурой проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних на безопасную окружающую среду. В июле 2019 при проведении проверки по обращению жителей микрорайона Южный г.Ефремова установлено, что на ул.Молодежной г.Ефремова в районе домов №6, №7 и №9 находился объект, незавершенный строительством, возведенный до третьего этажа из пяти - здание второй очереди корпуса жилого дома, строительство которого осуществлялось военнослужащими в конце 1990-х годов. Собственник данного здания установлен не был, указанный корпус жилого дома длительное время находился в недостроенном виде. В 2018 году администрацией муниципального образования город Ефремов было принято решение о демонтаже данного объекта незавершенного строительством, проведены работы по демонтажу полуразрушенного здания, в прокуратуру представлена информация о том, что остатки строительного мусора планируется вывезти до 05.07.2019. Вместе с тем 05.07.2019 в ходе комиссионного обследования прокуратуры и администрации МО город Ефремов установлено, что между домами имеется неогороженная территория, поросшая сорной растительностью, на которой ранее находилось строение, на которой имеются: вкопанные в землю железобетонные сваи, строительный мусор (остатки железобетонных конструкций-плит, проволоки, лестничных маршей). Территория со строительным мусором находится в непосредственной близости от жилых домов №7 и №9 ул.Молодежная и детской игровой площадки. В связи с выявленными нарушениями 08.07.2019 прокуратурой главе администрации МО город Ефремов внесено представление, которым потребовано провести работы по демонтажу оставшихся конструкций здания и вывозу строительного мусора. В ответе на представление прокурора сроки устранения нарушений администрацией неоднократно переносились, первоначально было сообщено, что строительный мусор будет вывезен до 01.09.2019 и осуществлена засыпка котлована грунтовыми массами. В последующем ответе от 18.09.2019 сообщено, что элементы конструктивных деталей снесенного строения вывезены с территории объекта, а оставшийся строительный мусор планируется засыпать излишками грунта в течение 2019-2020гг. Вместе с тем, 14.04.2020 в ходе обследования установлено, что на ранее проверяемой территории по-прежнему находятся элементы конструктивных деталей снесенного строения - остатки железобетонных конструкций, лестничных маршей, повсюду строительный мусор (осколки кирпича, плит, камней), кроме того, территория данного участка не выровнена, имеются перепады высоты между остатками железобетонных плит и земельным участком. Указанный земельный участок находится в непосредственной близости от жилых домов №7 и №9 ул.Молодежная, детской игровой площадки, не имеет ограждения, доступ на него свободный. Бездействие администрации МО город Ефремов, выразившееся в непринятии мер по очищению земельного участка от строительного мусора, выравниванию территории, может привезти к травмированию детей, причинению вреда их жизни и здоровью.

Просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Ефремов по непринятию мер к очищению земельного участка в районе домов №6, №7, №9 ул.Молодежная г.Ефремова от строительного мусора, выравниванию территории надлежащему содержанию; обязать администрацию муниципального образования город Ефремов провести работы по удалению с земельного участка в районе домов №6, №7, №9 ул.Молодежная г.Ефремова элементов конструктивных деталей снесенного строения (остатков железобетонных конструкций, лестничных маршей), строительного мусора, выравниванию поверхности земельного участка в срок до 01.10.2020.

Представитель административного истца - помощник Ефремовского межрайонного прокурора Петров А.И. в судебном заседании уточнил заявленные требования в части срока производства работ, просил суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Ефремов по непринятию мер к очищению земельного участка в районе домов №6, №7, №9 ул.Молодежная г.Ефремова от строительного мусора, выравниванию территории надлежащему содержанию; обязать администрацию муниципального образования город Ефремов провести работы по удалению с земельного участка в районе домов №6, №7, №9 ул.Молодежная г.Ефремова элементов конструктивных деталей снесенного строения (остатков железобетонных конструкций, лестничных маршей), строительного мусора, выравниванию поверхности земельного участка в срок до 30.11.2020.

Представитель административного ответчика - администрации МО г.Ефремов по доверенности ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных административных исковых требований.

Выяснив позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пп.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с п.20 и 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

На основании п.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Статьей 35 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Исходя из содержания п.1 ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В судебном заседании установлено следующее.

Ефремовской межрайпрокуратурой проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних на безопасную окружающую среду.

В июле 2019 года при проведении проверки по обращению жителей микрорайона Южный г.Ефремова установлено, что на ул.Молодежной г.Ефремова в районе домов №6, №7 и №9 находился объект, незавершенный строительством, возведенный до третьего этажа из пяти - здание второй очереди корпуса жилого дома, строительство которого осуществлялось военнослужащими в конце 1990-х годов.

Собственник данного здания установлен не был, указанный корпус жилого дома длительное время находился в недостроенном виде.

В 2018 году администрацией муниципального образования город Ефремов было принято решение о демонтаже данного объекта незавершенного строительством, проведены работы по демонтажу полуразрушенного здания, в прокуратуру представлена информация о том, что остатки строительного мусора планируется вывезти до 05.07.2019.

05.07.2019 в ходе комиссионного обследования прокуратуры и администрации МО город Ефремов установлено, что между домами имеется неогороженная территория, поросшая сорной растительностью, на которой ранее находилось строение, на которой имеются: вкопанные в землю железобетонные сваи, строительный мусор (остатки железобетонных конструкций-плит, проволоки, лестничных маршей).

Территория со строительным мусором находится в непосредственной близости от жилых домов №7 и №9 ул.Молодежная и детской игровой площадки. В связи с выявленными нарушениями 08.07.2019 прокуратурой главе администрации МО г.Ефремов внесено представление, которым потребовано провести работы по демонтажу оставшихся конструкций здания и вывозу строительного мусора. В ответе на представление прокурора сроки устранения нарушений администрацией неоднократно переносились, первоначально было сообщено, что строительный мусор будет вывезен до 01.09.2019 и осуществлена засыпка котлована грунтовыми массами. В последующем ответе от 18.09.2019 сообщено, что элементы конструктивных деталей снесенного строения вывезены с территории объекта, а оставшийся строительный мусор планируется засыпать излишками грунта в течение 2019-2020 гг.

14.04.2020 в ходе обследования установлено, что на ранее проверяемой территории по-прежнему находятся элементы конструктивных деталей снесенного строения - остатки железобетонных конструкций, лестничных маршей, повсюду строительный мусор (осколки кирпича, плит, камней), кроме того территория данного участка не выровнена, имеются перепады высоты между остатками железобетонных плит и земельным участком.

Указанный земельный участок находится в непосредственной близости от жилых домов №7 и №9 ул. Молодежная, детской игровой площадки, не имеет ограждения, доступ на него свободный.

Бездействие администрации МО город Ефремов, выразившееся в непринятии мер по очищению земельного участка от строительного мусора, выравниванию территории, может привезти к травмированию детей, причинению вреда их жизни и здоровью.

Указанное подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами и не оспорено административным ответчиком в ходе рассмотрения дела.

При указанных обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних граждан, к администрации муниципального образования город Ефремов о признании незаконным бездействий по очищению земельного участка и обязании проведения работ, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Ефремов по непринятию мер к очищению земельного участка в районе домов №6, №7, №9 ул.Молодежная г.Ефремова от строительного мусора, выравниванию территории надлежащему содержанию.

Обязать администрацию муниципального образования город Ефремов провести работы по удалению с земельного участка в районе домов №6, №7, №9 ул.Молодежная г.Ефремова элементов конструктивных деталей снесенного строения (остатков железобетонных конструкций, лестничных маршей), строительного мусора, выравниванию поверхности земельного участка в срок до 30 ноября 2020г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Ефремовский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03.07.2020.

Председательствующий